ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ БОЛОТОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ КАРАТИСТОВ
Методические рекомендации
Рекомендовано методическим советом УралГУФК
Челябинск
Уральская Академия
УДК 796.853.26:15 ББК 75.715.8:88.43 Б 79 | Рекомендовано к изданию методическим советом УралГУФК Протокол № 4 от 18.01.2012 г |
Рецензенты:
Заведующий кафедрой физического воспитания ЮУрГУ, профессор, д.п.н., Виктор Степанович Быков
Проректор по инновационным технологиям УралГУФК, доцент, к.п.н., Михаил Владимирович Габов
Болотов, В.М.
Психологическая подготовка юных каратистов: методические рекомендации / В.М. Болотов. – Челябинск: Уральская Академия, 2012. – 22 с.
В методических рекомендациях рассматривается психологическая подготовка юных каратистов, которая предусматривает формирование психических свойств личности спортсмена, развитие необходимых для единоборцев психических процессов и создание оптимального психического состояния перед выступлением в соревновании.
Методические рекомендации предназначены для студентов высших учебных заведений, тренеров-преподавателей, работающих с начинающими единоборцами, слушателей системы повышения квалификации, интересующихся психологической подготовкой единоборцев.
УДК 796.853.26:15
ББК 75.715.8:88.43
© УралГУФК, 2012
© В.М. Болотов, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… | |
ОСНОВЫПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЕДИНОБОРЦЕВ | |
1.1 Психологическая подготовка ………………………………….. | |
1.2 Волевая подготовка как составная часть психологической подготовки юных единоборцев …………………………………………… | |
1.3 Специальная психологическая подготовка …………………… | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………… | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………... |
|
ВВЕДЕНИЕ
По своей специфике каратэ является такой сферой деятельности человека, где конкурентная борьба проявляется в наиболее жесткой форме. Изучение состояния и перспектив развития российского спорта, а также реальных возможностей современного каратэ дает основание утверждать, что успешно конкурировать с ведущими спортивными державами и побеждать на крупнейших международных форумах будет возможно главным образом за счет превосходства в методической концепции многолетней подготовки, основой которой является психологическая подготовка (Болотов В.М., 2010).
Подготовка юных спортсменов требует пристального внимания. В настоящее время рост спортивного мастерства обеспечивается, в первую очередь, за счет постоянного увеличения значений основных параметров тренировочных и соревновательных нагрузок, выполнение которых часто превышает адаптационные возможности организма человека. Для того чтобы сохранить и улучшить физическую и умственную работоспособность юных каратистов и обеспечить им нормальную жизнедеятельность, необходимо разработать пути и способы регуляции этих нагрузок, научить приспосабливаться к ним (Воробьев А.Н., 1989).
От состояния психики, умения управлять собой в процессе учебно-тренировочной деятельности, перед соревнованием, во время спортивной борьбы во многом зависит успех выступлений.
|
В связи с этим особое значение приобретает психологическая подготовка, цель которой – формирование и совершенствование значимых для каратэ свойств личности путем изменения системы отношений спортсмена к процессу деятельности, к самому себе и окружающим. Формирование и закрепление соответствующих отношений создается путем интегрального воздействия на спортсмена семьи, школы, спортивного коллектива, организаций, осуществляющих воспитательные функции, тренера и путем самовоспитания.
Чтобы в полной мере реализовать свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты или секунды перед стартом и в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки (Болотов В.М., 2007; Медведев В.В., 1992; Платонов В.Н., 2005; Худадов Н.А., 1968).
Все вышеизложенное обусловило необходимость углубленной разработки отдельных вопросов психологической подготовки в каратэ и внедрения более эффективных технологий управления на начальных этапах многолетней подготовки.
|
ОСНОВЫПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ЮНЫХ ЕДИНОБОРЦЕВ
1.1 Психологическая подготовка
Специфика каратэ накладывает определенный отпечаток на развитие некоторых сторон психики юного спортсмена – восприятие, внимание, память, мышление, воображение, эмоции, морально-волевые качества.
Психологическая подготовка спортсмена – это педагогический процесс, успешность которого зависит от выполнения ряда общепедагогических принципов. Среди них следует выделить принцип воспитывающего обучения, сознательности и активности, систематичности и последовательности (Болотов В.М., 2010; Медведев В.В., Родионов А.В., Худадов Н.А., 1973; Рудик П.А., Медведев В.В., Родионов А.В., 1973; Медведев В.В., 1992).
Психологическая подготовка спортсмена – сложный условно рефлекторный процесс, в котором можно выделить два раздела:
– общая психологическая подготовка;
– специальная психологическая подготовка.
Оба раздела взаимосвязаны, но каждый из них имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в методике спортивной тренировки.
Общая психологическая подготовка направлена на формирование необходимых свойств личности: мировоззрения, разнообразия интересов, волевых черт характера – и должна стимулировать развитие психических процессов, способствующих успешному выполнению поставленных задач.
Общая психологическая подготовка стоит в одном ряду с физической, технической и тактической подготовкой и осуществляется на протяжении всего периода спортивного совершенствования.
Ее основные задачи:
– воспитание моральных черт и качества личности спортсмена;
– формирование спортивного коллектива и ответственности каждого члена коллектива за свои действия;
– развитие специализированных видов восприятия (чувство дистанции, чувство времени, чувство положения тела, чувство удара);
– развитие тактического мышления и внимания;
– развитие способности управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе спарринга (кумитэ).
Теория психологической подготовки должна включать изучение особенностей темперамента и типа высшей нервной деятельности. Тип высшей нервной деятельности, который наследуется человеком, составляет физиологическую основу темперамента (Еганов А.В., 2008; Климов Е.А., 2000; Медведев В.В., Родионов А.В., Худадов Н.А., 1973; Рудик П.А., Медведев В.В., Родионов А.В., 1973).
Темперамент зависит не только от физиологического механизма и обусловлен генетически, но зависит и от духовного облика человека, его внутреннего содержания, направленности, характера, привычек (Еганов А.В., 2008, с. 208).
Темперамент человека подразделяют на четыре вида.
1 Сангвиник. Положительным для человека с сангвистическим темпераментом является то, что, как правило, он подвижен, активен, впечатлителен, быстро реагирует на изменение обстановки, легко справляется с работой, быстро запоминает учебный материал, обычно жизнерадостен, отрицательным – недоведение начатого дела до конца, отсутствие усидчивости, настойчивости. Отсутствие соответствующей быстроты в смене видов деятельности влечет за собой утомление.
У сангвиника имеет смысл периодически возбуждать чувство ответственности за свою учебу, поступки, проверять качество выполняемых заданий.
2 Холерик. Характерен высокий уровень силы нервных процессов, преобладает возбуждение. Отсюда вытекают положительные и отрицательные стороны холерика. Он решителен, быстро схватывает обстановку и энергично решает задачу, инициативен, способен внести новую идею.В то же время отличается неуравновешенностью, с трудом сдерживает себя, в действиях и поступках бывает резок, вспыльчив, склонен к грубости, может быть нетерпим, раздражителен, всегда всем недоволен.
Человека с холерическим темпераментом необходимо держать под постоянным контролем воспитателя. Невыдержанность, резкость в обращении с ним могут вызвать бурную ответную реакцию.
Холерики и сангвиники при самооценке склонны замечать только качества, которые они сами расценивают как выигрышные. Свои недостатки они не замечают до тех пор, пока другие им не помогут обнаружить эти недостатки.
3 Флегматик. В поведении обычно уравновешен и редко выходит из этого состояния. Работоспособен, взявшись за дело, доводит его до конца. Флегматики по жизни труженики, могут успешно выполнять интересную и малоинтересную работу монотонного характера.Отрицательные стороны флегматика: медлительность, малоподвижность – что ярко проявляется в мышлении и поведении. Решая задачу, он долго ее обдумывает, может быть пассивным, безразличным к делам коллектива.
Флегматик требует систематического контроля, а в некоторых случаях повышенной взыскательности.
4 Меланхолик. Возбуждение и торможение не уравновешены, преобладают тормозные реакции. Склонен к самоуглублению, малообщителен, легко уязвим, мнителен, движения и жесты неуверенные, характеризуется низкой работоспособностью, особенно в неблагоприятных условиях. Спортсмен-меланхолик характеризуется слабым типом нервной системы, низким уровнем психической активности, быстрой утомляемостью, высокой чувствительностью, ранимостью, малой устойчивостью к внешним раздражителям, высокой тревожностью и склонностью к состоянию стартовой апатии, нестабильностью результатов (Еганов А.В., 2008, с. 210).
К положительным чертам меланхолика следует отнести чувствительность, восприимчивость к воспитательным воздействиям, душевность: он может тонко понимать людей, уметь выслушивать, посочувствовать, помочь товарищу.
Меланхолики и флегматики, будучи вовлеченными в конфликт, занимают в нем по большей части пассивно-оборонительную позицию, причем флегматиков вовлечь в него крайне трудно.
В чистом виде любой из выделенных темпераментов встречается редко. Каждому из них присущи свои положительные и отрицательные стороны. Они могут проявляться в стиле поведения, тренировочной и соревновательной деятельности (Еганов А.В., 2008, с. 210).
Особенности темперамента важно учитывать в процессе обучения, воспитания и в психологической подготовке спортсмена.
При психологической подготовке юного единоборца на первый план выдвигаются его индивидуальные качества, поэтому тренер должен быть достаточно эрудирован в области психологии, педагогики, физиологии и врачебного контроля, для того чтобы досконально изучить своего подопечного и индивидуализировать подготовку с учетом способностей ученика и условий их развития (Сиротин О.А., 1996).
Воспитание моральных черт и качества личности спортсмена предусматривает формирование мировоззрения, потребностей, интересов, а также настойчивости, целеустремленности, смелости, решительности, силы воли, самообладания, активности и других качеств. Основную роль при этом играет спортивный коллектив, тренер. Он направляет работу коллектива, строит взаимоотношения спортсменов, индивидуально работает с каждым во время тренировочных занятий, сборов, соревнований, укрепляет интерес учеников к спорту, создает правильную мотивацию их занятий, развивает стремление к самовоспитанию, используя влияние на коллектив, личное общение и свой авторитет.
Важнейшим фактором развития личности служит самовоспитание, организация которого должна направляться тренером.
Формирование спортивного коллектива и ответственности каждого члена коллектива за свои действия. В хорошо организованном коллективе каждый спортсмен вправе рассчитывать на товарищескую помощь, психологическую поддержку во время занятий и соревнований. Взаимное доверие позволяет единоборцам быстрее овладевать спортивным мастерством. В коллективе должны быть свои традиции: чествование победителей соревнования, проведение показательных тренировок с приглашением зрителей, организация культпоходов, поздравление спортсменов с праздниками. Воспитанию чувства патриотизма способствуют рассказы и демонстрации видеофильмов о выдающихся поединках мастеров восточных единоборств на международных турнирах.
Развитие специализированных видов восприятия. По разнообразию двигательных навыков каратэ является одним из наиболее сложных видов спорта. В восприятии движений, как целого действия, приема, так и его отдельных частей отражаются различные их свойства («чувство дистанции», «чувство времени», «чувство положения тела»,«чувство удара»). Они должны быть тесно взаимосвязаны между собой и влиять друг на друга (Озолин Н.Г., 2002; Родионов А.В., 1986; Худадов Н.А., 1969).
Чувство дистанции – умение единоборца точно определять расстояние до противника. В киокусинкай чувство дистанции проявляется в двух формах: при атаке и при защите. Так для спортсменов контратакующей манеры ведения боя характерно чувство дистанции, связанное с защитными действиями. На разных дистанциях это чувство не одинаково. В спарринге на средней и ближней дистанции для оценки расстояния до противника основное значение приобретает мышечно-двигательное восприятие. На дальней дистанции это чувство зависит от уровня развития зрительного восприятия, быстроты реакции.
Юные единоборцы должны знать, что развитое чувство дистанции позволит им успешнее защищаться и атаковать. Лучшим средством для его развития являются спарринги (работа в парах). В условных боях тренер должен давать задания, в которых требуется правильно определить расстояние до противника, что будет способствовать сознательному и активному отношению к работе над развитием чувства дистанции.
Проводя спарринг с партнером, спортсмен должен постоянно приучать себя следить за малейшими изменениями дистанции между собой и противником и четко фиксировать момент, когда дистанция является подходящей для атаки. Выбор момента атаки требует от единоборца чувства дистанции, которое связано с чувством времени (Болотов В.М., 2010; Худадов Н.А., 1969).
Чувство времени определяется особенностями протекания физиологических и психических процессов в организме. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения создает предпосылки для удержания от несвоевременного движения.
Некоторые спортсмены обладают отличным чувством времени и умеют выбрать момент атаки тогда, когда противник уже не в состоянии избежать удара. Благодаря развитому чувству времени единоборец в состоянии оценить длительность боя и отдельных временных интервалов атакующих действий для рационального расходования сил. Данное чувство можно развивать главным образом в работе с партнером, когда необходимо точно определять время для ударов и защит, а также с помощью упражнений на быстро перемещающихся снарядах (мяч на резинах и на лапах) (Болотов В.М., 2010; Худадов Н.А., 1969).
Чувство положения тела. Во время спарринга спортсмен постоянно ищет удобное исходное положение для атак, защит и контратак. Умение контролировать положение своего тела по отношению к противнику создает предпосылки для успешных атакующих действий.
Хорошим средством для развития чувства положения тела служат специализированные упражнения по механике ударов и защит (на месте и в движении). Единоборец должен научиться варьировать боевое положение, выбирая наиболее удобную позицию для своих действий, в частности использовать положение при защитах для последующих контратак (Болотов В.М., 2010; Худадов Н.А., 1969).
Чувство удара. Важнейшим качеством спортсменов, занимающихся киокусинкай, является чувство удара, связанное с восприятием быстроты и учетом момента соприкосновения руки (ноги) с целью. Спортсмен должен научиться наносить удары различной силы и быстроты из различных положений.
Наиболее сложными являются сильные, акцентированные удары. Единоборец должен быть уверен в том, что своим ударом потрясет противника. Нокаутирующий эффект зависит от умения нанести удар в момент, когда противник его не ожидает (недостаточно внимателен), от точности, от силы удара. Кроме того, удар необходимо нанести той частью руки (ноги), которая обеспечивает наибольшую жесткость. Чувство удара можно развить с помощью упражнений на боксерских мешках и лапах. Причем тренироваться следует в перчатках для снарядов, чтобы наиболее четко ощутить место, которым наносится удар (Болотов В.М., 2010; Худадов Н.А., 1969).
Развитие тактического мышления и внимания. Каратэ характеризуется высокой скоростью действий, стремительным перемещением спортсменов, быстрой и внезапной сменой ситуаций – требует объема, интенсивности и устойчивости внимания, а также его мгновенного переключения и широкого распределения.
Для повышения тактического мастерства у единоборцев, занимающихся каратэ, необходимо развивать следующие способности:
1 Наблюдательность – умение быстро и правильно подмечать по ходу поединка важные моменты соревновательной борьбы, быстро и правильно ориентироваться в сложной боевой обстановке.
2 Сообразительность – умение быстро оценить сложившуюся ситуацию и принять правильное решение, учитывая ее последствия.
3 Инициативность – умение быстро применять эффективные тактические приемы.
4 Предвидение – умение разгадывать тактические замыслы противника и предугадывать результаты его действий.
Тактическое мышление как процесс обобщенного отражения действительности протекает в словесной форме и опирается на конкретные образы, отражающие предметы и реальные явления. Мышление спортсмена характеризуется тесной связью с восприятием и представлением. Необходимым условием успешного решения тактических задач (тактического мышления) является наблюдательность, зрительная память и воображение спортсмена, ведь для достижения победы необходимо умело применять наиболее целесообразные методы ведения поединка (Болотов В.М., 2010; Еганов А.В., 2008; Медведев В.В., Родионов А.В., Худадов Н.А., 1973; Медведев В.В., Черный В.Г., 1992).
Развитию мышления единоборца способствуют глубокие знания по анатомии, биомеханике, психологии, физиологии, знание принципов планирования спортивной тренировки.
Одной из главных проблем в тренировке по киокусинкай является проблема развития тактического мышления. Лучшим средством развития тактического мышления является творческое отношение к проведению спаррингов и условных боев, где сами условия единоборства требуют умения наблюдать и разгадывать действия противника и при этом принимать мгновенные решения.
Задача тренера состоит в том, чтобы умело подбирать спортсмену различных по манере ведения боя противников и моделировать как отдельные элементы боя, так и бой в целом. При этом тренер должен направлять мышление спортсмена на анализ тактических вариантов своих действий с учетом действий противника. И, наконец, совершенствование тактического мышления продолжается в соревнованиях, регулярное участие в которых является эффективным средством повышения спортивного мастерства (Медведев В.В., Черный В.Г., 1992).
В каратэ требуется умение максимально сосредоточить свое внимание на одном объекте – противнике.
Поддержание высокого уровня внимания требует больших расходов нервной энергии. Когда организм утомляется, интенсивность внимания снижается вследствие охранительного торможения. Устойчивость внимания определяется тем, что направленность психической деятельности не переключается на объекты, отвлекающие от решения основной задачи.
Внимание может быть улучшено в ходе учебно-тренировочных занятий. Характер боевых упражнений с партнером, в которых постоянно присутствует угроза получить удар, предрасполагает к интенсивному и устойчивому вниманию. Чтобы с достаточной интенсивностью сосредоточить внимание на своих действиях во время тренировки, единоборец должен выработать в себе постоянное стремление концентрировать восприятие и мышление на выполняемых упражнениях. Это стремление может быть основано только на интересе к упражнениям, к результатам своих действий.
Следует отметить, что все упражнения для развития быстроты реакции улучшают внимание спортсмена, так как требуют распределения внимания на два, момента: появление раздражителя (удара противника) и начало собственного ответного действия.
Спортсмен должен уметь переключать внимание, чтобы реагировать на мгновенные изменения обстановки боя. Так, готовя атаку или контратаку и пользуясь для этого маневрированием, единоборец старается выбрать нужную дистанцию для ударов, использовать неподготовленность противника (его неудобное положение для атаки или контратаки и т.п.), а в случае неожиданной атаки или контратаки противника – мгновенно переключить внимание и отреагировать защитой (Платонов В.Н., 2005; Харе Д., 1971; Худадов Н.А., 1969).
Развитие интенсивности и устойчивости внимания в определенной степени связано с развитием волевых качеств. Тренер следит за случаями падения интенсивности, концентрации и устойчивости внимания юного единоборца. Без обостренного внимания трудно правильно воспринимать и перерабатывать информацию, продуктивно мыслить, своевременно реагировать на смену тактической обстановки и контролировать свою деятельность.
Развитие способности управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе спарринга (кумитэ).
Высокая двигательная активность единоборцев, быстро меняющаяся обстановка, чередование удач и неудач, физическое напряжение, влияние зрителей, активно выражающих свое эмоциональное отношение к тому, что происходит на татами – все это делает каратэ одним из наиболее эмоциональных видов спорта (Болотов В.М., 2010).
Интенсивность эмоциональных состояний зависит от значимости и ответственности поединка. В течение боя интенсивность эмоциональных состояний неодинакова. Наиболее интенсивные эмоции проявляются в ответственные моменты, особенно при завершении поединка. Характер и содержание эмоциональных состояний оказывает большое влияние на активность спортсменов в процессе учебно-тренировочных занятий и на эффективность ведения поединка. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогают единоборцу избегать излишних возбуждений во время тренировочных занятий и соревнований, сохранить нужную координацию, точность движений и ясность тактической мысли.
В психологии спорта разработаны приемы психорегуляции, которые применяются с целью:
а) снятия или снижения физического утомления и восстановления спортивной работоспособности;
б) снятия или снижения нервного утомления и переутомления, связанного с эмоциональным перенапряжением во время тренировочных занятий и соревнований;
в) снятия или снижения неблагоприятных состояний перед соревнованием и во время поединка и успокоения при излишнем нервном возбуждении;
г) борьбы с бессонницей.
Психорегуляция в спорте – это комплекс мероприятий, направленных на формирование у спортсменов психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей (Еганов А.В., 2008, с. 221).
Психорегуляция осуществляется с помощью специальных средств и методов. Обычно все методы подразделяются на две группы:
1 Саморегуляция (аутовоздействие). Может быть реализована в обычном состоянии бодрствования или в измененном состоянии сознания – состоянии гипноза. Методы ауторегуляции подразделяются на вербальные методы (самоприказы, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, самоободрение) и аутогенную тренировку (психорегулирующую, психомышечную, идеомоторную, медитацию, дыхательные упражнения, различные фармакологические средства, «наивную психорегуляцию», разнообразные ритуалы и талисманы).
2 Гетерорегуляция. С помощью этого метода на спортсменов воздействуют извне (воздействие тренера, психолога, врача). Данный метод в свою очередь подразделяется на вербальные (беседа, разъяснение, убеждение, внушение, приказ), акустические (музыка, различные шумы), оптические (картины, краски), методы при помощи которых спортсмены сами регулируют свои состояния.
С помощью психорегуляции можно и нужно решать задачи психологической подготовки, возникающие перед спортсменами и тренерами на тренировках и соревнованиях (Еганов А.В., 2008, с. 222).
Тренер должен способствовать развитию положительных интересов путем правильного планирования учебно-тренировочного процесса; соблюдению педагогических принципов обучения; формированию стремлений к самостоятельной тренировке, к творческому мышлению; обсуждению итогов соревнований; помощи в учебе; трудовой деятельности; налаживание хороших взаимоотношений с товарищами по команде и т.п. (Харе Д., 1971).
Воспитание личности через спорт, в частности каратэ – сложный и многогранный процесс, который может быть оптимально решен только совместными усилиями коллектива, тренера и спортсмена на базе общности цели, постоянного контакта и товарищеской помощи (Климов Е.А., 2000; Медведев В.В., 1988; Монгуш Р.А., 2004).
1.2 Волевая подготовка как составная часть психологической
подготовки юных единоборцев
Воспитание волевых качеств юных спортсменов направлено не только на повышение эффективности спортивной деятельности, но и на воспитание личности подрастающего поколения. Волевая подготовка рассматривается как один их самых сложных разделов психологической подготовки.
Особенности волевой подготовки определяются специфическими условиями спортивной борьбы, что создает для спортсмена ряд трудностей и влияет на его психологическое состояние (Медведев В.В., 1988; Пуни А.Ц., 1977; Родионов А.В., 1986; Селиванов В.И., 1964; Строгонов О.И., 2005).
Воля – это способность управлять собой: своими действиями, поступками, мыслями, переживаниями – для достижения сознательно поставленных целей.
Спортсмену приходится все время преодолевать трудности, в частности огромные физические нагрузки, утомление, стойко переносить болевые ощущения, в трудных условиях мгновенно обдумывать обстановку и принимать решения. Его деятельность имеет сугубо волевую направленность, поэтому воспитание воли у единоборцев – одна из центральных проблем современной тренировки.
Основу процесса самовоспитания воли составляют следующие положения:
а) нужно научиться владеть собой, делать не то, что хочется, а то, что нужно;
б) совершенствоваться всегда и во всем, делать все и всегда наилучшим образом, точно, аккуратно, стараясь предвидеть результаты и последствия своих действий;
в) следить за собой и всегда искать причины неудач прежде всего в самом себе, а не в объективных причинах или других людях, быть самым строгим судьей для себя.
Самовоспитание волевых качеств, формирование морально-волевых качеств не будет эффективным, если сами спортсмены не научатся управлять собой. Ученик должен иметь желание воспитывать свой характер, свою волю, учиться управлять своими эмоциями, регулировать свое психическое состояние в любых условиях. Иными словами, юные единоборцы сами должны включиться в процесс самовоспитания. Поэтому задачей тренера является воспитание у спортсменов целеустремленности, которая выражается в ясном понимании целей и задач, активном и неуклонном повышении мастерства, в трудолюбии. Основными волевыми качествами является целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание, дисциплинированность.
«Выработать у спортсмена твердую целеустремленность – это значит больше, чем наполовину решить вопрос о его волевой подготовленности, так как истинная целеустремленность – мощный рычаг развития других волевых качеств». Тренеру необходимо с первого дня занятий довести до сознания своих учеников мысль, что для достижения цели им придется преодолевать множество препятствий различной степени трудности, неприятных переживаний и ощущений и что только сознательное и упорное преодоление этих препятствий закалит их характер, укрепит дух и в конечном счете сформирует судьбу. Подлинная целеустремленность присуща спортсменам, которые относятся к восточным единоборствам как искусству и глубоко заинтересованы в спортивных достижениях, как личных, так и в достижениях своего коллектива.
Воспитание воли учеников неотделимо от их духовного и умственного развития. При этом необходимо учитывать и индивидуальные особенности каждого ученика.
Необходимым качеством, обеспечивающим достижение намеченной цели, является настойчивость. Настойчивость и упорство – проявление воли, характеризующееся неуклонным, длительным и активным достижением намеченной цели, преодолением многих, в том числе неожиданно возникающих трудностей. Для воспитания настойчивости важно, чтобы спортсмен верил в перспективу своей спортивной деятельности, был убежден, что трудолюбие на тренировках и стойкость в бою будут способствовать формированию его мастерства. Настойчивость и упорство требуют регулярной тренировки, терпеливого и многократного повторения однообразных упражнений (Медведев В.В., 1988; Набатникова М.Я., 1982; Родионов А.В., 1995; Романенко М.И., 1978).
Важным условием воспитания настойчивости и упорства является повышение требований к спортсмену со стороны тренера и команды, осознания ответственности за свои спортивные достижения.
Чтобы своевременно принимать решения в наиболее острые моменты поединка, без колебания приводить их в исполнение, преодолевая боязнь и инертность, единоборцу нужна смелость и решительность. Воспитание этих качеств целесообразно начинать с выработки у спортсмена уверенности в своих силах, с раскрытия его положительных сторон и достоинств, с развития умения разбираться в обстановке. Решительность и смелость неразрывно связаны с целеустремленностью, настойчивостью и упорством, которые необходимы для реализации принятых решений. Наличие этих качеств способсбвует выполнению сложных технических приемов. В практической работе тренеру и спортсмену необходимо знать о пробелах в развитии решительности и смелости. Основными признаками недостаточного проявления этих качеств является медлительность, несвоевременность в принятии решений и необходимых действий, неспособность преодолеть чувство неуверенности, сомнения, страха. Смелость способна развиться в спарринге с более сильным соперником.
Самообладание и выдержка необходимы каратисту для успешного преодоления отрицательных эмоциональных состояний: растерянности, подавленности или перевозбуждения которые могут возникнуть перед боем и в бою. Эти качества необходимы также для преодоления нарастающего утомления в процессе боя, для стойкого перенесения ударов.
Инициативность и самостоятельность выражается в способности ставить перед собой цели, намечать пути их осуществления, вносить новое в выполнение технических и тактических приемов как во время тренировки, так и в бою, творчески использовать изученную технику ведения боя.
Пробелы в развитии инициативности и самостоятельности проявляются в том, что единоборец в процессе учебно-тренировочных занятий не ищет новых эффективных путей повышения своего спортивного мастерства. Эти качества требуют от спортсмена определенных умений и навыков, глубокое знание тактики, знание своих индивидуальных особенностей. Основным признаком недостаточного проявления инициативности и самостоятельности является действие по стандарту, неумение учитывать изменение боевой ситуации, уверенность в безошибочности своих решений и действий. Инициативность развивается только в процессе самостоятельного решения поставленных задач, самостоятельного нахождения путей и средств достижения поставленной цели.
Выдержка и самообладание характеризуются сохранением ясности ума, способностью постоянного контроля своего поведения, деятельности, возможностью управлять своими чувствами, мыслями, действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, нарастающего утомления и других неблагоприятных факторов. Это волевое качество необходимо для преодоления нарастающего утомления как во время учебно-тренировочной работы, так и во время соревнований. Особенно оно проявляется в условиях соревнований, когда необходимо правильно распределить свои силы, реализовать намеченный тактический план (Матвеев Л.П., 1997; Медведев В.В., 1988; Пуни А.Ц., 1977).
Основным признаком недостаточного проявления выдержки и самообладания является состояние предстартовой лихорадки или апатии. Путь развития этих волевых качеств заключается в использовании средств и методов, которые приближают тренировочные занятия к условиям соревнования. Необходимо приучить юного единоборца контролировать свои действия на тренировке в условиях эмоционального напряжения и непривычной обстановки. Выдержка и самообладание есть обучение сознательно управлять своими мыслями, чувствами и действиями в ответственных, напряженных и изменяющихся условиях соревновательной деятельности.
Дисциплинированность единоборца проявляется в умении подчинять свои действия и поведение задачам коллектива, в соблюдении спортивного режима, в выполнении тренировочных и соревновательных заданий. Дисциплинированность достигается организацией процесса обучения, тренировки и воспитания. В основе воспитания дисциплинированности лежит формирование нравственных черт личности спортсмена, чувства долга и ответственности перед коллективом.
Перечисленные волевые качества неразрывно связаны между собой и взаимно влияют друг на друга. При недостаточном развитии одного из волевых качеств не могут быть хорошо развиты остальные.
Волевые проявления как достижения и неудачи в самовоспитании воли должны постоянно критически оцениваться со стороны самого спортсмена и со стороны тренера и коллектива (Медведев В.В., 1988; Набатникова М.Я., 1982; Родионов А.В., 1995; Романенко М.И., 1978; Строгонов О.И., 2005).
1.3. Специальная психологическая подготовка
Достижение высокого спортивного мастерства во многом зависит от уровня развития специализированных психических процессов и качеств, которые позволяют единоборцу реализовать свои физические и технико-тактические возможности (Платонов В.Н., 2005; Попов А.Л., 2000; Рудика П.А., Медведева В.В., Родионова А.В., 1973; Худадов Н.А., 1968).
Анализируя результаты выступлений российских и зарубежных спортсменов, можно установить характерные особенности психических процессов, которые позволили этим спортсменам добиться выдающихся результатов.
Психологическая подготовка единоборцев к предстоящему бою диктуется задачами, которые надо решить в конкретном соревновании. К числу этих задач относится:
– осознание своеобразия спортивных задач предстоящего соревнования;
– изучение сильных и слабых сторон противников и подготовка к действиям в соответствии с учетом этих особенностей;