УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
___________ С. А. Рогожин
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
по дисциплине
Теория систем и системный анализ
Направление подготовки
прикладная информатика
Направленность (профиль)
Все профили
Автор: Сазанова Л.А., к.ф.-м. н.
Одобрена на заседании кафедры | Рекомендована УМК института | |||
(название кафедры) | (название института) | |||
Зав.кафедрой | Председатель | |||
(подпись) | (подпись) | |||
(Фамилия И.О.) | (Фамилия И.О.) | |||
(Дата) | (Дата) | |||
Екатеринбург
Общие положения
Осуществление будущей профессиональной деятельности информатика-экономиста предполагает использование полученных в процессе обучения систематизированных теоретических знаний для решения практических задач. Важнейшим фактором формирования высокого профессионального уровня специалиста, его умений и навыков является самостоятельная работа, выполняемая в форме курсовых работ по изучаемым дисциплинам.
В процессе обучения студенты специальности «Прикладная информатика» должны выполнить курсовую работу по дисциплине «Теория систем и системный анализ». Цель подготовки и защиты курсовой работы состоит в углубленном изучении бакалавром соответствующего теоретического и аналитического материала по выбранной теме исследования и формирования навыков проведения исследовательской и аналитической работы.
Задачи, решаемые в процессе выполнения курсовой работы:
- освоение терминологии и методологии теории систем и системного анализа;
|
- уяснение принципов и особенностей классификации систем;
- выявление цели системы, состава, перечня, функций элементов и подсистем, совокупностей связей между элементами системы и ее модулями, взаимодействий элементов с внешней средой;
- определение структуры и организации систем;
- ознакомление с моделями и методами анализа сложных систем;
- формулирование проблем оптимальности применительно к заданию на проектирование при анализе систем, находящихся в условиях риска или неопределенности.
Курсовая работа должна быть сдана научному руководителю не позднее, чем за 2 недели до сессии (или по специальной договоренности с руководителем при наличии особых обстоятельств) с целью ее своевременной проверки и защиты. Студент, не защитивший курсовую работу, не допускается к сдаче экзамена/зачета по данной дисциплине.
В соответствии с целью и задачами работа над курсовой предполагает получение бакалаврами следующих умений и навыков:
– умение работать с библиографией: пользование каталогами и справочной литературой, статистическими и инструктивными материалами самостоятельный поиск информации в интернет-источниках;
– разработка плана работы;
– понимание и грамотное написание введения к любой исследовательской работе;
– освоение методики и стиля изложения материалов работы;
– навыки редакционного оформления работы в соответствии общеустановленными требованиями;
– написание заключения, уяснение его назначения в работе;
– составление списка использованной литературы.
Требования к курсовой работе
|
Объем курсовой работы должен составлять не менее 30 страниц печатного текста. Основные требования, предъявляемые к содержанию курсовой работы:
– формулировка и обоснование темы, целей и задач, предмета и объекта исследования;
– анализ степени изученности проблемы, аналитический обзор литературы по теме исследования;
– возможность рассмотрения различных точек зрения относительно изучаемой проблемы, их сопоставление и оценка, изложение собственного понимания проблемы;
– четкая формулировка и обоснование проблемы, выбранной для исследования;
– описание используемой информационной базы;
– выбор методов исследования.
Выбор темы курсовой работы
Тематика курсовых работ разрабатывается и утверждается на заседании выпускающей кафедры. Бакалавр согласовывает тему курсовой работы с научным руководителем в пределах раннее выбранной тематики дипломной работы.
Примерный перечень тем теоретических вопросов (задание1) курсовой работы представлен в приложении
Структура курсовой работы
Курсовая работа должна включать следующие основные части:
– титульный лист (приложение 1);
– содержание;
– введение;
– основной текст (главы и параграфы);
– заключение;
– список литературы;
– приложения (при необходимости).
Во Введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, краткое пояснение степени разработанности темы в научной литературе. Примерный объем введения составляет 2-3 страницы.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет –это то,что находится в границах объекта.Объект и предметисследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.
|
Основная часть состоит из глав и параграфов.Глава должнасодержать не менее двух параграфов. Каждая глава, параграф должны иметь свое название, отражающее их содержание. Названия ни одной из глав не должны повторять название курсовой работы. Каждую главу начинают с новой страницы. Заголовки глав и параграфов располагают посередине страницы без точки на конце. Переносить слова в заголовках не допускается.
Структурно основная часть состоит из двух заданий. Задание № 1 является реферативно-аналитическим. В нем, кроме раскрытия сути проблемы, в обязательном порядке требуется провести разбор примера(ов) системы, относящегося к контексту задания, должны быть описаны ее структура, функции, состав, должен быть приведен перечень элементов, подсистем, определены множества связей между элементами системы, типы взаимодействий элементов с внешней средой, выявлены эмерджентные свойства и т.п., а также представлен соответствующий иллюстрационный материал (аналитический, графический, табличный, и т.п.). Темы задания № 1 выбираются студентами из соответствующего списка (см. перечень тем в Приложении 2) произвольно в соответствии со сложившимися интересами и профессиональными навыками, но так, чтобы в учебной группе не было их повторений (т.е. у каждого студента должно быть свое индивидуальное задание).
При раскрытии выбранной темы рекомендуется для рассматриваемых систем определить: подсистемы, элементы, структуру, цель или назначение,, окружение, применимые методы моделирования при принятии решений, входы и выходы при моделировании (ресурсы, затраты, прибыль), процессы, критерии эффективности оценки качества функционирования, тип системы по выбранной студентом или преподавателем классификации, свойства системы.
Задание № 2 посвящено применению классических методов принятия решений при анализе систем, находящихся в условиях риска или неопределенности. Оно носит как вычислительный, так и аналитический характер. Для его выполнения студентам следует ознакомиться с литературными источниками, список которой приведен в конце методических указаний. Номера заданий № 2 для выполнения выбираются студентами в соответствии с нумерацией фамилий в журналах студенческих групп.
Студенты могут по своему усмотрению выбрать темы задания 1, которые не включены в прилагаемый список, согласовав предлагаемые оригинальные варианты с руководителем.
Завершающей частью курсовой работы является заключение, в котором должны быть сформулированы выводы и отражена личная точка зрения автора на разбираемый им круг вопросов, является заключение. Оно должно содержать краткие выводы, отражающие уровень и качество достижения поставленных автором задач. Выводы и обобщения в заключении должны синтезировать все ранее сделанное автором курсовой работы. Примерный объем заключения, как правило, не превышает 1-2 страницы.
В список литературы включаются только те источники, которые были использованы при написании курсовой работы. В тексте обязательно должны быть ссылки или сноски на источники из списка литературы.
Приложения не являются обязательным элементом курсовойработы. В приложении выносятся таблицы, графики, схемы, образцы документов, опросных листов и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте работы. Приложения имеют смысл только в том случае, если они дополняют, помогают раскрытию основных проблем.