Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности




 

Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (наименование вред. Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 72-ФЗ)

1. Статья 169 УК устанавливает уголовную ответственность должностных лиц за нарушение установленного законом порядка предпринимательской и иной экономической деятельности, а также за нарушение конституционного права граждан на осуществление такой деятельности и является по существу видом злоупотребления должностным лицом своим служебным положением. Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК). Иная экономическая деятельность - это инвестиционная деятельность, деятельность банков и других кредитных организаций. Порядок государственной регистрации регулируется нормами гражданского права, другими законами и подзаконными актами.

2. Непосредственным объектом преступления является право граждан на свободное осуществление законной предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

3. Преступление заключается в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности. Воспрепятствование означает создание каких-либо препятствий, помех или создание таких условий, при которых предпринимательская деятельность становится невозможной или существенно ограничивается. Закон предусматривает шесть форм преступной деятельности: а) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; б) уклонение от их регистрации; в) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; г) уклонение от его (ее) выдачи; д) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; е) ограничение самостоятельности или иное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

4. Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации выражается в открытом нежелании уполномоченного должностного лица провести регистрацию, несмотря на то, что все основания для нее имеются. Регистрация хозяйствующих субъектов осуществляется на основании Федеральных законов от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в редакции Федерального закона от 23 июня 2003 г.; от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"; от 3 февраля 1996 г. "О банках и банковской деятельности" с изменениями и дополнениями 2001 г.

Государственная регистрация - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в единые государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении предпринимательской деятельности, а также при внесении изменений в учредительные документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти - государственные регистрационные палаты, имеющие свои отделения в субъектах Федерации и уполномоченных регистраторов при органах власти местного самоуправления в городах, районах, населенных пунктах. Регистрацию кредитных организаций проводит Центральный банк России. Все виды экономической деятельности, связанные с иностранными инвестициями, подлежат регистрации в Государственной регистрационной палате при Правительстве РФ.

Новый закон о государственной регистрации устанавливает единый порядок регистрации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ранее для индивидуальных предпринимателей Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г.был установлен упрощенный порядок).

Перечень документов, необходимых для регистрации индивидуального предпринимателя, расширен по сравнению с ранее действовавшим порядком. Кроме заявления и квитанции об оплате регистрационного сбора, соискатель представляет копию (нотариально заверенную) основного документа, удостоверяющего личность, с обязательным указанием гражданства, даты и места рождения, адреса места жительства. Для несовершеннолетнего заявителя нужно представить нотариально заверенное согласие родителей, усыновителей или попечителей на осуществление предпринимательской деятельности, либо копию свидетельства о браке, либо копию решения суда об объявлении физического лица полностью дееспособным. В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных данным законом.

В течение установленных сроков регистрирующий орган обязан принять решение о регистрации, внести соответствующую запись в единый государственный реестр, выдать бессрочное регистрационное свидетельство или вынести решение об отказе в регистрации. Отказ имеет письменную форму с обязательным указанием мотивов и доводится до сведения заявителя.

Неправомерным является отказ в регистрации, независимо от мотивов, если соискателем соблюден порядок, регламентирующий регистрацию индивидуального предпринимателя или юридического лица. Основаниями для отказа могут быть недостоверные сведения в документах или отсутствие условий для предпринимательской деятельности конкретного вида. Отказ в регистрации по другим основаниям является незаконным.

5. Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации - это скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. Она выражается в сознательном нарушении сроков регистрации. Нормативные акты устанавливают точные сроки, в течение которых должна быть проведена регистрация: не более чем пять рабочих дней - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; для регистрации предпринимателей с иностранными инвестициями - в течение 21 дня; заявление об учреждении кредитной организации должно быть рассмотрено ЦБ России не более чем в течение шести месяцев. В течение этих сроков уполномоченные должностные лица должны выдать регистрационные свидетельства заинтересованным лицам или уведомить их об отказе в регистрации. Сознательное затягивание сроков выдачи регистрационного свидетельства, при отсутствии уважительных причин, образует признаки преступления во второй форме.

6. Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности заключается в открытом нежелании уполномоченного лица выдать такое разрешение (лицензию). Статья 49 ГК устанавливает, что отдельными видами коммерческой деятельности можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень видов такой деятельности содержится в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" с изменениями и дополнениями на 10 января 2003 г. Порядок лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ установлен постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 15 августа 2000 г. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. N 326 определяет перечень федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, которые уполномочены осуществлять лицензирование, а также утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, работ и услуг. Закон и другие нормативные акты устанавливают конкретные требования к осуществлению отдельных видов деятельности, перечень документов и сроки рассмотрения заявлений соискателей лицензии. Отказ в выдаче лицензии может иметь место только в случаях несоответствия соискателя установленным требованиям (экологического, санитарно-эпидемиологического, гигиенического или противопожарного характера), а также при нарушении порядка образования юридического лица. Отказ по другим основаниям (например, под предлогом отсутствия средств для проведения экспертизы или по причине отпускного периода) является неправомерным.

7. Уклонение от выдачи лицензии выражается в сознательном затягивании сроков оформления специального разрешения на конкретный вид деятельности и является пассивной формой неправомерного отказа. Например, выдача лицензии откладывается на неопределенное время под предлогом временной ненужности конкретного вида деятельности в данной местности. В соответствии с действующим законом лицензирующий орган принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя со всеми необходимыми документами. Нарушение установленных сроков без достаточных оснований является незаконным.

8. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, в зависимости от организационно-правовой формы, является нарушением конституционного положения о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Никакие другие ограничения права на предпринимательскую деятельность, в том числе в зависимости от ее организационно-правовой формы, недопустимы.

9. Ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица является нарушением основных начал предпринимательской деятельности: самостоятельности и независимости. Вмешательство в предпринимательскую деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц возможно только в случаях нарушения правил, обеспечивающих жизнедеятельность общества (правил охраны труда, окружающей природной среды и др.). Вмешательство возможно также в целях ограничения монополизма и недобросовестной конкуренции. В иных случаях вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации будет признано неправомерным. Оно может выражаться в навязывании условий договора, в принуждении к соучредительству, к расходованию прибыли на государственные нужды, например на проведение избирательной кампании, и в других конкретных действиях должностного лица. Преступление признается оконченным с момента выполнения деяния хотя бы в одной из перечисленных форм преступной деятельности.

10. Преступление совершается с прямым умыслом.

11. Ответственности подлежит должностное лицо, уполномоченное от органа исполнительной власти на проведение регистрации предпринимательской или иной деятельности или выдачу специального разрешения (лицензии) на конкретный вид экономической деятельности. Однако ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица может осуществляться и другими должностными лицами.

12. Часть 2 ст. 169 УК содержит квалифицированный состав по двум отягчающим признакам. Первое отягчающее обстоятельство заключается в том, что преступление продолжалось после вступления в силу судебного решения о неправомерности действий должностного лица, состоящих в отказе или уклонении от регистрации либо выдачи специального разрешения (лицензии), подпадающих под признаки ч. 1 ст. 169 УК. Второе отягчающее обстоятельство закон связывает с причинением крупного ущерба. В соответствии с ч. 1 ст. 15 ГК ущерб может заключаться в виде реальных материальных потерь (например, затраты на покупку оборудования, аренду помещения) или в виде упущенной выгоды (например, в случае сорвавшейся выгодной сделки в связи с неполучением лицензии на данный вид деятельности). Согласно примечанию к ст. 169 УК крупный ущерб определяется суммой, превышающей 250 тыс. руб.

 

Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей

1. Статья 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение не только экологических систем, но и способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности (ст. 12 ЗК).

2. Преступление нарушает установленный порядок земельных отношений, т. е. отношения по использованию и охране земель в РФ (ст. 3 ЗК). Важный предпосылкой рационального использования и охраны земли является государственный учет и порядок гражданского оборота земель, установленный федеральными законами и подзаконными актами.

3. Преступление может быть совершено в трех формах преступной деятельности: а) регистрация заведомо незаконных сделок с землей; б) искажение учетных данных Государственного земельного кадастра; в) умышленное занижение размеров платежей на землю.

4. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей существенно нарушает земельные отношения. ГК РФ относит земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, участки леса и все, что прочно связано с землей, к недвижимым вещам (ст. 130 ГК). Из содержания ст. 131 ГК и других гражданско-правовых норм вытекает, что земля может находиться в хозяйственном обороте в тех пределах, в каких это установлено законом. Она может быть предметом купли-продажи, сдаваться в аренду, в залог для получения банковских кредитов, вноситься в качестве доли в уставный капитал коммерческой организации, передаваться в хозяйственное ведение или оперативное управление и, следовательно, быть предметом в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Поэтому любая сделка с землей подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 164 ГК и ст. 25, 26 ЗК) в соответствии с требованиями, установленными в нормах гражданского права. Порядок регистрации различных сделок с землей определяется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Факт регистрации является единственным основанием для получения свидетельства о праве собственности на землю. Регистрация сделок с землей с умышленным отступлением от правил является незаконной и может привести к выведению части земель из сельскохозяйственного оборота, к нарушению права собственности других лиц.

5. Искажение учетных данных Государственного земельного кадастра выражается в сознательной фальсификации учетных данных при помощи ложных записей или частичных подделок в Государственном земельном кадастре. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. "О Государственном земельном кадастре" Государственным земельным кадастром признается систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного учета земельных участков: о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель России. Все земельные участки, расположенные на территории России, подлежат кадастровому учету, в результате которого им присваивается кадастровый номер (Правила кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. N 660 // СЗ РФ. 2000. N 37. Ст. 3726). Искажение учетных данных в отношении категории земельного участка, его размера, целевого назначения или правового положения неизменно повлечет за собой другие нарушения в сфере экономических отношений, например занижение или завышение нормативной цены земли, установленной для покупки, для получения банковского кредита под залог земельного участка, для определения размеров налога, арендной платы и т. д. В случае искажения сведений о целевом назначении земли (земельный участок сельскохозяйственного назначения определяется как городская земля) нарушается разрешительная система землепользования, что может повлечь за собой заключение незаконной сделки о купле-продаже земли.

6. Умышленное занижение размеров платежей за землю заключается в занижении всех видов оплаты за пользование землей. В соответствии с Федеральным законом от 11 октября 1991 г. "О плате за землю" с последующими изменениями и дополнениями на 1 января 2000 г. использование земли в РФ является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков или для получения банковского кредита под залог земли устанавливается нормативная цена земли. При определении размера земельного налога, базовых размеров арендной платы и нормативной цены земли учитывается кадастровая оценка земли (постановление Правительства РФ "О порядке определения нормативной цены земли" от 15 марта 1997 г. N 319 // Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля 2000 г. N 56 с изменениями и дополнениями от 21 апреля 2003 г.).

В соответствии с законом органам исполнительной власти и местного самоуправления предоставлено право с учетом условий размещения земельных участков повышать или понижать ставки налога для отдельных плательщиков. Умышленное занижение размеров платежей за землю должностным лицом государственного или муниципального органа путем уменьшения налогооблагаемой базы, занижения категории земли, изменения назначения земельного участка (например, вместо пашни указано "под выпас скота") или незаконного применения льгот образуют признаки данного преступления.

7. Преступление совершается с прямым умыслом. Обязательным признаком является мотив корыстной или иной личной заинтересованности.

8. Ответственности подлежат должностные лица, уполномоченные регулировать земельные отношения и исполнять контролирующие функции, которые, используя свое служебное положение, совершают действия, нарушающие закон: регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним, должностное лицо комитета по земельным ресурсам и землеустройству, должностные лица органов исполнительной власти или органов местного самоуправления (местной администрации), земельных комитетов, налоговой службы.

 

Статья 171. Незаконное предпринимательство

1. Преступление посягает на законный порядок осуществления предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности и порядок ее осуществления были раскрыты в комментарии к ст. 169 УК.

2. Преступление характеризуется пятью формами преступной деятельности. Все эти действия признаются преступными при наличии хотя бы одного из двух условий: если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо были сопряжены с извлечением дохода в крупном размере. Понятие крупного ущерба или дохода в крупном размере дается в примечании к ст. 169 УК - свыше 250 тыс. руб. Совершение тех же действий при отсутствии указанных условий влечет административную ответственность.

3. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет имеет место, когда руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель без уважительных причин уклоняются от регистрации. В соответствии с нормами гражданского права любая предпринимательская деятельность, осуществляемая индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, должна быть зарегистрирована (ст. 23, 50, 51 ГК). Государственная регистрация - это юридическое признание предпринимательства в определенной организационно-правовой форме (требования, предъявляемые законом при регистрации предпринимательской деятельности, были рассмотрены в комментарии к ст. 169 УК). Статья 171 УК имеет в виду те виды предпринимательской деятельности, которые могут быть зарегистрированы и осуществляться на законных основаниях. В случаях когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель занимаются запрещенной законом экономической деятельностью, ответственность наступает не по ст. 171 УК, а по другим статьям УК. Например, незаконное изготовление оружия, боеприпасов, взрывных устройств, комплектующих деталей, взрывчатых веществ влекут уголовную ответственность по ст. 223 УК; незаконное изготовление наркотических средств или торговля ими - по ст. 228-228.2 УК.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации означает, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имея регистрационное свидетельство на один вид предпринимательской деятельности, осуществляет другую хозяйственную деятельность или в ином месте, или в иной организационно-правовой форме. В том случае, когда сроки действия регистрационного свидетельства истекли, будет иметь место первая форма преступной деятельности.

5. Представление в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, свидетельствует о том, что регистрация была получена обманным путем, регистрирующий орган был введен в заблуждение представленными документами, фальсификация которых была обнаружена позднее, например, документ об уплате регистрационного сбора оказался поддельным.

6. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) означает, что лицо, имеющее регистрационное свидетельство на право ведения предпринимательской деятельности, не получило специального разрешения (лицензии) на тот вид экономической деятельности, который оно осуществляет, когда такая лицензия обязательна (ст. 49 ГК). Лицензия - это официальный документ, дающий право предпринимателю заниматься определенным видом экономической деятельности в течение установленного срока при соблюдении условий осуществления этой деятельности. Порядок лицензирования установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности". К лицензируемым видам деятельности закон относит такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Закон определяет общие принципы лицензирования с указанием конкретных видов предпринимательства, которые лицензируются только на федеральном уровне (торговля оружием, все операции с драгоценными металлами и камнями, с наркотическими и психотропными веществами и т. д.), а также виды деятельности, разрешение на осуществление которых выдаются органами исполнительной власти субъектов РФ (риэлторская, медицинская и ветеринарная деятельность, эксплуатация автозаправочных станций и т. д.). Лицензии должны быть получены зарегистрированными предпринимателями на каждый вид деятельности.

7. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования означает, что у предпринимателя имеются регистрационное свидетельство и лицензия на определенный вид предпринимательства, но он нарушает требования и условия, установленные в лицензии: занимается не тем видом деятельности, на которую получена лицензия, нарушает правила противопожарной или технической безопасности, условия подбора работников и т. д.

8. Преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы не указаны в законе, но они всегда являются корыстными.

9. Субъект преступления - специальный: руководитель юридического лица или собственник коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), гражданином без причинения крупного ущерба влечет административную ответственность (ст. 14.1 КоАП).

10. Часть 2 ст. 171 УК содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) совершение преступления организованной группой; б) извлечение дохода в особо крупном размере. Понятие организованной группы дается в ч. 3 ст. 35 УК. Особо крупный размер доходов определен в примечании к ст. 169 УК: он составляет сумму свыше 1 млн руб.

 

Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции

1. Общественная опасность данного преступления состоит в том, что деяния, предусмотренные настоящей нормой, нарушают установленный порядок осуществления нормальной (соответствующей нормам права) экономической деятельности, а также нарушают права и свободы других хозяйствующих субъектов. Предмет преступления - товары и продукция, подлежащие обязательной маркировке.

2. Преступление характеризуется пятью формами преступной деятельности. Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности является крупный размер стоимости немаркированных товаров или продукции. В соответствии с примечанием к ст. 169 УК крупным размером признается стоимость немаркированных товаров и продукции, превышающая 250 тыс. руб. на момент совершения преступления. Выпуск организацией-производителем товаров и продукции без маркировки или продажа немаркированных товаров и продукции в меньших размерах влечет административную ответственность (ст. 15.12 КоАП).

3. Производство немаркированных товаров или продукции означает, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (зарегистрированные или незарегистрированные) производят для сбыта товары или продукцию, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, но уклоняются от этого обязательного требования, т. е. выпускают неучтенную продукцию. Для нормального функционирования экономических отношений в сфере производства, торговли и услуг законами и подзаконными актами РФ установлен порядок маркировки товаров и продукции. Общий порядок маркировки включает товарный знак изготовителя, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или продукции, номер изделия, дату изготовления или выпуска, а также срок годности в тех случаях, когда это требуется, например при производстве пищевых продуктов и лекарств (Закон РФ от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" с изменениями и дополнениями на 12 февраля 2003 г.). Другие законы и подзаконные акты РФ предусматривают специальные виды маркировки товаров и продукции марками акцизного сбора, специальными марками и знаками соответствия техническим стандартам, условиям изготовления и образцам (постановление Правительства РФ от 17 мая 1997 г. "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок"; постановление Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца". Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. Акцизным сбором облагаются товары повышенного спроса: винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, определенные виды минерального сырья и др. (ст. 181 НК). Специальными марками маркируются алкогольная продукция, табак и табачные изделия для подтверждения легальности производства данной продукции на территории РФ. Сертификат соответствия - это документ, подтверждающий соответствие продукции установленным требованиям. Все знаки, которыми маркируется продукция, должны быть обеспечены специальными средствами защиты. Знаками соответствия маркируются компьютерная техника, телевизоры, видеомагнитофоны, радиоприемники и другая техника.

Нормативными актами Российской Федерации установлена и введена в действие Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых предусмотрена обязательная сертификация, и Номенклатура продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" устанавливает единый порядок правового регулирования отношений в области требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации, утилизации, выполнению работ и оказанию услуг. Закон предусматривает замену в течение семи лет государственных стандартов техническими регламентами, включающими новые требования к продукции, и переименование знака соответствия в знак обращения на рынок.

4. Приобретение немаркированных товаров или продукции - это покупка, получение в качестве подарка, взамен на другой товар или за предоставление какой-либо услуги для дальнейшего сбыта. Хранение - временное складывание в каком-либо помещении немаркированных товаров или продукции для дальнейшего сбыта. Перевозка - это перемещение немаркированных товаров или продукции от места их приобретения к месту хранения или от места хранения к месту сбыта. Сбыт немаркированных товаров означает продажу, предоставление в качестве оплаты за услугу, дарение, дачу взаймы.

5. Преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы и цели преступления не указаны в законе, но, как правило, они корыстные. Применительно к первым четырем формам преступной деятельности в норме указана специальная цель - сбыт.

6. Ответственности подлежит лицо не моложе 16 лет: индивидуальный предприниматель, руководители производственных или торговых организаций.

7. Часть 2 ст. 171.1 УК содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) совершение преступления организованной группой; б) совершение преступления в особо крупном размере. Понятие организованной группы дается в ч. 3 ст. 35 УК, особо крупного размера - в примечании к ст. 169 УК: он составляет сумму, превышающую 1 млн руб.

 

Статья 172. Незаконная банковская деятельность

1. Уголовно-правовая норма, предусмотренная ст. 172 УК, является специальной по отношению к норме, содержащейся в ст. 171 УК: незаконная банковская деятельность есть частный вид незаконного предпринимательства. По способу описания нормы, по структуре и конструкции составов, по квалифицирующим признакам данные преступления совпадают. Имеются существенные различия в порядке организации, лицензирования, в признаках субъектов преступлений.

2. Согласно положениям Закона РФ "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г. (с последующими дополнениями) банковская система состоит из Центрального банка России, кредитных организаций, их филиалов, представительств иностранных банков. Банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять банковские операции: привлекать вклады физических и юридических лиц, размещать их от своего имени за счет собственных средств в других организациях, а также вести счета физических и юридических лиц. В соответствии с лицензией Центрального банка РФ банки могут осуществлять и другие банковские операции: вести расчеты по поручению физических и юридических лиц, проводить инкассацию денежных средств, покупать и продавать иностранную валюту в наличной и безналичной форме, принимать вклады в виде драгоценных металлов, производить выпуск, покупку и продажу ценных бумаг, выполняющих функции платежного средства, и другие операции. Кредитные организации включают банки и небанковские кредитные организации. Небанковские кредитные организации (почтово-сберегательная система, ломбарды, кредитные товарищества, страховые компании, пенсионный фонд и др.) тоже действуют в целях извлечения прибыли, но вправе осуществлять в соответствии с лицензией лишь отдельные банковские операции, им запрещено заниматься производством или торговой деятельностью.

Государственную регистрацию кредитных организаций и выдачу им лицензий осуществляет Центральный банк РФ (Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Для регистрации кредитной организации должны быть представлены, кроме документов, необходимых для регистрации предпринимательской деятельности, сведения о наличии капитала, подтвержденные декларациями о доходах, анкеты кандидатов на должности руководителя и главного бухгалтера с документами о наличии высшего юридического или экономического образования, а в случае отсутствия высшего образования - свидетельства о стаже работы не менее двух лет, связанной с банковскими операциями, а также необходимо указать о наличии или отсутствии судимости. Заявление о регистрации должно быть рассмотрено ЦБ РФ не более чем в течение шести месяцев. Одновременно с регистрацией выдаются лицензия, в которой указываются виды банковских операций, валюта, в которой эта деятельность будет осуществляться.

3. Объективные и субъективные признаки данного преступления полностью совпадают с аналогичными признаками незаконной предпринимательской деятельности (см. комментарий к ст. 171 УК).

4. Субъект преступления имеет особенности: им не может быть индивидуальный предприниматель, так как кредитная организация - это коммерческое общество. Субъектами преступления, предусмотренного ст. 172 УК, являются специальные субъекты: учредители, руководители, бухгалтер в возрасте старше 18 лет (с учетом анкетных данных руководителей, необходимых при регистрации).

5. Квалифицирующие обстоятельства те же, что и в ч. 2 ст. 171 УК.

 

Статья 173. Лжепредпринимательство

1. Под лжепредпринимательством следует понимать создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, преследующей корыстные цели и причинившей своей фактической деятельностью крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

2. Преступление посягает на отношения в сфере предпринимательства, а также на права и законные интересы граждан, организаций или государства.

3. Преступление характеризуется действием - созданием коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность и общественно опасными последствиями в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству. Согласно примечанию к ст. 169 УК он составляет сумму, превышающую 250 тыс. руб. Причинение ущерба аналогичными действиями в меньшем размере влечет административную ответственность (ст. 14.11 КоАП). В размер крупного ущерба должны войти: сумма невозвращенного кредита, общая сумма вкладов граждан, сумма налога, не уплаченная в связи с примененной льготой, и другие убытки, причиненные преступными действиями.

4. Создание коммерческой организации означает ее официальную регистрацию, иногда даже лицензирование конкретного вида деятельности. Однако указанные действия выполняются без намерения в дальнейшем осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность. Невыполнение деятельности, указанной в регистрационном свидетельстве или в лицензии, означает, что коммерческая организация не приступила к этой деятельности или выполняла ее частично, для прикрытия другого вида деятельности. Например, учредители создают банк, но не проводят банковских операций, а используют вклады граждан для торгово-посреднической деятельности или прокручивают кредиты в банках, полученные для производства каких-либо товаров, и т. д. Нередко лжепредприятие используется для прикрытия запрещенной деятельности, например для прикрытия торговли оружием или наркотиками. Такие действия квалифицируются по совокупности преступлений - по ст. 173 и 222 или 228 УК РФ.

5. Преступление совершается с прямым умыслом, преследуя специальные цели: получение кредитов, освобождение от <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: