СЕМИНАР 6.
Тема: Функции управления.
5 вопрос. Охарактеризовать специфику функции «анализ» и ее роль в управленческом цикле.
В управленческом цикле анализ играет тройственную роль:
- с одной стороны, он предшествует планированию и служит для оценки создавшегося положения и собственных возможностей;
- с другой стороны он позволяет определить причины отклонений, возникающих в ходе выполнения плана;
- с третьей стороны он следует за заключительным контролем, завершая управленческий цикл, и служит для оценки достижений.
В схематическом виде это представлено на рис. 9.2.
Анализ состояния и возможностей включает в себя:
- анализ внутренней среды;
- анализ внешней среды;
- анализ имеющихся возможностей и инвестиций.
Анализ внутренней среды предприятия
Анализ внутренней среды предприятия затрагивает следующие аспекты:
1) накопление общих сведений о предприятии, включающих: отраслевую и вид деятельности; форму собственности; количество работающих, в том числе управленческого персонала; уставной фонд и стоимость основных фондов; основных потребители готовой продукции (услуг) и основных поставщики.
2) анализ производственных и материальных потоков, используемые производственные технологии и оборудование, организацию производства и труда промышленного персонала.
3) анализ экономического положения (финансовый анализ) затрагивающий доходность, рентабельность, оборачиваемость фондов, наличие свободных финансовых ресурсов и возможность их получения.
4) анализ системы управления, затрагивающий:
- распределение и закрепление за структурными подразделениями конкретных и специальных функций;
- организационную структуру управления;
- преимущественно используемые методы управления;
- господствующий стиль управления;
- сложившуюся методику принятия управленческих решений.
5) анализ персонала предприятия, включающий оценку:
- знаний, навыков и квалификации сотрудников;
- сплоченности (корпоративного духа) организации;
- преобладающих интересов сотрудников и их возможных изменений.
Основная цель анализа внутренней среды - определение степени эффективности использования имеющихся ресурсов. Основное внимание при этом уделяется взаимоотношениям и взаимодействию ресурсов и результатов, усилий и достижений, затрат и доходов.
Источники информации для анализа внутренней среды предприятия можно разделить на объективные и субъективные.
Объективные источники - это отраженные в бухгалтерской и статистической отчетности результаты производственно-хозяйственной деятельности. Основное их достоинство - предоставляемая возможность объективного анализа, а основной недостаток - сложность выявления проблем какой-либо конкретной деятельности на предприятии из общей совокупности проблем предприятия.
Субъективные источники - результаты анкетирования, тестирования, интервьюирования руководителей, специалистов и внешних экспертов. Основное их достоинство - возможность сконцентрироваться на специфических проблемах различных служб предприятия и возможность получения недокументируемой информации, а основной недостаток - не очень высокая степень достоверности.
Основными аспектами анализа внешней среды предприятия являются:
1) анализ существующих организаций;
2) анализ существующих технологий и возможное их развитие;
3) анализ государственной политики, уделяя основное внимание;
4) анализ состояния рынков сбыта и потребления, уделяя основное внимание
Проблема педагогического анализа в управлении школой всегда вызывала большой интерес практических работников и ученых. Еще в 20-е годы на страницах журнала «Народное просвещение» в статьях М.Бойцова, А.Его лина, П.Кагана и многих других были предприняты попытки сформулировать основные теоретические позиции педагогического анализа.
В трудах Ю.К.Бабанского, М.Н.Скаткина, В.А.Сухомлинского обобщался значительный и бесценный опыт руководителей школ, определялись теоретические и методические подходы к педагогическому анализу урока. Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории внутришкольного управления Ю.А.Конаржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций.