Особенности организации и проведения консультирования с родителями.
Консультирование является специфической формой психологического консультирования и может найти применение во всех тех случаях, когда воспитатель оказывает помощь родителям и детям. Так, взаимодействие консультанта с детьми и родителями имеет место в таких направлениях психологического консультирования, как:
- семейное психологическое консультирование;
- консультирование родителей при психолого - медико-педагогических комиссиях по поводу отклонений в развитии детей;
- консультирование в учебных и воспитательных учреждениях системы образованиях.
Специфика консультирования заключается в следующем:
- кратковременность личных контактов консультируемого со специалистом;
-эпизодичность данных контактов;
-практическая завершенность каждой встречи с педагогом-консультантом;
-активность клиента в процессе консультирования;
-в самостоятельности действий клиента, направленных на разрешение своей проблемы после консультации.
Цель консультирования в ДОУ является оказание помощи по вопросам детско-родительских отношений
Задачи:
- познакомить родителей с возрастными, а также индивидуальными особенностями их ребенка;
- обучить родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком;
- познакомить с современными видами игровых средств и оборудования и обучить способам их применения;
- консультировать родителей по созданию развивающей среды, по интересующим их вопросам и проблемам воспитания и обучения детей;
- консультировать по заявленным проблемам, таким как:
· непослушание и упрямство;
· «плохие» познавательные процессы;
· неорганизованность;
· неусидчивость, непоседливость, импульсивность, гиперактивность;
· медлительность, заторможенность;
· леность, слабоволие;
· готовность ребенка к обучению в школе и т.д.
При консультировании родителей (законных представителей) специалисты используют техники активного и эмпатического слушания, конструктивного диалога.
Основные этические принципы, обеспечивающие соблюдение профессиональной этики консультанта.
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к родителям — комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы родители чувствовали себя спокойно и комфортно. Консультанту необходимо уметь внимательно слушать родителей, стараясь понять их, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.
2. Ориентация психолога на нормы и ценности родителей — педагог ориентируется на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить родителям быть искренними и открытыми. Отношения принятия ценностей родителей и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку родителям, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.
3. Запрет давать советы — педагог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет родителям, в частности и потому, что жизнь родителей и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы и родители являются основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи.
4. Анонимность — никакая информация, сообщённая родителями пдагогу, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям.
5. Разграничение личных и профессиональных отношений — это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс педагогической и психологической помощи.
В ДОУ применяются различные формы консультативной работы с родителями:
-групповое консультирование (родительские собрания);
- подгрупповое;
-нетрадиционные формы работы;
-индивидуальное консультирование;
-оформление информационных стендов;
-проведение совместных детско-родительских мероприятий;
-тематические заседания.
Для размещения на стендах используются красочно оформленные информационные листы, на каждом представлена основная психологическая информация по конкретному вопросу. Темы рассматриваются по плану и по запросу родителей: адаптация вновь поступивших детей к условиям детского сада; отклонения в поведении ребёнка; психологические особенности развития детей по возрастам; подготовка детей к обучению в школе.
Консультирование родителей может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встреча психолога ДОУ с родителями происходит по запросу родителя (законного представителя), педагогов, администрации или психолога ДОУ.
Весь процесс психологического консультирования родителей в ДОУ можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый в которых в ходе консультирования по-своему необходим
Этапы консультативной деятельности | Задача | Техники | Позиция психолога - консультанта |
Первый этап | Установление положительного эмоционального настроя | Установление контакта | стимулирующая |
Второй этап Сбор информации | Диагностика личности консультируемого. Прояснение сути проблемы | Беседа, наблюдение, тесты, диалог, слушание | направляющая |
Третий этап. Стратегический | Определение возможных решений проблемы, согласование плана действий, определение способов контроля за реализацией намеченного плана. | Информирование, совет, убеждение, разъяснение | активная |
Четвертый этап | Реализация плана консультируемым | Реализация плана консультируемым проводится самостоятельно | отсутствует |
В индивидуальном консультировании родителей в детском саду основным средством является беседа
Тема консультации | Форма проведения | Время проведения |
Индивидуальное или групповое консультирование по запросу родителей (законных представителей) | беседа | в течение года |
"Как сохранить и укрепить здоровье ребенка" | круглый стол | сентябрь |
"Влияние семейного воспитания на развитие ребенка" | круглый стол | октябрь |
"Капризы и упрямство детей" | круглый стол | ноябрь |
"Речевое развитие детей дошкольного возраста" | круглый стол | декабрь |
Зам.зав.,логопед"Домашняя игротека для детей и родителей" | круглый стол | январь |
"Игры на развитие мелкой моторики рук" | круглый стол | февраль |
"Роль семьи в воспитании дошкольника" | круглый стол | март |
"Как помочь ребенку в период адаптации" | круглый стол | апрель |
"Готовность ребенка к обучению в школе" | круглый стол | май |