Основа слова, ее виды. Членимость и производность основ. Виды отношений производности. Морфемный анализ




План

1. Основа слова, словоформы. Типы основ. Производное слово. Производящая база.

2. Понятие членимости и производности. Степени членимости основ/слов.

3. Учение о структуре слова. Морфемный состав и структура слова. Структурные типы слов.

4. Степени производности и признаки производных основ/слов. Расхождение отношений формальной и смысловой производности.

5. Словообразовательная мотивация, непосредственная (опосредствованная, исходная/неисходная, единственная/неединственная). Множественность мотиваций и словообразовательной структуры.

6. Фразеологичность семантики производного слова.

7. Словообразовательная мотивация, непосредственная (полная и частичная).

8. Морфемный анализ, его цель и задачи.

 

 

1. Определите основу и окончание, отметьте слова, которые не имеют форм словоизменения.

Статья, соловей, панно, тиски, край, алиби, совесть, свой, по-моему, жюри, высох, спасла, меня, вдвоем, маренго, птичий, свой, сразу, умывалась, лекция, дочь, занятия, пять, объявление, тридцать, воробей, аллея, гостья.

2. Определите виды основ (непрерывная/прерывистая, простая/сложная, членимая/нечленимая) в следующих словоформах: воронка, выключатель, сражались, львица, каждый, громкость, кто-то, чью-нибудь, чего-либо, моюсь, птичий, лесозаготовка, китаевед, прибавить, обуть, завтра, изготовленный, двое, вчерашний, греется.

3. Определите характер основы (производная или непроизводная, производящая основа, производящее слово, производящая база) в следующих словах: глазастый, сутки, суточный, львица, прибавка, босоножка, железнодорожный, заречный, отъехать, приплыть, триста, воробей, воробушек, невеста, ведьма, вздор, редколесье, долгоиграющий, иней, гостья, рваться, кто-либо, интегрирование.

4. Найдите основы производные и членимые, членимые, но непроизводные в данных ниже словах: улица, выключатель, пастух, прибавить, свергнуть, громкость, обуть, письмо, борец, ножик, вонзить, пронзить, агитатор, изолировать, туризм, почтамт, курносый, радуга, буженина, малина, бодрость.

5. Определите, к какому из пяти видов отношений между производной и производящей основами можно отнести следующие слова: толкнуть – вытолкнуть, кот – котенок, получать – получатель, нежный – нежность, читать – чтение, вежливый – вежливость, книга – книжка, свеча – свечка, стена – стенка, кобыла – кобылица, лиса – лисица, транслировать – транслятор, иллюстрировать – иллюстратор, агитировать – агитация, транслировать – трансляция, волгоградец – волгоградка, украинец – украинка, иллюстрировать – иллюстрация, трамвай – трам, магнитофон – маг, аферист – афер, корабельщик – корабел, интеллектуальный – интеллектуал.

6. Распределите слова на две группы – с фразеологичностью и нефразеологичностью семантики: домик, котенок, валенок, волчонок, арбузик, белок, носильщик, синяк, косынка, хвостик, грибник, косяк, теплушка, теплица, простушка, сестрица, волчица, глазной, пыльный, рыжик, рогалик, рукавица, безбожие.

7. В каких из приведенных ниже слов наблюдается расхождение формальной и смысловой производности? Аргументируйте свой ответ.

По-дачному, по-цирковому, по-оркестровому, по-курортному, метеорно, крапивно, водопадно, по-охотничьи, по-вороньи, фронтовик.

8. Установите направление производности в данных ниже парах слов. Что может служить основанием для решения этого вопроса?

Бегать – бег, классифицировать – классификация, сушь – сухой, квалификация – квалифицировать, прилет – прилетать, физик – физика, глушь – глухой, синь – синий, транслятор – транслировать.

9. Проиллюстрируйте на примере ниже приведенных слов разные явления мотивации – непосредственная/опосредованная, исходная/неисходная, единственная/неединственная, регулярная/нерегулярная: дом – домик, ковкий – ковкость, глупый – глупить, глупо, Панама – панамский, пудрить – припудрить, пудра – пудрить, подвезти – подвозка, подвозить, послать – посылать, посылка, Африка – африканец.

10. Отметьте слова с единственной и неединственной мотивацией: отбрасывать, проверка, вкатывать, неравенство, столик, обрадоваться, капризничать, кляузничать, глупить, нежизненность.

11. В каких случаях встречается прямая мотивированность, метафорическая, периферийная?

Бескостный – ‘ мягкий, мягкотелый’, попугайничать, ходьба, кашевар, котенок, ишачить, каменный, полковник, обезьянничать, каменеть, волнушка, змеиться, синева, тигренок, столяр, домик, репчатый, чернила, каменистый, белье.

12. Установите производящие базы для следующих производных слов: прибрежный, безбрежный, прибрежье, обезболить, обезглавить, обескровить, огласить, разгласить, заголовок, заглавие, заголовочек, драгоценный.

 

Занятие 4

Основные понятия и термины словообразования

План

1. Компоненты производного слова. Словообразовательное значение, словообразовательное средство.

2. Функции дериваторов в языке и типы словообразования.

3. Пять видов отношений производности.

4. Четыре вида семантических отно­шений между производной и производящей основами.

5. Словообразовательная структура словообразовательной основы, словообразовательная модель, тип. Классификация словообразовательных типов. Продуктивность и регулярность типа. Морфонологическая модель.

6..Словообразовательная перифраза (толкование). Чересступенчатое словообразование. Словообразовательные омонимы, синонимы.

7. Морфемография.

 

1. Определите словообразовательное значение и словообразовательные средства в следующих словах: портниха, учитель, домик, утенок, временный, каменный, прародитель, шторка, листва, адвокатура, венгерка, горошина, помолодеть, удвоить, перекур, сорежиссер, любимец, творец, пастух, глухота, энтузиазм, домина, котлетина, конина, жилище, ловкач, левша, навоеваться, опись, посадка, волгоградский.

2. Какие типы производных (по М. Докулилу) слов представлены в данных словах – транспозиционные, модификационные, мутационные: львенок, супермодный, желтуха, глазной, ковкость, бледноватый, синеватый, листва, адвокатура, столик, ручища, простенько, учитель, сушь, теплица, пловчиха, котенок, старик, горьковатый, секретарша, умница, валенок, уличный, прядильный, растирание, переделать, отделать, рыбак, по-старому, глупо, вражески, арбузик, салатница, уборщица, фронтовик.

3. Определите, к какому из четырех видов семантических отношений между производной и производящей основами можно отнести следующие слова: перешивать – перешивание, исследователь – исследование, синий – синева, свежий – свежесть, делать – доделать, дом – домик, домище, красноватый, листва, студенчество, виноградина, утенок, ткачиха, студентка, деревенька, борец, певец, синяк, сахарница, по-новому, братски, красиво, глиняный, точильный, деревянный, паяльный, соломина, гусенок, солонка, хитрец, ООН, зам, зав, манка, зачетка, госы, стенка, книжка, подснежник, бумажник, попутка, переделать, трансляция.

4. В каких примерах представлено последовательное словообразование, в каких – чересступенчатое?

Шить – пришить – пришивать – пришиваться, зима – зимовать – перезимовать – перезимовка, купе – купированный, автомат – автоматизировать – автоматизированный, акут – акутированный, дисциплина – дисциплинировать – дисциплинированный, снег – снегование, фашист – фашиствующий, гибрид – гибридизация, дифтонг дифтонгизация – дифтонгизированный, драже – дражирование.

5. По какой модели образованы данные ниже слова? К одному и тому же словообразовательному типу они относятся?

Забегать, залететь, запеть, завизжать, заехать, зарычать.

Походить, полететь, побежать, полетать, помолчать, полететь, побегать, помчаться.

Клеветник, коровник, малинник, колбасник, проводник (лицо), сапожник, ягодник, соусник, обезьянник, путаник, пирожник, салатник, рябинник, взрывник, уксусник, телятник.

Царапина, отметина, зазубрина, пробоина, баранина, осетрина.

6. Определите, к продуктивным или непродуктивным словообразовательным типам относятся следующие слова: пушнина, равнина, жадина, четвертина, испытатель, заступник, шутник, адресант, консультант, эмигрант, цедилка, прялка, сеялка, выбивалка, седло, стойло, сверло, загородка, заколка, лейка, пастух, ходатай, оратай, вожатый, убийца, бритва, щипцы, падаль, опухоль, рафинад, дояр, торгаш, хапуга, командир, раздувание, мигание, рисование, умение, тление, горение.

7. Выделите в следующих словах словообразовательные аффиксы и укажите, какие из них являются регулярными и какие нерегулярными: внимательность, борьба, энтузиазм, синеватый, белесый, чернить, свекровь, фигуристка, левша, летчик, боязнь, малюсенький, театрал, чертеж, рисунок, словарь, лексикон, разочарование, сотоварищ, прототип, профессорша, кассирша, продажа, лужайка, недосол, суглинок, пахота, директриса, маникюрша, частота, психоз, невроз, мистификация, суперобложка, дымчатый, сверхмодный, глиняный, свободный.

Занятие 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: