Основные виды композиционного построения сценария культурно-досугового мероприятия




СЦЕНАРИЙ

 

– план литературного произведения с подробным описанием действия, сюжетная схема, по которой создаются представления.

- литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного действия, представленная в форме последовательной записи следующих друг за другом элементов действия, которые состоят из слов ведущего, персонажей, публицистических выступлений, художественных средств (стихи, песни, музык, танец и т.д.). В данном определении сценарий – комплексная программа, представляющая в синтезе работу сценариста, режиссера, организатора.

 

Любая форма театрализованного зрелища имеет в качестве своей первоосновы литературный сценарий или либретто.

 

Либретто – замысел будущего действа, сюжетный план или схема сценария представления.

Сценарий театрализованного действа представляет собой результат драматургизации документального объекта внимания сценариста (факты жизни). Под драматургизацией в данном случае следует понимать преобразование документального материала, носящего информационный характер, в эмоционально-образный. При этом сценарист решает одну из главных творческих задач – создание художественного образа.

 

 

Существует 3 вида написания сценария:

           
   
   
 

 

 


Оригинальный Смешанный Компилятивный

(авторский) (авторский, с использованием (собранный из

других сценариев) разных сценариев)

 

Сценарий культурно-досугового мероприятия соединяет в себе разные виды и жанры литературы, музыкального, вокального и хореографического искусства. Этот творческий прием является сценарным ходом.

 

Сценарный план – это переходный элемент между сценаристикой и режиссурой, основной рабочий документ действа, определяющий его вид, тип, время и место проведения, состав участников, скрепленный сценарным ходом. Обычно также в сценарном плане расписываются основные структурные единицы действа:

1. БЛОК – соединение нескольких смысловых эпизодов.

2. ЭПИЗОД – основная тематическая единица сценария.

3. НОМЕР – основная структурная единица эпизода – произведение любого жанра, имеющее собственное содержание.

Сценарий культурно-досуговой программы должен раскрывать в строгой последовательности и взаимосвязи, что будет происходить в действии, элементы действия, переходы от одной части действия к другой, все выступления, художественный материал, оформление, специальное оборудование. Поэтому в сценарий закладывается вся работа режиссера, художника, композитора и др.

Традиционная театральная драматургия предполагает как обязательное условие – подробную разработку характеров действующих лиц, психологически оправданную динамику характеров, их жизненную достоверность, непрерывно развивающее действие, последовательную смену эпизодов, поступательное движение событий.

 

Иное дело драматургия театрализованного концерта конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении, «сборке» разнородных эпизодов, номеров и аттракционов.

 

Действие массового зрелища эстрадного представления, в отличие от театрального, лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращение событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического – к музыке, от музыки – к слову и т.д.

 

В концертном действии монтажное сопоставление законченных номеров и эпизодов, диалогичность тем, как бы заменяют собой контрдействие и конфликт, характерных для традиционной театральной драматургии. В этом коренное отличие драматургии концертного действа от драматургии театральной.

Развитие действия в сценариях должно подчиняться следующим основным требованиям, имеющим как искусствоведческое, так и психолого-педагогическое значение:

1. Строгая логичность построения темы. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим.

2. Нарастание действия. Заданное прологом и завязкой действие развивается по нарастающей линии, к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально более сильных эпизодов к слабым.

 

3. Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой построения. В миниатюре каждый эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию.

 

4. Контрастность построения. Это требование синтезирует комплекс выразительных средств и не должно допускать злоупотребление той или иной краской, однообразия, монотонности. (разножанровость номеров, действий и т.д.)

 

Основные виды композиционного построения сценария культурно-досугового мероприятия

 

Линейная - композиция. Это наиболее распространенный вид композиции. Она характеризуется тем, что в ней части композиции следуют последовательно, одна за другой.

Обратная - в этом виде композиции события хоть и располагаются (следуют) линейно, но в обратном порядке.

Кольцевая - характеризуется тем, что в ней начало замыкается с финалом, т.е. действие концерта, начинается с того, чем закончиться.

Монтажная - состоящая из нескольких сюжетных линий, историй, которые связываются в одно единое повествование при помощи монтажа. Этот вид композиции позволяет достигнуть эпичности повествования. Основной характеристикой данного вида будет освещение не связанных сюжетно друг с другом различных событий, одной смысловой проблемы, лежащей в основе произведения.

Коллажная - одна из наиболее сложных композиций, но и самых интересных. В ее основе лежит некий смысловой сюжет, построенный по структурной схеме (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог), но каждая часть композиции раскрывается отдельной историей.

 

Поиск и нахождение композиции сценария, как основы композиции представления – один из важнейших этапов в процессе создания концерта, в конкретизации его замысла, его решения.

 

Один из самых современных приемов композиционного построения концерта – построение «блоками - эпизодами», когда номера различных жанров группируются по каким-либо внутренним и внешним признакам, в том или другом повороте раскрывающим содержание и главную мысль представления. При этом каждый эпизод имеет свой собственный сюжетный ход, свою завязку развитие действие, кульминацию и развязку, в то же время все эпизоды концерта логически и художественно тесно связаны между собой общим сюжетным ходом всего концерта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: