Правовое регулирование государственной службы в таможенных органах




Тема 1. Понятие, признаки и принципы государственной службы в таможенных органах

Понятие «служба» в русском языке понимается как польза, угода, услуга, жизнь для других, полезное дело.

В ст. 1 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» понятие службы в таможенных органах раскрывается как особый вид государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Таможенной службе как специальному (особому) виду государственной службы присущи определенные признаки:

Во-первых, таможенная служба осуществляется только в государственном органе.

По закону государственной службой в таможенных органах можно заниматься в таможенных органах, находясь на правоохранительной или гражданской должности государственной службы, включенной в реестр. Не все должности, включенные в штатное расписание таможенных органов, являются должностями государственной службы. Так, не является таможенной службой работа в штате таможенного органа на должностях младшего обслуживающего персонала (технические и обслуживающие работники: младший инспектор, водители, уборщицы, повара и др.). Все они непосредственно не выполняют функций, связанных с осуществлением таможенной деятельности, а лишь помогают в их реализации.

Во-вторых, таможенная служба является федеральной государственной службой. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ таможенное регулирование составляет исключительно предмет ведения Российской Федерации. Следовательно, таможенные органы, осуществляющие регулирование экспортно-импортных операций и контроль за ними, являются федеральными органами исполнительной власти. Финансирование таможенных органов осуществляется только из средств федерального бюджета. Данное обстоятельство и позволяет отнести государственную службу в таможенных органах к федеральной государственной службе.

В-третьих, служба в таможенных органах организуется на определенных началах, основах, что придает четкий ориентир ее правовому регулированию и деятельности служащих и сотрудников таможенных органов. Социально-правовые основы таможенной службы образуют официально провозглашенные приоритеты и направления общественного развития, соответствующие им установки и цели государственного строительства, а также нормативно установленные принципы и основы организации и функционирования государственной службы в таможенных органах.

В-четвертых, в таможенных органах сочетаются два из трех возможных видов государственной службы: правоохранительная и гражданская. Такое положение отражает сложную систему разделения труда в таможенной сфере и вызвано тем, что таможенные органы ориентированы на два основных направления деятельности — финансовое и правоохранительное.

В-пятых, важными признаками государственной службы в таможенных органах являются ее подчиненность и иерархичность. Должностное лицо таможенного органа подчиняется не только руководителю таможенного органа по месту прохождения службы, но и вышестоящим таможенным органам и должностным лицам. Однако в дисциплинарных отношениях с государственным служащим взаимодействует не отдельный работодатель, а весь государственный аппарат.

Следовательно, государственная служба в таможенных органах — профессиональная деятельность правоохранительного и финансового характера государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов, направленная на защиту экономических интересов государства и повышение эффективности международного сотрудничества.

Служба в таможенных органах является важным элементом структуры государства. Она строится на системе общих и специальных принципов. В настоящее время в законодательстве не сформулированы единые принципы организации и функционирования службы для сотрудников и служащих таможенных органов. Так, основные принципы построения и функционирования системы государственной службы сформулированы в ст. 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», принципы гражданской службы закреплены в ст. 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а в Федеральном законе «О службе в таможенных органах Российской Федерации» указанные принципы не установлены.

К общим принципам таможенной службы можно отнести:

-федерализм;

-законность;

-приоритет прав и свобод человека и гражданина;

-равный доступ граждан к федеральной государственной службе в таможенных органах;

-единство правовых и организационных основ государственной службы;

- открытость государственной службы в таможенных органах и ее доступность общественному контролю;

-стабильность службы в таможенных органах;

-защищенность сотрудников и служащих таможенных органов от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

К специальным принципам таможенной службы относятся следующие:

-координация и взаимодействие должностных лиц таможенных органов с иными субъектами права;

-эффективность деятельности должностных лиц таможенных органов;

-единство системы таможенных органов.

Применительно к служебно-правовым отношениям указанные принципы выражаются следующим образом.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Служба в таможенных органах является федеральной государственной службой.

В соответствии с принципом законности деятельность должностных лиц таможенных органов основывается на положениях и требованиях федеральных законов, международных договоров и соглашений Российской Федерации. Порядок приема на службу в таможенные органы, процедуры поощрения, привлечения к дисциплинарной и иной ответственности, присвоения специальных званий и классных чинов, увольнения законодательно закреплены, все юридически значимые отношения, возникшие в процессе прохождения службы в данных органах в современный период, получили то или иное законодательное закрепление. Гарантией реализации данного принципа деятельности таможенных органов является строгая подчиненность и подконтрольность нижестоящих таможенных органов вышестоящим.

Принцип приоритета прав и свобод человекаи гражданина следует из ст. 2 Конституции РФ, провозглашающей человека высшей ценностью, и придает социальный смысл государственной службе. Должностные лица таможенных органов не должны ущемлять права и законные интересы физических лиц при перемещении ими товаров через таможенную границу. Принцип способствует защите граждан от коррупционного поведения со стороны государственных служащих и сотрудников таможенных органов.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе является конституционным принципом. В ч. 4 ст. 32 Конституции РФ закреплено, что граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Каждый гражданин, желающий проходить службу в таможенных органах, при наличии вакантных мест, а также при наличии у него необходимых качеств, данных состояния здоровья, способностей и профессиональной подготовки имеет право быть кандидатом на должность государственного служащего или сотрудника таможенного органа. Запрещена всякая дискриминация при поступлении на службу по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, принадлежности к общественным объединениям ит. п.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы означает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Нормативно-правовое регулирование служебных отношений в таможенных органах осуществляется на федеральном уровне, где урегулированы все ключевые основы организации и прохождения государственной службы, правового статуса служащих и сотрудников. Правовые и организационные основы государственной службы в таможенных органах закреплены Конституцией РФ, федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О службе в таможенных органах Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами.

Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю означает, что ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес. Именно по этой причине ФТС России информирует и консультирует на безвозмездной основе участников ВЭД по вопросам таможенного дела. Ограничения доступа к информации могут вводиться только федеральным законом, когда, например, затрагиваются права субъектов на конфиденциальную информацию, которую не должны разглашать ответственные лица. Реализации данного принципа способствует активная работа таможенных органов по использованию электронных средств в своей деятельности. Примером использования электронных каналов информации служат официальные сайты ФТС России и ЕЭК.

Принцип стабильности службы в таможенных органах означает стабильность законодательства, регламентирующего государственно-служебные отношения в таможенных органах, независимость государственных служащих и сотрудников от политической и экономической ситуации, гарантированный законом правовой статус сотрудника и служащего таможенных органов как федерального государственного служащего.

Принцип защищенности сотрудников и служащих таможенных органов от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность нацелен на ограждение должностных лиц таможенных органов от какого бы то ни было влияния на объективность и законность принимаемых ими решений, он также способствует предупреждению и пресечению коррупции в системе государственно-служебных отношений. Принцип является новым и имеет большое значение для управления процессом деятельности таможенных служащих. Сотрудник или служащий таможенного органа имеет право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением должностных обязанностей. Нормативное закрепление данный принцип получил в положениях ст. 16, 21 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Принцип координации и взаимодействия должностных лиц таможенных органов с иными субъектами права отражает тесную связь таможенных органов с государственными органами исполнительной власти (Минфином России, МВД России, ФСБ России, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой по финансовому мониторингу и др.) при решении вопросов профилактики и пресечения административных правонарушений в сфере таможенного дела, проведения таможенных проверок, учета поступления таможенных платежей и проч.

Согласно принципу эффективности приоритет деятельности в области таможенного дела — обеспечение государственных интересов, таких как защита экономических и политических интересов России. Достижение поставленных целей не должно помешать выполнению важнейшей задачи — обеспечению максимального содействия осуществлению внешнеэкономических операций. Данный принцип довольно актуален и в условиях функционирования Таможенного союза, так как происходящие изменения затронут все сферы таможенного дела, в том числе служебные отношения. На усиление эффективности деятельности должностных лиц таможенных органов направлена реорганизация таможенной службы, проводимая в рамках административной реформы.

Принцип единства системы таможенных органов отражает единство федеральной централизованной системы таможенных органов и функциональную общность ее звеньев. В своей деятельности эти звенья дополняют друг друга, осуществляя специальные полномочия по обеспечению соблюдения таможенного законодательства. Таможенным органам присущи: единый правовой статус, права и обязанности сотрудников и служащих, требования к лицам, принимаемым на службу в таможенные органы, единство условий прохождения службы, порядка привлечения к дисциплинарной и иной ответственности, поощрения, увольнения и т. д.

Таким образом, принципы федеральной государственной службы в таможенных органах являются важнейшей основой разработки и реализации государственной политики в области повышения эффективности деятельности таможенных органов. Они тесно взаимодействуют в системе, способствуя четкой организации и формированию правовых основ таможенной службы в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: