Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ» | |||||||||
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие | |||||||||
общекультурные компетенции | |||||||||
КОМПЕТЕНЦИИ* | Перечень компонентов | Технологии формирования | Форма оценочного средства | Ступени уровней освоения компетенции | |||||
ИНДЕКС | ФОРМУЛИРОВКА | ||||||||
ОК - 7 | восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей | Знать: основы социального управления и межличностного взаимодействия Уметь: устанавливать доверительные взаимоотношения, управлять группой, командой Владеть: навыками убеждения, общения и другими способами психологического влияния | Технология традиционного обучения:лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Технология проблемного обучения:дискуссия, работа творческих микрогрупп | ИДЗ, ТСп, С. | ПОРОГОВЫЙ Знает: - психологические и дидактические основы воспитания и обучения; - особенности организации взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагоги, родители, социальные партнеры). ПОВЫШЕННЫЙ Умеет: проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития детей; организовывать взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагоги, родители, социальные партнеры). -разрабатывать методические рекомендации по оптимизации процесса воспитания, обучения и развития детей в школе и в семье; Владеет: - навыками общения с детьми, студентами, родителями, педагогами; - навыками создания атмосферы сотрудничества. - способами организации и взаимодействия с воспитанниками и родителями на основе диалога и сотрудничества | ||||
профессиональные компетенции | |||||||||
ПК-15 | способностью и готовностью к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины | Знать: основы педагогики, педагогической психологии, психологии развития и возрастной психологии Уметь: организовать педагогический процесс по преподаванию психологии Владеть: навыками учебной и преподавательской работы | Технология традиционного обучения:лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Технология проблемного обучения:дискуссия, работа творческих микрогрупп | ИДЗ, ТСп, С, Зач. | ПОРОГОВЫЙ Знает: – сущность педагогической деятельности; - психологические особенности процесса обучения: - основы развивающего обучения, роль индивидуализации, компьютеризации и дифференциации обучения в современных условиях; - психологические основы и механизмы процесса воспитания, социализации и формирования личности школьников; -отслеживать и оценивать результаты достижений школьников, вносить в нее необходимые коррективы; ПОВЫШЕННЫЙ умеет: − выделять основные теоретические подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития и их приложения в практике обучения и воспитания; − выделять существенные психологические характеристики личности на каждом из этапов онтогенетического развития; − учитывать возрастно-психологические особенности человека при решении широкого круга задач профессиональной деятельности. владеет: - навыками решения психолого-педагогические задач, направленных на формирование аналитических, проективных, конструктивных умений педагога -совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды | ||||
ПК-16 | участию в учебно-методической работе в сфере общего образования | Знать: содержание учебно-методической работы в сфере общего образования Уметь: организовать учебно-методическую работу в сфере общего образования Владеть: навыками управления учебно-методической работой в сфере общего образования | Технология традиционного обучения:лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Технология проблемного обучения:дискуссия, работа творческих микрогрупп | ИДЗ, ТСп, С, Зач. | ПОРОГОВЫЙ Знает: – сущность педагогической деятельности; - психологические особенности процесса обучения: - основы развивающего обучения, роль индивидуализации, компьютеризации и дифференциации обучения в современных условиях; - психологические основы и механизмы процесса воспитания, социализации и формирования личности ребенка; -отслеживать и оценивать результаты достижений воспитанников, вносить в нее необходимые коррективы; ПОВЫШЕННЫЙ умеет: − выделять основные теоретические подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития и их приложения в практике обучения и воспитания; − выделять существенные психологические характеристики личности на каждом из этапов онтогенетического развития; − учитывать возрастно-психологические особенности человека при решении широкого круга задач профессиональной деятельности. владеет: − способами психологического изучения воспитанников; − методами психологической диагностики для решения различных профессиональных задач - методами -установления эмоционального контакта с воспитанниками; - создания атмосферы сотрудничества с детьми; -совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды школы. | ||||
ПК-17 | подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении | Знать: требования к организации и проведению лабораторных и практических занятий по психологии Уметь: применять различные виды занятий в проведении лабораторных и практических работ по психологии Владеть: приемами подготовки и проведения лабораторно-практических занятий | Технология традиционного обучения:лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Технология проблемного обучения:дискуссия, работа творческих микрогрупп | ИДЗ, ТСп, С, Зач. | ПОРОГОВЫЙ Знает: - основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования; - основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования; ПОВЫШЕННЫЙ Умеет: - выделять и формулировать исследовательскую задачу; - интерпретировать результаты исследования; - адаптировать информацию для адресата; - проектировать работу по целесообразному общению с учениками, разрабатывать конспекты консультаций для родителей, сценарии родительских собраний; Владеет: -навыками конспектирования и рецензирования учебной литературы; - навыками решения психолого-педагогические задач, направленных на формирование аналитических, проективных, конструктивных умений педагога; - анализировать и оценивать уровень развития, обученности и воспитанности детей; - анализировать педагогические ситуации, педагогическую деятельность. | ||||
ПК-20 | просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества | Знать: содержание основ просветительской деятельности среди населения Уметь: составить программу просветительской деятельности среди населения Владеть: навыками организации и управления просветительской деятельностью среди населения | Технология традиционного обучения:лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Технология проблемного обучения:дискуссия, работа творческих микрогрупп | ИДЗ, ТСп, С. | ПОРОГОВЫЙ Знает: - основы организации просветительской деятельности среди населения в сфере образования; -составные части и ключевые компоненты программы просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества ПОВЫШЕННЫЙ Умеет: - выделять и формулировать цели и задачи просветительской деятельности; - составлять программу просветительской деятельности среди населения; - адаптировать информацию для адресата; - проектировать работу по просветительской деятельности, разрабатывать конспекты консультаций для родителей, сценарии родительских собраний; Владеет: - навыками решения психолого-педагогические задач, направленных на формирование аналитических, проективных, конструктивных умений педагога; - анализировать и оценивать уровень развития психологической культуры общества; - анализировать педагогические ситуации, педагогическую деятельность. | ||||
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.
Трудоемкость дисциплины для студентов очной формы обучения
Общее количество часов | |
Лекции | |
Практические занятия | |
Интерактивные часы | |
Самостоятельная работа | |
Форма контроля | Зачет |
Тематический план для студентов очной формы обучения
№ п/п | Наименование тем | Лекции | Практические занятия | СРС | Всего часов | Формы текущего контроля Форма промежуточной аттестации | Интерактивные формы обучения |
1. | Теоретико-методологические основы психологического образования | Индивидуальные домашние задания, тестирование | Дискуссия | ||||
2. | Организационные формы обучения и методика их применения | Индивидуальные домашние задания, тестирование | Работа творческих микрогрупп | ||||
3. | Средства обучения психологии и методика работы с ними | Индивидуальные домашние задания, тестирование | Работа творческих микрогрупп | ||||
4. | Подготовка и проведение лекционных занятий по психологическим дисциплинам | Индивидуальные домашние задания, тестирование | |||||
5. | Организация семинаров, практических и лабораторных занятий в курсе психологии и требования к их проведению | Индивидуальные домашние задания, тестирование | |||||
6. | Организация самостоятельной работы в обучении психологии. Контроль и коррекция учебной деятельности учеников. | Индивидуальные домашние задания, тестирование | Дискуссия | ||||
Зачет | Зачет | ||||||
ИТОГО: |
Трудоемкость дисциплины для студентов заочной формы обучения
Общее количество часов | |
Лекции | |
Практические занятия | |
Интерактивные часы | |
Самостоятельная работа | |
Форма контроля | Зачет – 4 |
Тематический план для студентов заочной формы обучения
№ п/п | Наименование тем | Лекции | Практические занятия | СРС | Всего часов | Формы текущего контроля Форма промежуточной аттестации | Интерактивные формы обучения |
1. | Теоретико-методологические основы психологического образования | Индивидуальные домашние задания, тестирование | |||||
2. | Организационные формы обучения и методика их применения | Индивидуальные домашние задания, тестирование | Работа творческих микрогрупп | ||||
3. | Средства обучения психологии и методика работы с ними | Индивидуальные домашние задания, тестирование | |||||
4. | Подготовка и проведение лекционных занятий по психологическим дисциплинам | Индивидуальные домашние задания, тестирование | |||||
5. | Организация семинаров, практических и лабораторных занятий в курсе психологии и требования к их проведению | Индивидуальные домашние задания, тестирование | |||||
6. | Организация самостоятельной работы в обучении психологии. Контроль и коррекция учебной деятельности учеников. | Индивидуальные домашние задания, тестирование | |||||
Зачет | Зачет | ||||||
ИТОГО: |
Трудоемкость дисциплины для студентов заочной формы обучения (сокращенные сроки)
Общее количество часов | |
Лекции | |
Практические занятия | |
Интерактивные часы | |
Самостоятельная работа | |
Форма контроля | Зачет–4 |
Тематический план для студентов заочной формы обучения (сокращенные сроки)
№ п/п | Наименование тем | Лекции | Практические занятия | СРС | Всего часов | Формы текущего контроля Форма промежуточной аттестации | Интерактивные формы обучения |
1. | Теоретико-методологические основы психологического образования | Индивидуальные домашние задания, тестирование | |||||
2. | Организационные формы обучения и методика их применения | Индивидуальные домашние задания, тестирование | Работа творческих микрогрупп | ||||
3. | Средства обучения психологии и методика работы с ними | Индивидуальные домашние задания, тестирование | |||||
4. | Подготовка и проведение лекционных занятий по психологическим дисциплинам | Индивидуальные домашние задания, тестирование | |||||
5. | Организация семинаров, практических и лабораторных занятий в курсе психологии и требования к их проведению | Индивидуальные домашние задания, тестирование | |||||
6. | Организация самостоятельной работы в обучении психологии. Контроль и коррекция учебной деятельности учеников. | Индивидуальные домашние задания, тестирование | |||||
Зачет | Зачет | ||||||
ИТОГО: |
Содержание дисциплины