Сценарно-режиссерский ход - это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно педагогического воздействия.




 

Сценарно-режиссерский ход должен быть найден на этапе разработки замысла, когда у авторов сформулирована проблема, появилась четкая концепция, определены конкретные сценические задания, т. е. когда сделан смысловой каркас сценария.

 

Также, сценарно-режиссерскин ход (прием) - это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии:

ü Экспозиция - ввод в действие. Это короткий рассказ о событиях предшествующих конфликту. Экспозиция перерастает в завязку т. е. непосредственное начало действия. Появляется конфликт - столкновение жизненных противоречий, противоположных позиций, идей мировоззрения, идеологий.

ü Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастая, входит в кульминацию высшую точку представления.

ü Развязка - как разрешение конфликта, затем - главное событие, где сформулирована основная мысль автора, т. е. идея.

 

Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургической организации этот рассказ превращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически выстроить игровые эпизоды в стройную законченность. С помощью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, а напряжение и интерес не снижаются, а возрастают.

 

Разрабатывается сюжет на основе конфликта. (Сюжет – представляет собой главное содержание произведения, которое анализируется через действия и взаимоотношения персонажей).

Конфликт в сценарно-досуговом мероприятии решается на уровне борьбы идей, столкновении идеологии, образов жизни, преодоление препятствий, борьбы с природой.

Составляющими конфликта являются:

Конфликтная ситуация – наметилась основная расстановка сил, основное противоречие.

Коллизия – это не получившее достаточно полного разрешения противоречие, которое явилось следствием конкретной ситуации; зреющее столкновение, требующее своего выхода

Перипетия – неожиданное обстоятельство, вызывающее осложнения, внезапная перемена в жизни; повороты действия в которых борьба идет с переменным успехом в пользу одной или другой противоборствующей стороны.

Препятствия – неожиданный перелом в ходе событий.

Контраст – составление противоположных явлений.

Интрига – сложное противоречиво-развивающееся сочетание событий.

 

Каждый сценарий должен иметь композиционное решение: экспозиция, завязка, кульминация, эпилог. Это развитие связано с развитием действия.

Помочь в развитии действия должен сценарный ход, цементирующий действие в его логическом развитии. Сценарно-режиссерский ход должен быть придуман или найден на этапе рождения замысла.

 

Сценарный ход – это условный прием, который дает обоснованную возможность изложить аудитории основные события сюжета (это метод ведения рассказа).

Наиболее типичные часто используемые сценарные ходы:

1. Хроникально-исторический (хроника событий).

2. Персонифицированный – отвлеченное понятие предстоит в человеческом образе. Персонифицированным могут быть: песня, музыкальное произведение, звук (звук струны, стук сердца и т.п.)

3. Использование таких форм как диспут, собрание, суд.

4. Могут быть использованы жанры публицистики.

5. Через построение игрового действия.

6. Через событийный ряд сюжетной линии.

7. Через столкновение положительного и отрицательного материалов или персонажей (знайка и незнайка).

8. Через трансформацию деталей.

 

Требования к сценарному ходу:
1. Он должен раскрыть основную тему сценария,
2. Заинтересовать зрителя,
3. Проходит от начала и до конца зрелища.

Способы реализации сценарного хода:
1. Тематический или звуковой (используются способы, которые воспринимаются на слух: музыка, слово, шумы)
2. Действенный вариант (сюжетное построение – в основе сценарного хода лежит сюжет)
3. Вариант речевой (используются речи, которые легко узнают зрители и могут ассоциироваться с главной мыслью сценария)
В одном сценарии можно использовать несколько вариантов реализации сценарного хода.

Функции сценарного хода:
1. Образотворческая функция - сценарный ход в условно обобщающей форме воплощает главную мысль сценария, его образ.
2. Формообразующая функция - сценарный ход используют как способ, с помощью которого создается форма драматургического произведения и эта придает сценарию определенный внешний вид.
3. Конструктивная функция - сценарный ход связывает все отдельные фрагменты, части, эпизоды сценария в какой – то логической последовательности при этом исполняя своеобразную роль драматургического каркаса, пидают целостоность будущему мероприятию.
4. Соединительная функция - сценарный ход не должен все время находиться в сфере зрительского внимания, он всегда «мигает», т.е. появляется и исчезает в действии.

 

Сценарный ход – это небезприрывная линия развития сценарной структуры, это скорее условный пунктир. Сценарный ход должен всегда проявляться между отдельными эпизодами, на их границах и поэтому он исполняет 2 важные роли:
- своеобразную роль «перебивки» отдельных эпизодов и как бы разделяет сценарий на фрагменты и это дает возможность зрителю перевести дух, свое внимание и своеобразные «мостики» между эпизодами позволяющие связывать отдельные части сценария в единое целое.
- функция сигнальная - каждое «включение» сценарного хода в действии это условный сигнал, который сообщает о конце эпизода и начале следующего.

 

Существует 2 принципа построения сюжета:

1. Литературно – повествовательный (литературный), такой сюжет будет раскрываться в основном повествовательными средствами, т.е. способом рассказа. Один или несколько рассказчиков (исполнители, ведущие) сообщают о каком - нибудь событии, происшествии, факте, конфликте. Это может быть рассказом со сцены в лицах, но само событие на сцене не показано. Повествование, рассказ может идти от имени автора или лица, который повествует – это любой персонаж. Литературная, литературно – музыкальная композиция является принципом построения такого сюжета, потому что персонажи, их характеры подсказаны выбранными литературными произведениями. Так можно вводить других персонажей и это будут Автор, Комментатор, Критик, Поэт, Зритель, Молодой человек, Пожилой человек, Читатель, Композитор и т.д. Таких рассказчиков может быть один или несколько, они могут множиться по биографическому принципу, по - творческой периодизации (в этом случае хорошо обращаться к мемуарам и автобиографиям). Этот принцип похож на жанр литературного повествования и не предполагает перевоплощения исполнителей в своих героев.

 

2. Драматический принцип. При использовании драматического принципа основное действие, событие, факт, происшествие восстанавливается и создается фантазией сценариста с помощью действующих лиц. Такие сценические герои не рассказывают, а действуют. Особое значение представляют характеры, обстоятельства, события. Каждый из персонажей имеет определенный характер со своей внутренней и внешней особенностью выраженный в действии, чтобы персонаж начал действовать в сценарии сценарист должен создать для него сценическую ситуацию, где бы была возможность проявить и развить характер (противоборство, столкновение).

 

Сценарист обязан придумывать новые обстоятельства сюжетного хода. В них проявляются линии поведения и обнаруживаются конфликты.
Литературное повествование требует создание замысла, создания сценарного хода, где проявляется драматизм. Сценарий, созданный по драматическому принципу, будет близок по форме к пьесе. Поэтому в персонажах сценарист должен искать ярко выраженные характеры чреватые конфликтом, находить мотивации поступкам отражающие свойство характера. Такой принцип требует от сценариста авторского отношения к персонажам и событиям.

 

Литературные приемы построения сюжета
1. Сюжет сопастовлений – это сравнение фактов, событий, явлений по сходству или контрасту.
2. Прием аналогии – здесь есть возможность разыграть, рассказать случаи, события, которые аналогичны документальному, реальному случаю, событию, факту, т.е. происходит перенос аллегорического смысла на аналогичные события, например из жизни животных, насекомых, сказочных персонажей. Аналогия, которой подразумевает аллегорию в сюжете, может развиться до метафоры.
3. Сюжет метафора – метафорическое построение сюжета, это управление сценарного замысла, особый уровень яркости и образности зрелища, что обеспечивает зрительский успех. Метафора всегда стремится и оперирует поэтическими образами. Употребление одних и тех же метафор сценаристом, снимает их художественную ценность.
4. Сюжет гипербола – основан на значительном преувеличении фактов, событий, определенных черт характера. Гипербола может быть использована в связи с другими приемами, она придает действию обостренный характер, если использовать гиперболу за основу сюжета, то такой прием способен вывести сюжет, ситуацию до абсурда. Абсурд в переводе с латинского «нелепый» - это такой художественный прием, который помогает вводить в текст откровенную несуразицу. Сценарист может доводить до абсурда, какую – нибудь частную деталь, который зритель будет рассматривать как противоестественное положение вещей, смысла, потому что зрители будут смотреть с точки зрения здравого смысла и нормы.
5. Сатирийски – пародийный сюжет – такой сюжет строится на обобщенных конфликтах, обостренных ситуациях и через них выражается идейно – тематический замысел вообще.


СЮЖЕТНЫЙ ХОД

Там где сценарный ход требует построения определенные сюжетные линии условных действующих лиц, он может перерасти в сюжетных ход. Такой ход может оказаться в массовых мероприятиях, где есть игровой процесс, т.е. эпизоды, связанные с условиями игры и есть не ведущие. А в их качестве предстают действующие лица. Это придуманные персонажи, которые, начинают, включают и развивают действие, а игровые условия тому способствуют, так развиваются сюжеты театрализованных игр. Но в таком случае финал сюжет непременно заканчивается наградой победителя.

 

Еще одно своеобразие сюжета заключается в движении сюжета с учетом нескольких мест действия. В практике осуществление сюжетного хода автор обязательно вводит в действие персонажей, между которыми возникает персонифицированный конфликт. Эти персонажи могут появиться не только из авторского воображения и фантазии, а из произведений различных видов искусств. Такое произведение выгодно в детских сценариях, но у этих персонажей есть своя известная литературная биография. И поэтому в новом сценарии они обречены существовать в рамках биографии, демонстрировать свою узнаваемость. Такие персонажи легко узнаваемы и любимыми зрителями, но действенный ряд вашего сюжета будет ограничиваться уже известным сюжетом. Поэтому появление таких персонажей должно быть оправданно сценаристами, событием, ходом, иначе он строит сюжетный ход под диктовку персонажей. Простое появление известных персонажей ничего не дает для сюжетного хода, а некоторые персонажи своим появлением могут даже разрушить сюжетный ход, основное событие.
Герои произведений могут выступать в качестве ведущих и то, если им позволят событие, а также документальный материал сценария.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: