Морфонология морфем. Валентность морфем




Упражнения и задания к ним

Занятие 1

Морфемика как раздел языкознания. Понятие морфа, морфемы, вариантов морфемы. Виды морфем русского языка, их функции

План

1. Словообразование (Деривация). Его место среди других разделов науки в языке. Связь с разделами морфологии и лексикологии. Синхронное и диахронное словообразование. Три раздела словообразования.

2. Морфемика. Структурные типы слов. Морфемная структура слова. Морфемный состав слов. Связь морфемики и словообразования.

3. Слово и морфема (их различие). Субморф. Функции морфем.

4. Понятие морфа, алломорфа, морфемы, варианта морфемы, классификация морфем. Материально выраженные и нулевые морфемы. Словообразовательные, формообразующие и синкретические аффиксы.

5. Корневая морфема и ее основные свойства. Свободный, связанный и полусвободный (полусвязанный) корень.

6. Префиксы. Суффиксы. Унификсы. Окончания. Постфиксы. Аффиксоиды, конфиксы (циркумфиксы).

7. Асемантические части слов.

 

1. Проанализируйте морфемный состав приводимых ниже слов; определите, какие из этих слов изменяемые, неизменяемые, непроизводные и производные: лес, примирение, белеющий, вода, здесь, пальто, Сочи, бордо, солнце, студенческий, около, кукареку, кофейник, трижды, послезавтра.

2. В каких данных ниже словах представлены корневые алломорфы, суффиксальные, постфиксальные, префиксальные? Назовите слова, в которых «спрятан» [j]?

Улыбаться, нестись, заячий, заячья, друг, дружить, друзья, волгоградец, волгоградка, воробей, воробья, беспорядок, бездеятельный, изгнать, исписать, дезорганизовать, дегазировать, деквалифицировать, творог, творожный, мять, мнешь, меня, мне, отбежать, отогнать, избить, изорвать, обдать, оборвать, гнуть, сгибать, мороз, замораживать.

3. В каких данных ниже словах имеются материально выраженные морфы, в каких нулевые?

Трава, сестра, нес, намыв, намывание, терпение, трений, столов, окон, дверей, статей, воробей, соловей, лисий, синий, волчий, колючий, летний, верблюжий, трав, станций, судей, супруг, его, им, друзей.

4. Выделите корни свободные и связанные в данных словоформах: мыть, водица, обводнить, земляной, закупорить, дорога, добавить, примирить, туризм, побелка, прислонить, говядина, немец, жрец, обуть, распрячь, застегнуть, выключить, искорка, похитить, аэробус, география, ларингит, агитировать, трансляция, лексиколог, фонотека.

5. Сгруппируйте данные словоформы по общности корней; выделите внутри одной корневой морфемы (где это возможно) алломорфы и варианты корней: быть, быль, былой, бой, бьет, по-былому, делать, разбить, жечь, обучение, бей, лететь, шел, друзья, сожгла, дружный, жег, прилет, жжение, шла, зажигать, слет, учиться, учащийся, дружба, шедший, ожог, приучить, низвергнуть, свергать, упал, падать.

6. Сопоставьте выделение корней в данных ниже словах в «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова и «Словаре морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой. Как можно объяснить несовпадение морфемного членения одних и тех же слов?

Аляповатый, безалаберный, беспечный, печаль, избавление, закадычный, праздник, свидетель.

7. Назовите окончания в приведенных ниже словах. Какие функции они выполняют? Укажите окончания личные, родовые, числовые:

Двух, меня, моемся, поет, четыреста, четырьмястами, неуклюжий, чего-то, сестер, кума, супруга, линий, верблюжий, добры, читала, льют, неси, пой, учительская (сущ.), безголосый.

8. В приведенных ниже словах отметьте окончания а) омонимичные, б) синонимичные.

Стола, стена, раму, несу, сорока, два, сторона, города, ждала, паспорта, снега, стены, возьмем, носим, ведут, клеят, стеною, водой, к дому, к двери, к маме, несем, просим, ворота, поля.

9. Сгруппируйте данные словоформы, в которых приставки имеют значение а) словообразовательное, б) формообразующее, в) словоформообразующее (синкретичное). Выделите приставки, возникшие на базе предлогов при суффиксации предложно-падежной формы:

Призвук, приморье, соткать, перешить, беспорядок, прибрежный, Заволжье, бестолковый, поспать, побелить, пришкольный, сделать, безденежье, написать, Приамурье, заговорить, наилегчайший, заречный.

10. Определите количество суффиксов в приведенных ниже словах; установите основы, к которым они присоединены.

Книжка, почтовый, стебельковый, торфянистость, комковатый, водянистый, виноватость, водичка, кисловатость, пятерочник, промораживание, изюминка, кровинка, ослабевать, газировать.

11. В каких данных ниже словоформах словообразовательные суффиксы, в каких – формообразующие? (Обращайте внимание на наличие нулевых суффиксов.)

Буфетчик, белее, еловый, молочник, тряс, добренький, нес, добрейший, сырость, тетрадка, москвич, бежал, бери, умнейший, стебелек, бронхит, замерз, утих, синь, синева, разогрев, разогревание, скрипение, скрип дверей, спал, деревянный, рассказывать, нагревать, крикнуть, ел, толкни, копай, кинь, ляг, дружба, синить, газетчик, поющий, любимый, испеченный, заплыв.

12. Докажите омонимию суффиксов в следующих словах: баранина, соломина, кулачина, выбоина, глубина, конина, ширина, промоина, голосина, горошина, толщина, царапина, домина, изюмина, свинина.

13. Выделите в приведенных ниже словах постфиксы. Какие из них имеют словообразовательное значение, какие – формообразующее?

Радуюсь, идемте, кого-то, кто-либо, купите, кого-нибудь, ушел-таки, пойдем-ка, что-нибудь, согнись-ка, радуйтесь, умоемтесь-ка, запомните-ка, дождались-таки, где-либо, полно-те, чернеется, бояться.

14. Придерживаясь мнения А.Н. Тихонова об интерфиксах, выделите их в приведенных ниже словах:

лесовоз, бурелом, трехметровый, треугольный, пятилетний, двубортный, единожды, дважды, тринадцать, тридцать, фильмотека, картотека, чудеса, дочери, семена, читать, писать, колоть, читают, зазнайка, задернут, станут, живут, певец, ливень, ливмя, купейный, киношник, арготизм, вузовец, перуанец, первенец, профессиональный, хранилище, токийский, домушник, королевич, сушилка, схематизм.

15. Найдите в следующих словах уникальные элементы, охарактеризуйте их. При выполнении задания обращайтесь к «Словарю уникальных морфем современного русского языка» Л.В. Рацибурской.

Детвора, дубликат, попадья, прайм-тайм, радуга, француз, маскарад, жених, чертеж, павлин, клейстер, молодайка, скупердяй, низменный, белобрысый, светоч, курносый, патронташ, любовь, бебиситтер бахвалиться, козел, колодец, белесый, колченогий, алхимия, комбинезон, виндсерфинг, закоулок, пустельга, голкипер, иконостас, шиворот, брейн-ринг, пин-код.

16. В каких нижеприведенных словах можно увидеть аффиксоиды, а в каких только сложные образования?

Сине-зеленый, диван-кровать, оленевод, садовод, лесостепь, засухоустойчивый, волнорез, китаевед, рудовоз, кожеед, водонепроницаемость, землемер, бомбомет, волнообразный, полумрак, славяновед, книгоед.

17. Для морфем русского языка характерны четыре функции – номинативная, экспрессивная, стилистическая и реляционная (соединительная). В приведенных ниже словах определите функции морфем: делёж, домище, распрекрасный, зверюга, смирнёшенько, учитель, сахарница, выключатель, старик, старикан, старикашка, старичьё, старуха, старушонка, старушенция, холодильник, сеятель, хитринка, свечка, денёк.

Занятие 2

Морфонология морфем. Валентность морфем

План

1. Морфонологические особенности словообразования. Морфемный шов.

2. Нелинейные преобразования (чередование звуков, мена ударения).

3. Линейные преобразования (интерфиксация, наложение, усечение). Наращение производящей основы.

4. Морфотактика (или морфосинтаксис). Валентность морфем (морфематические связи аффиксов).

5. Ограничения, препятствующие соединению деривационных морфем с производящей основой.

 

1. Определите морфонологические явления на морфемном шве при словообразовании (формообразовании).

1.1. Долг – должник, крик – кричать, лик – лицо, оградить – ограждать, блеск – блестеть, обособить – обособление, ловить – ловля, страдать – страсть, кладу – класть, обвод – обод, гребень – гребешок, карман – кармашек, город – град, поворот – вращение, кризис – критический, флексия – флективный, редакция – редактор, претензия – претендент.

1.2. Звенеть – звон, течь – ток, окно – окон, ловок – ловкий, молодец – молодца, спросить – спрашивать, сесть – садиться, забрать – заберу, вдох – дышать, петь – пой, рыть – рой, беседую – беседовать, клюет – клевать, несу – нес.

1.3. Летчик – экскаваторщик, газетчица – подавальщица, солдатчина – хлестаковщина, банщица – буфетчица, складчина – тамбовщина.

1.4. Певец, ялтинский, делийский, африканский, кофейный, судилище, жилище, киношный, гаишник, аббревиатура (ср. аббревиация), пленарный (ср. пленум), сервировать (ср. сервис), дудеть (ср. дудка), кокетничать (ср. кокетка), либреттист (ср. либретто), пальтишко (ср. пальто), резюмировать (ср. резюме).

1.5. Лиловатый (ср. лиловый), розоватый, архангельский, динамовский, курский, гороновский, таксист, регбист, нацизм, химик.

2. В «Русской грамматике» (М., 1980, Т. 1. С. 414, 418, 420, 430–431) к линейным преобразованиям основы мотивирующего слова (глагола, существительного, числительного) помимо усечения относится наращение а) за счет конечной согласной (например, в, т: пе-ть – пев-учий, зна-ть – знат-ок, арго – аргот-ический, кофе – кофей-ный; б) гласной а, совпадающей с флексией им. п. мотивирующего слова (алгебр-а – алгебра-ист); в) сочетания ат (драм-а – драмат-ичный) и др.

Укажите, какие наращения в приведенных ниже словах:

Знать – знаток, знатный, вить – виток, слить – слитный, скрыть – скрытный, ныть – нытик, пережить – пережиток, остаться – остаток, жать – жатка, занять – занятный, понять – понятливый, быть – бытность, убыть – убыток, придать – придаток, податься – податливый, дуть – стеклодув, пошить – пошив, лить – ливень, крыть – кров, петь – певун, певец, клевать – клюв, жить – старожил, симптом – симптоматичный, астма – астматический, тема – тематический, трико – трикотаж, буржуа – буржуазный, проза – прозаический, лама – ламаизм, два – дважды, три – трижды, четыре – четырежды, двенадцать, двадцать (суффиксы – жды, -дцать, -надцать).

3. Какой вид мены финалей исходной основы в следующих случаях?

Мазать – мазила, платить – плательщик, молиться – молельный, притягивать – притягательный, знаменовать – знаменательный, окончить – окончательный, клевать – клюнуть, дунуть – дуновение, совать – сунут, сеять – сев, чуять – чуткий, смеяться – смех, спать – сон.

4. Какие виды ограничений вы отметите в приведенных ниже словах при попытке осуществить словопроизводство?

Желтенький, большущий, высоченный, парковый, восковой, «культурнущий», «активнущий», пилот, штукатур, электрик, собака, свинья, курица, лошадь, овца.

Возможно ли сочетание суффикса –тель с основами существительных и прилагательных? С основами глаголов? Приведите примеры.

 

Занятие 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: