Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах




 

Ответственность в сфере использования и охраны недр классифицируется по следующим видам юридической ответственности, существующим в Российской Федерации:

- административной,

- гражданско-правовой,

- уголовной,

- дисциплинарной.

При этом та или иная форма юридической ответственности напрямую зависит от характера, степени, тяжести последствий, а также размера нанесенного ущерба.

Раздел VI ФЗ О недрах посвящен нормативному урегулированию вопроса ответственности за нарушение законодательства РФ о недрах, причем ст. 49 данного Закона дифференцирует данную ответственность на административную и уголовную в зависимости от состава правонарушения, за которое наступает ответственность.

Стоит отметить, что до редакции 2012 г. данная статья содержала общий перечень правонарушений (13 составов), за совершение которых наступала уголовная или административная ответственность, а в новой редакции законодатель ограничился лишь констатацией того факта, что те лица, которые будут признаны виновными в нарушении законодательства о недрах, несут административную, либо уголовную ответственность, то есть норма носит бланкетный характер.

Значимую роль в недропользовании играет административная ответственность. Исходя из сложившегося мнения ученых, административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, то есть противоправного, виновного (умышленного или неосторожного) деяния (действия или бездействия), посягающего на государственный, общественный строй, на собственность, на жизнь и здоровье граждан.

При этом, исходя из общепринятого разъяснения сути административной ответственности, предлагается следующее определение сущности административной ответственности в сфере использования недр.

Административная ответственность в сфере недропользования являет своей целью создание системы превентивных мер, а также пресечение действий, которые наносят или могут нанести вред недрам на той стадии, когда эти действия еще не переросли в уголовное преступление, за которые наступает уже уголовная ответственность.

Стоит отметить, что, несмотря на формальное закрепление в КоАП РФ нескольких статей, регламентирующих ответственность в сфере недропользования, санкции их недостаточно строги и не могут в полной мере обеспечивать должного воздействия на правонарушителей. То есть получается определенный замкнутый круг: субъект, нарушивший законодательство о недрах, уплачивает в бюджет штраф и продолжает дальше нарушать его, так как нормы об ответственности недостаточны и не обладают в силу своей мягкости достаточным воздействием для предупреждения и приостановления нарушений горного законодательства. Следовательно, из-за недостаточно развитой системы ответственности произошла смена сознания недропользователя, нарушая законодательство, он осознает, что, в сущности, заплатив небольшой штраф, сможет продолжить свою деятельность в дальнейшем.

Что касается уголовной ответственности, то уголовная ответственность за нарушения правил недропользования предусмотрена ст. 253 и 255 гл. 26 УК РФ "Экологические преступления"[35] и ст. 216 УК РФ. Также исследователями зачастую по смысловому содержанию недропользования (по аналогии с предпринимательской деятельностью) включается и незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ).

В целом за последнее десятилетие идет положительная тенденция числа наказаний за экологические преступления, но количество уголовных дел в сфере нарушения недропользования составляет пока около 30 дел, дошедших до суда. Также стоит отметить, что судебная практика по привлечению к уголовной ответственности за совершение экологического преступления, особенно преступлений в сфере недропользования, показала низкую эффективность реализации норм уголовного законодательства.

В.А. Захарова[36] в своей работе отмечает, что официальная статистика в сфере нарушения охраны и использования недр не позволяет провести объективную оценку современного состояния преступности в данной области. Ссылаясь на сложность в правоприменении ст. 255 УК РФ - "Нарушение правил охраны и использования недр", автор отмечает, что она практически не применяется.

В целом, правоприменительная практика рассмотрения дел в сфере недропользования в рамках уголовного судопроизводства еще не сформирована, что может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.

Отмечая положительные аспекты данного пробела в правоприменении, можно предположить, что в настоящее время недропользователь имеет реальные шансы как-то повлиять на формирование судебной практики с помощью доступных юридических механизмов.

Отрицательным моментом является то, что, несмотря на то, что Россия не является страной с прецедентной системой правоприменения, отсутствие судебной практики зачастую приводит к неправильному рассмотрению дел данной категории, а чаще и к тому, что данные уголовные дела просто не доходят до суда, перерастая в дела административные или закрываясь за неимением достаточной доказательной базы.

Еще одной особенностью ответственности в сфере недропользования является тот факт, что недропользование не осуществляется одним физическим лицом, как правило, это юридическое лицо или группа компаний. Недропользование в России, как и во всем развитом мире, осуществляется крупными корпорациями, вход на этот рынок новым предпринимателям практически не возможен, ввиду уже сложившейся ситуации в этой сфере (95% месторождений нефти и газа уже распределено между действующими недропользователями). А так как на сегодняшний день уголовной ответственности для юридического лица по данному вопросу не предусмотрено, это позволяет крупным компаниям, действующим в этой сфере, избегать заслуженной ответственности.

При этом вопрос о необходимости ввести уголовную ответственность для юридического лица также является очень актуальным на сегодняшний день, так как теория уголовной ответственности юридических лиц к настоящему времени не имеет в науке единого концептуального обоснования.

Еще А.Ф. Бернер писал: "...корпорации, учреждения и т.п., без сомнения, суть не что иное, как отвлеченные образы; личность же, им приписываемая, есть только произведение юристов..."[37].

Но в то же время во многих странах, таких, как Англия, США, Франция, суды привлекают юридических лиц к уголовной ответственности десятилетиями, данную точку зрения поддерживают многие ученые, которые доказывают в своих работах обоснованность применения уголовной ответственности к организациям[38].

Затрагивая вопрос о гражданско-правовой ответственности в сфере недропользования, стоит отметить, что, как и любая гражданско-правовая ответственность, она имеет своей первоочередной целью возмещение ущерба, причиненного недропользователем главному собственнику недр - государству и опосредованно вероятным третьим лицам. Особенностью гражданско-правовой ответственности является ее применение к правонарушителю наряду с привлечением его к административной, уголовной ответственности.

Гражданско-правовая ответственность в сфере недропользования является еще недостаточно эффективной как с точки зрения ее превентивного, так и с точки зрения ее компенсационного действия. Как справедливо отмечал один из исследователей, "в процессе разрешения споров в сфере гражданско-правовых отношений не должно быть диктата государства, диктата государственных органов, диктата государственного служащего"[39].

В настоящее время действуют Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 564[40].

Вредом в целях настоящих Правил признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Расчет размера вреда производится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в отношении участков недр, за исключением участков недр местного значения, в отношении которых расчет размера вреда производится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, определяется по формуле:

 

D = Lз + Cл + Cо,

 

где:

- D - размер вреда (рублей). В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда рассчитывается по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются (рублей);

- Lз - стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей);

- Сл - фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей), или расходы на восстановление нарушенного состояния подземного водного объекта в случае загрязнения подземных вод (рублей);

- Со - фактические расходы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на оценку размера вреда (рублей).

Размер вреда, не повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, но повлекшего нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вреда, причиненного особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, определяется по формуле:

 

,

 

где:

- - размер вреда (рублей);

- - фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда (рублей);

- - фактические расходы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на оценку размера вреда (рублей).

Стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, определяется по формуле:

 

Lз = Nбз x Р,

 

где:

- Nбз - объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат, куб. метров в сутки, тонн в сутки), уменьшенный на величину норм технологических потерь, утвержденных в установленном порядке, за исключением случаев самовольного пользования недрами;

- Р - стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения (рублей).

Эффективность указанных Правил еще не доказана, потому как не сложилась практика их применения. Но уже сейчас можно дать промежуточную оценку этому методическому своду формул.

Существует еще одна разновидность ответственности в недропользовании, которую зачастую забывают упомянуть, несмотря на ее объективное существование.

Дисциплинарная и материальная ответственность возникает ввиду наличия определенных трудовых отношений между работником и работодателем. В процессе осуществления своей трудовой деятельности работник может осознанно или случайно причинить вред, к данному вреду относится и возможное нарушение законодательства о недрах. А так как впоследствии данный вред подлежит возмещению государству работодателем, по трудовому законодательству он имеет право взыскать понесенные им расходы с виновного работника либо наложить на него дисциплинарное взыскание.

 

Литература

 

1. Захарова В.А. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением законодательства об охране и использовании недр // Актуальные проблемы права: Науч.-метод. сб. Калининградского пограничного института ФСБ России. 2008. N 23. Ч. 3.

2. Борисов А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации "О недрах" (постатейный). М.: Деловой двор, 2009. 448 с.

3. Нормативные правовые акты, приведенные в пособии в актуальных редакциях.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: