Оглавление
Задача………………………………………………………………………. 4
Постановка задачи………………………………………………………… 5
Введение…………………………………………………………………… 6
Общие сведения…………………………………………………………… 8
Функциональное назначение……………………………………………... 9
Описание логической структуры………………………………………… 10
Используемые технические средства……………………………………. 23
Вызов и загрузка…………………………………………………………... 24
Входные данные…………………………………………………………... 25
Выходные данные………………………………………………………… 27
Список файлов……………………………………………………………. 29
Листинг программы………………………………………………………. 30
Листинг используемых модулей………………………………………… 41
Список используемой литературы………………………………………. 55
Приложение 1. Пример файла с выходными данными………………… 57
Приложение 2. Описание метода кодирования данных………………... 59
В разделе «Задача» приводится формулировка поставленной задачи, для решения которой предназначена работа. Например:
Задача
Создать программное средство для использования на уроках информатики и вычислительной техники при прохождении темы «Устройство персонального компьютера». Программа должна наглядно иллюстрировать устройство персонального компьютера, назначение и функции каждого узла, быть простой в использовании, иметь контролирующую часть для проверки знаний учащихся с возможностью динамического составления вариантов теста и ведения журнала успеваемости, а также содержать словарь терминов.
Необходимо предусмотреть лёгкое обновление теоретического материала без изменения программы, защиту от изменения материалов и журнала успеваемости учениками.
Программа должна охватывать следующие темы:
1. Магистрально-модульный принцип построения ЭВМ.
2. Назначение, функции и логическое устройство центрального процессора. Классификация процессоров.
3. Назначение набора микросхем для системной платы (чипсета).
4. Назначение и функции шины данных, шины адреса.
5. Назначение оперативной памяти, её классификация.
6. Назначение постоянного запоминающего устройства. Классификация ПЗУ.
7. Назначение и устройство накопителей на магнитных дисках.
8. Обзор других устройств для хранения данных.
9. Краткий обзор периферийных устройств.
В разделе «Постановка задачи» приводится раскрытое формальное описание задачи.
Например:
Постановка задачи
Создать программное средство, включающее в себя следующие основные части:
1) форму с главным меню;
2) формы для отображения обучающего материала (текст, графика) из файлов на экран и удобную навигацию по нему (переход на необходимую тему, поиск);
3) подсистема демонстрации анимированных опытов по теме работы;
4) тестирующая подсистема, обеспечивающая ввод данных о пользователе, его тестирование на знание темы случайным набором заданий в определённом количестве за определённое время, вывод данных о пользователе и полученной им оценки в файл журнала, кодирование файла журнала для предотвращения несанкционированного доступа;
5) заставка, наглядно демонстрирующая тему реферата с использованием графики и анимации.
В разделе «Введение» обосновывается выбор темы, языка программирования; описывается актуальность созданного программного средства. Объём введения 1-2 страницы.
В разделе «Общие сведения» должны быть указаны:
· обозначение и наименование программы;
· программное обеспечение, необходимое для функционирования программы;
· языки программирования, на которых написана программа.
Например:
Общие сведения
Обозначение программы: Tester
Полное наименование программы: система автоматизированного контроля знаний учеников по химии за курс школьной программы.
Для работы программы необходима операционная система Windows XP и выше, манипулятор типа «мышь».
Программа написана на алгоритмическом языке Object Pascal (Delphi) в интегрированной среде Embarcadero RAD Studio XE6.
В разделе «Функциональное назначение» должны быть указаны классы решаемых задач и (или) назначение программы и о функциональных ограничениях на применение.
В разделе «Описание логической структуры» должны быть указаны:
· алгоритм программы (в виде блок-схем и/или словесных описаний);
· используемые методы;
· структура программы с описанием функций составленных частей и связи между ними;
· связи программы с другими программами.
Описание логической структуры программы выполняют с учётом текста программы на исходном языке.
Правила оформления блок-схем представлены в приложении 1. Примеры блок-схем приведены в приложении 2.
Структура программы
![]() |
В разделе «Используемые технические средства» должны быть указаны требования к компьютеру и устройствам, которые используются при работе программы.
Например:
Используемые технические средства
Для нормального функционирования программы необходим IBM-совместимый компьютер под управлением операционной системы семейства Windows (не ниже XP), монитор с разрешением экрана не ниже 1024х768 (рекомендуемое 1280х720), около 100 МБ свободного места на жёстком диске для установки и работы программы, звуковая карта и акустические системы, манипулятор типа «мышь».
В разделе «Вызов и загрузка» должен быть указан способ запуска программы с соответствующего носителя данных. Если необходимо, то расписан процесс инсталляции.
Вызов и загрузка
Программа запускается из рабочего каталога с помощью файла start.exe. В этом каталоге должны находиться каталоги с файлами, содержащими изображения, звуки и теоретический материал.
Настройка путей для сохранения результатов работы производится в главном меню, пункт «Настройка», «Каталоги».
В разделе «Входные данные» должны быть указаны: характер, организация и предварительная подготовка входных данных; формат описания и способ кодирования входных данных.
Например:
Входные данные
Входными данными в СУБД «Журнал успеваемости» являются сведения об учениках, предметах и оценках. Структура записи TPupil, используемой для описания учащегося, приведена в таблице 9. Структура записи TSubj, используемой для описания предметов, приведена в таблице 10. Структура записи TMark, используемой для описания оценок, приведена в таблице 11. Структура вспомогательной записи TDate, используемой для описания дат, приведена в таблице 12.
Таблица 9. Структура записи TPupil
Название поля | Тип поля | Описание |
ID | longint | Идентификационный номер учащегося |
Name | string [50] | Имя учащегося |
Surname | string [50] | Фамилия учащегося |
Patronymic | string [50] | Отчество учащегося |
DateOfBirth | TDate | Дата рождения |
ClassN | byte | Класс |
ClassL | char | Литера класса |
NMarks | longint | Поле для связи с таблицей оценок |
Таблица 10. Структура записи TSubj
Название поля | Тип поля | Описание |
ID | longint | Идентификационный номер предмета |
Name | string [50] | Наименование предмета |
Таблица 11. Структура записи TMark
Название поля | Тип поля | Описание |
ID | longint | Идентификационный номер оценки |
Date | TDate | Дата получения оценки |
SubjN | longint | Поле для связи с таблицей предметов |
PupilN | longint | Поле для связи с таблицей учащихся |
Mark | byte | Выставленный балл |
Таблица 12. Структура записи TDate
Название поля | Тип поля | Описание |
Day | byte | День |
Month | byte | Месяц |
Year | word | Год |
В разделе «Выходные данные» должны быть указаны: характер и организация выходных данных; формат, описание и способ кодирования выходных данных.
Например:
Выходные данные
Выходными данными в СУБД «Журнал успеваемости» являются следующие отчёты:
1) список класса (выводятся Ф.И.О. учащихся и их даты рождения);
2) список предметов (выводятся названия предметов);
3) успеваемость ученика за нужный период по каждому из предметов (выводится Ф.И.О. ученика, дата получения оценки, сама оценка и предмет, по которому получена оценка);
4) средний балл учащегося за необходимый период (выводится Ф.И.О. ученика, предмет и средний балл по нему).
Отчёты генерируются в текстовый файл, который можно просматривать в самой программе и вывести на принтер, если это потребуется.
Отчёт «Список класса» имеет следующий вид (показан фрагмент распечатки):
Список 11 "Ж" класса
1. Иванов Петр Сидорович д.р. 01.10.1984
2. Внуков Семен Олегович д.р. 23.05.1985
3. Лопухов Илья Сергеевич д.р. 07.02.1985
3. Петров Иван Иванович д.р. 15.03.1985
В разделе «Список файлов» приводится полный список файлов, необходимых для успешной компиляции и работы программы. Пример списка приведён ниже:
Список файлов
Таблица 19
№ пп. | Название файла и путь к нему | Описание файла |
1. | BGI\egavga.bgi | Стандартный драйвер для работы с графикой |
2. | BGI\goth.chr | Готический шрифт для графического режима |
3. | DOC\readme.txt | Инструкция по работе с программой |
4. | F_LIB\f_mouse.pas | Исходный текст модуля для работы с манипулятором типа «мышь». Автор: Фаронов В. В. |
5. | F_LIB\f_mouse.tpu | Откомпилированный модуль для работы с манипулятором типа «мышь». |
6. | backgr.bmp | Фоновая картинка в графическом формате BMP |
7. | main.pas | Исходный текст основной программы |
8. | main.exe | Запускаемый файл основной программы |
Листинг программы представляет собой распечатку всего текста исходной программы и модулей. Обязательно наличие комментариев в следующих случаях:
1) объявление нового модуля;
2) объявление новой структуры данных;
3) объявление новой переменной;
4) объявление новой подпрограммы (процедуры или функции);
5) вызов подпрограммы, не входящей в стандартные модули среды Turbo Pascal (там, где это необходимо);
Например:
unit MatrC;
{ Модуль для выполнения основных операций над матрицами:
сложения, умножения, инвертирования }
...
type
{ TBall – тип для описания мяча при моделировании полёта }
TBall = record
x,y: integer; { координаты }
r,vx,vy: real; { r – радиус, vx, vy – проекции скоростей }
end;
...
var
x,y,x1,y1: integer;
{ переменные для хранения координат кнопки пункта меню }
...
procedure DrawTextAboutMe;
{ Процедура для вывода на экран информации об авторе }
...
function GetIDByName(s: string): longint;
{ Функция возвращает идентификационный номер книги по
заданному в s названию }
...
h:=M(a2,j10,k);
{ h = наибольший общий делитель чисел a2, j10 и k }
Список литературы приводится по алфавиту. Необходимо, чтобы указанных источников было не менее 5.
Пример приведён ниже.
Список используемой литературы
1. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД): Учеб. пособие для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования / А. П. Ганенко, Ю. В. Миловская, М. И. Лапсарь. – 2-е изд., стереотип. – М., ИРПО; Изд. центр «Академия», 2000. – 352 с.
2. Справочник по процедурам и функциям Borland Pascal with Objects 7.0 / Сост.: И. И. Дериев, С. В. Токарь. – Киев: «Диалектика», 1993. – 272 с.
…
Приложение 1.