ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА




СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ЗАЧЕТА

 

1. 16-ти факторный опросник Кэттела.

 

 

Тест впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). Теоретической и методологической основой разработанного теста является факторный анализ личности. В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности. Сама методика состоит из опросника, бланка для ответов и ключа. В случае ручной обработки ответных листов на них поочередно накладываются «ключи» и записывается сумма баллов по каждой из 17 характеристик личности (16 личностных факторов + фактор самооценки). Факторы: А+ — Открытость; А- — Замкнутость; B+ — Развитое мышление - B- — Ограниченное мышление; C+ — Эмоциональная стабильность - C- — Эмоциональная неустойчивость; E+ — Независимость - E- — Податливость; F+ — Беспечность - F- — Озабоченность; G+ — Сознательность - G- — Беспринципность; H+ — Смелость - H- — Застенчивость; I+ — Чувственность - I- — Твёрдость; L+ — Подозрительность - L- — Доверчивость M+ — Мечтательность M- — Практичность N+ — Утончённость N- — «Простота» O+ — Склонность к чувству вины O- — Спокойная самоуверенность Q1+ — Радикализм Q1- — Консерватизм Q2+ — Самостоятельность Q2- — Зависимость от группы Q3+ — Самоконтроль, сильная воля Q3- — Недостаток самоконтроля, индифферентность Q4+ — Внутренняя напряжённость Q4- — Внутренняя расслабленность MD — Адекватная самооценка

Далее «сырые» оценки переводятся в десятибалльную шкалу - так называемые стены. Полученные данные анализируются по каждой характеристике. Тест Кеттелла содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым (взрослым людям с образованием не ниже 8 – 9 классов). Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос "да", "не знаю", "нет" (или "а", "в", "с").

 


2. 3-х факторный опросник Айзенка.

 

EPI был все еще двухфакторным опросником, поэтому впоследствии Айзенки (1975) опубликовали свой третий личностный тест, а именно, новый Личностный опросник Айзенка (IPQ), который представлял собой переработанный опросник EPI и включал шкалу пси-хотизма (Р). Последующая критика, относящаяся к шкале (Р), привела к появлению еще одной редакции опросника под названием Пересмотренный личностный опросник Айзенка (Eysenck Personality Questionnaire-Revised). Специалисты в области психологии и психиатрии знают, что опираясь на показатели экстраверсии и нейротизма теста Айзенка, можно легко диагностировать два распространённых невротических расстройства. Так, у ярко выраженных холериков (экстравертов с высоким уровнем нейротизма) чаще всего наблюдается истерический невроз, а у ярко выраженных меланхоликов (интровертов с высоким уровнем нейротизма) – невроз навязчивых состояний и депрессия. Опросник содержит 30 вопросов, на которые вам надо ответить «да» либо «нет».

Экстраверсия / интроверсия Концепция экстравертности/ интровертности Айзенка ближе к общепринятой, чем концепция юнга. Экстравертный тип характеризуется, в первую очередь, общительностью и импульсивностью, но также легкостью, оживленностью, остроумием, оптимизмом и другими чертами людей, которые получают удовольствие от общения с другими.

интроверты характеризуются чертами, противоположными тем, которые можно найти у экстравертов.

Нейротизм / Стабильность имеет сильную наследственную составляющую. Люди с высоким показателем невротизма часто имеют склонность слишком сильно эмоционально реагировать на возбуждение и с трудом возвращаются в нормальное состояние.

Корреляция между факторами нейротизма и экстраверсии равна нулю, то есть можно иметь одинаково высокие показатели по обоим

Психотизм / Суперэго Люди с высокими показателями по шкале Р часто эгоцентричны, холодны, любят спорить, агрессивны, импульсивны, враждебно настроены к окружающим, подозрительны и антисоциальны. Те, кто показывает низкий уровень психотизма (более сильное «Супер-Я»), склонны сопереживать, заботиться о других, сотрудничать и хорошо социально приспособлены.

 


3. L-данные, Q-данные и Т-данные: особенности их получения и интерпретации.

Одним из наиболее известных примеров классификации психологических методов с точки зрения критерия типа эмпирических данных, т.е. связи психологических данных со способом их получения исследователем, является классификация Р. Кеттэлла. Он предложил отличать следующие типы данных: L, Т и Q (от английских названий: L– liferecord, T– test и Q– questionnaire).

L-данные являются жизненными документами (например, анамнез), они получены в более ранних исследованиях или их поставляет сам испытуемый (либо другие люди, описывающие события его жизни) в ходе актуально проводимого исследования. Не важно, каким конкретно методическим приемом получены эти данные: в результате беседы, внешнего наблюдения, анализа самоотчетов, опроса, свидетельств других людей и т.д. Общим их радикалом является то, что это свидетельства прошлого, фиксация в той или иной форме продуктов прошлой психической деятельности (испытуемого, пациента или «клиента»). Таким образом, они могут быть оценены только как исторические документы, хотя в принципе могут быть получены неоднократно. Соответственно при их интерпретации психолог должен реализовать какие-то нормативы анализа документов. При интерпретации результатов, полученных на основе L-данных, психолог может воспользоваться одним из сложившихся в историографии приемов: например, задать вопрос, почему то или иное событие не отражено в документе. Т- и Q-данные в классификации Кеттэлла имеют общее свойство – то, что они получены в актуально проводимом исследовании, т.е. психолог может осуществлять какие-то формы контроля при их получении и фиксации. Эти данные могут быть им перепроверены актуально – путем продолжения сбора эмпирического материала. Таким образом, в отличие от L-данных, Т- и Q-данные допускают их анализ по тем схемам, которые не могли быть реализованы по отношению к «историческим» документам. Хотя и здесь следует учитывать разницу в моментах фиксации события и его места во времени – до или в период проведения исследования. Отличие Т-данных, по Кеттэллу, заключается в том, что они являются результатами тестов, в которых фиксируются некоторые показатели достижения. Другая особенность Т-данных – их дифференциально-психологический характер ( предполагается сопоставление достижений испытуемого (будь то решение мыслительной задачи или задачи двигательной) с показателями достижений других людей в тех же ситуациях и предположительно с той же мотивацией участия в психологических опытах).


4. MMPI и его модификации.

 

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) - личностный опросник, созданный в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли. Данный тест является реализацией типологического подхода к изучению личности.

Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80) должны дать ответ: «верно», «неверно», «не могу сказать». Ответ, совпадающий с «ключом», оценивается в один балл.

Возможны различные варианты предъявления утверждений, обычно это делается с помощью карточек, которые обследуемый раскладывает на три группы в соответствии со своим ответом. Полученные данные заносятся в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об обследуемом и время, затраченное на раскладку карточек. Завершается обследование построением «профиля личности», который вычерчивается на специальных бланках (отдельно для мужчин и женщин), где балльные оценки переводятся в стандартные, т. н. Т-оценки со средним значением 50 и стандартным отклонением 10.

Ниже представлены основные клинические шкалы MMPI: Шкала ипохондрии (HS Шкала депрессии (D) Шкала истерии (Hy) Шкала психопатии (Pd) Шкала маскулинности — феминности (Mf) Шкала паранойи (Pa) Шкала психастении (Pt) Шкала шизофрении (Sc) Шкала гипомании (Ma) Шкала социальной интроверсии (Si)

В 1989 г. опросник был значительно переработан и опубликован под названием MMPI-2 (Дж. Бучер, В. Далстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер, 1989). Одновременно были изданы как обычная, так и компьютерная версии. Новые шкалы были разработаны специально для MMPI-2. С их помощью оцениваются такие свойства, как: тревожность (1); подверженность страхам (2); обсессивность (3); депрессивность (4); забота о здоровье (5); причудливость странность мышления (6); гневливость (7); циничность (8); склонность к антисоциальным поступкам (9); близость типу А личности (10); низкая самооценка (11); семейные проблемы (12); социальный дискомфорт (13); помехи в работе (14); негативные индикаторы для лечения (15).

Разработан вариант для обследования лиц моложе 18 лет – MMPI-A.

Неоднократно предлагались сокращенные варианты опросника. Один из наиболее известных – Mini-Mult, состоящий из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа.


5. Алгоритм определения различных видов валидности.

 

Валидность — один из базовых показателей качества созданного теста, характеризует пригодность результатов полученных после тестирования именно для той цели, ради которой и проводилось само тестирование.

Существуют три основных способа установления валидности методики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: