ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»
Психологический факультет
Кафедра «Психология и педагогика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
По направлению подготовки 030300.62 «Психология»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная/ заочная/ заочная (сокращенные сроки)
Г. Нижнекамск
Гатауллина Р.Ф., к.пед.наук, доцент кафедры«Психология и педагогика»
____________________ ____________________
(дата) (подпись)
Рабочая программа по дисциплине (модулю) утверждена на заседании кафедры «Психология и педагогика»
(название кафедры)
Протокол заседания № ______________ от «____» ________________201__ г.
Зав. кафедрой __________________/ Гатауллина Р.Ф./
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
Заведующая библиотекой __________________/ Соловьева М.В./
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 11
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 18
IV. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ20
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 23
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 24
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель освоения дисциплины
Курс «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях» рассматривает различные формы проведения занятий: классно-урочная система, лекции, семинары, практические и лабораторные занятия. Особое внимание уделяется использованию активных методов обучения, направленных на формирование у студентов теоретического профессионального мышления психологического склада, умения творчески применять психологические знания в практической деятельности. Именно активные методы обучения и есть ответ дидактики на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой. Активные методы, а именно: методы программированного обучения, методы проблемного обучения, методы интерактивного обучения – обеспечивают утверждение системы развивающего обучения в вузе.
Методика преподавания психологии – это наука о том, как учить школьников, как заинтересовать учебой, увлечь ею и научить учиться самостоятельно и творчески. Решение учебных задач, поиск и нахождение ответов на проблемные вопросы, преследующие учебные цели, учат студентов применять теорию психологии к жизненным реалиям.
Следует отметить, что методика преподавания психологии не является сводом жестких и неизменных правил и технологий. Это наука о постоянстве обновления, и не столько самого содержания дисциплинарного знания, сколько обновления психологического содержания – ценностных, мотивационных, коммуникативных и когнитивных оснований взаимодействий и отношений преподавателя с обучаемыми.
Основные задачи данной дисциплины:
1) научиться психологически мыслить: анализировать, оценивать и объяснять психические явления;
2) освоить психотехнические приемы и способы применения научных положений к позитивному изменению психики человека.
Следует подчеркнуть, что действенность методики преподавания зависит от ясной осознанности цели преподавания и подчинения ей всей совокупности методических приемов.
Учебные задачи дисциплины.
Методика преподавания как наука рассматривает вопрос о целях, задачах обучения психологии. Без ответа на этот вопрос она не может решать другие вопросы. Определенное время целью обучения считалось вооружение студентов, учащихся психологическими знаниями, умениями и навыками. Такая методика слабо ориентировала на развитие личности, способной не только усваивать готовые знания, но и творчески их перерабатывать. В настоящее время все больше возрастает роль науки, растет объем знаний. Поэтому важным является привитие обучаемым стремления самостоятельно приобретать знания.
Методика преподавания психологии как наука решает вопрос об общих закономерностях и дидактических принципах, на основе которых строится процесс обучения психологии.
В последние годы изменился акцент с того, что усваивается в учении (система знаний) на примат личности, ее ценностных ориентаций, смыслов, мотивов при организации всех этапов и форм обучения. Преподаватель в этих условиях выступает в роли организатора учебной деятельности обучаемых, а не простого передатчика суммы знаний. Методы преподавания, обеспечивающие такую учебную деятельность, называют активными методами обучения.
Итак, главная задача данного курса: раскрыть как традиционные, так и инновационные (активные) методы обучения и проанализировать возможности их использования в преподавании психологии.