Глава 30. Преступления против государственной власти




 

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Рассматриваемое преступление посягает на законную деятельность властного публичного аппарата - органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также органов управления в Вооруженных Силах, других войсках и иных воинских формированиях РФ.

2. Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями состоит из трех обязательных признаков: 1) использования должностных полномочий вопреки интересам службы, которое может быть выражено как в действии, так и в бездействии; 2) общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и охраняемых законом интересов; 3) причинной связи между деянием и последствиями.

3. Использование служебных полномочий представляет собой совершение (несовершение) действий, формально правомерных, входящих в служебную компетенцию должностного лица, связанных с осуществлением прав и обязанностей, которыми оно наделено исключительно в силу занимаемой им должности. В этой связи Пленум Верховного Суда СССР в постановлении N 4 от 30 марта 1990 г. указал на необходимость установления круга и характера служебных прав и обязанностей должностного лица, а также нормативных актов, их регламентирующих.

4. Опасность указанных деяний определяется их совершением вопреки интересам службы; имеющиеся у должностного лица полномочия используются им совсем не в тех целях, для которых оно ими наделено. Конкретными формами злоупотребления должностными полномочиями являются: нарушения финансовой дисциплины; сокрытие правонарушений; необоснованное проведение (или непроведение) проверок и ревизий; извлечение имущественной выгоды за счет государственного или муниципального имущества или за счет публичной деятельности иных (подчиненных) лиц без обращения имущества в свою пользу (например, использование военачальником солдат на строительстве загородного дома, использование служебного транспорта в личных целях) и т.п.

5. Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наиболее часто выражается в причинении материального вреда, когда государственным и иным публичным организациям причиняется имущественный ущерб в виде прямых убытков либо упущенной выгоды. Последствия должностного злоупотребления могут иметь и нематериальную природу и быть выражены: в нарушении конституционных прав и свобод граждан; в подрыве авторитета органов власти, государственных и муниципальных учреждений; в создании помех и сбоев в их работе; в нарушении общественного порядка; в сокрытии крупных хищений и других тяжких преступлений и т.п. Верховный Суд СССР указывал, что для признания нарушения прав существенным необходимо учитывать следующие факторы: степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу конкретного звена властного публичного аппарата; характер и размер причиненного материального ущерба; число потерпевших граждан; тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда. Физический вред личности не характерен для рассматриваемого преступления.

6. Преступление следует считать оконченным в момент наступления указанных в законе последствий.

7. С субъективной стороны должностное злоупотребление совершается умышленно. Умысел может быть как прямым, так и косвенным, хотя в большинстве случаев злоупотребление совершается с прямым умыслом. Преступление характеризуется специальными мотивами. Корыстная заинтересованность означает стремление виновного получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чужого имущества в свою пользу или уклониться от неизбежных материальных затрат (например, сокрытие путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи с целью избежать материальной ответственности). Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду нематериального характера. Такое стремление может быть обусловлено карьеризмом, протекционизмом, семейственностью, желанием приукрасить действительное положение, в том числе улучшить показатели своей работы, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть собственную некомпетентность и т.п.

8. Субъект преступления специальный - должностное лицо. Примечание 1 к комментируемой статье содержит уголовно-правовое понятие должностного лица. Должностными лицами в соответствии с уголовным законодательством признаются три категории граждан: а) лица, осуществляющие функции представителя власти; б) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ; в) лица, выполняющие административно-хозяйственные функции в тех же органах, учреждениях и формированиях.

Легальное определение представителя власти дается в примечании к ст. 318 УК (см. комментарий к ней).

Организационно-распорядительные функции реализуются в сфере подчиненности одних лиц другим, т. е. выполняются начальником в процессе его взаимоотношений с подчиненными по службе. Они включают в себя, например, подбор и расстановку кадров, организацию труда и службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" от 10 февраля 2000 г.). Примером должностного лица, выполняющего организационно-распорядительные функции, может служить руководитель отдела в министерстве, директор государственного учреждения образования и т.п. В последние годы судебная практика признает наличие организационно-распорядительных функций у преподавателей государственных вузов, поскольку принимаемые ими в процессе контроля знаний студентов решения порождают для последних определенные правовые последствия, хотя ни о каких отношениях подчиненности в данном случае говорить не приходится.

Административно-хозяйственные функции означают полномочия по управлению государственным или муниципальным имуществом, по определению его правовых перспектив. К таковым могут быть отнесены принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения. В частности, эти функции выполняют начальники финансовых управлений администрации того или иного субъекта РФ или муниципального образования и их заместители, заведующие хозяйственной частью в учреждениях и т.п.

9. Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции осуществляются во многих сферах. Однако должностным является лицо, выполняющее их лишь в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Если же указанные функции осуществляются в иных организациях (коммерческих или некоммерческих, не являющихся при этом государственным или муниципальным учреждением), ответственность за должностное преступление исключается. Например, был неправильно осужден за должностное преступление директор государственного предприятия Парк культуры и отдыха г. Самара (БВС РФ. 2002. N 7. С. 12-13). Не являются также должностными лицами представители государства или муниципальных образований в органах управления хозяйственных обществ и товариществ.

10. В законе говорится, что функции всех трех указанных выше видов могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. Постоянное осуществление функций предполагает занятие определенной должности (по выборам, по назначению), временное - также замещение определенной должности, но только по назначению и на определенный, обычно непродолжительный срок. Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным но то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (присяжные заседатели и др.).

11. Возможны ситуации, когда одно лицо одновременно выполняет и сугубо профессиональные, и должностные функции (организационнораспорядительные и (или) административно-хозяйственные). Например, главный врач государственной поликлиники, с одной стороны, осуществляет прием, лечение граждан (как и любой медицинский работник), а с другой - руководит профессиональной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей, медицинских сестер и т.п.). Ответственность за должностное злоупотребление он может нести только во втором случае, когда содеянное обусловлено наличием у виновного организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (БВС РФ. 2000. N 4. С. 6). Лица, выполняющие исключительно профессиональные функции, например рядовой врач-педиатр, к числу должностных не относятся (БВС РФ. 2003. N 1. С. 19-20).

12. Квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями (ч. 2 ст. 285 УК) является совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Все эти категории лиц являются должностными, и при этом они характеризуются особо ответственным служебным положением. Понятие лиц первых двух категорий дано в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК и в ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации".

13. Уголовная ответственность за должностное злоупотребление повышается не для любого лица, возглавляющего тот или иной орган местного самоуправления, а только для главы муниципального образования. Например, не был признан главой органа местного самоуправления глава администрации волости, поскольку он не возглавлял муниципального образования (БВС РФ. 2002. N 10. С. 10).

14. Особо квалифицированный вид злоупотребления должностными полномочиями будет иметь место тогда, когда оно повлекло тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285 УК), которыми следует признавать крупные аварии, длительную остановку транспорта или производственного процесса, дезорганизацию работы учреждения, срыв выполнения государственных планов (например, по поставкам оружия в зарубежные страны), нанесение материального ущерба в особо крупных размерах и др. Имущественный ущерб может считаться тяжкими последствиями, если его размер на порядок превышает величину крупного ущерба при халатности (см. комментарий к ст. 293 УК).

15. В примечании 4 к комментируемой статье специально оговаривается, что не являющиеся должностными лицами государственные служащие и служащие органов местного самоуправления несут уголовную ответственность по нормам гл. 30 УК только в случаях, когда это предусмотрено соответствующими статьями (ст. 288, 292 УК).

Понятие государственного служащего определено в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" и в ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации", а муниципального служащего - в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 8 января 1998 г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".

 

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

1. Преступления, предусмотренные ст. 285.1 и 285.2 УК, помимо соответствующей закону деятельности властного публичного аппарата, посягают на отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов, и на принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 1, 38 БК).

2. Бюджетом является форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. ВРФ существует трехуровневая бюджетная система, включающая в себя ежегодно принимаемые федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

3. Объективная сторона рассматриваемого преступления представлена действием - расходованием бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Расходование бюджетных средств - это процедура финансирования, технически осуществляемая путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц (ст. 219, п. 1 ст. 227 БК). Подтверждение бюджетного обязательства осуществляется органом, исполняющим бюджет (Федеральное казначейство и финансовые органы субъектов РФ и местного самоуправления) после проверки соответствия составленных платежных и иных документов утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Такое подтверждение осуществляется в форме разрешительной надписи. Следовательно, расходование бюджетных средств представляет собой процесс, состоящий из трех этапов: 1) принятие получателем бюджетных средств денежного обязательства путем составления платежного документа, необходимого для совершения расходов и платежей; 2) подтверждение денежного обязательства; 3) списание денежных средств со счета. Указанное обстоятельство необходимо иметь в виду при решении вопроса о моменте окончания анализируемого преступления.

4. Нецелевым является расходование бюджетных средств, которое не соответствует условиям их получения, определенным в следующих документах: а) утвержденный бюджет соответствующего уровня; б) бюджетная роспись; в) уведомление о бюджетных ассигнованиях; г) смета доходов и расходов; д) иной документ, являющийся основанием для получения бюджетных средств, например уведомление о лимитах бюджетных обязательств. Указанные документы, за исключением бюджета, составляются в процессе исполнения расходов бюджетов (ст. 219 БК).

В общем виде формы расходов бюджетов, т.е. цели, на финансирование которых могут направляться бюджетные ассигнования, определены в ст. 69 БК, например ассигнования на содержание бюджетных учреждений, трансферты населению, субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам. Бюджет соответствующего уровня, предусматривающий величину расходования бюджетных средств и цели, на финансирование которых они направляются, принимается ежегодно в порядке, установленном разделом VII БК.

Исполнение бюджетов осуществляется на основе бюджетной росписи. Это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств и представляется в орган исполнительной власти, отвечающий за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета. На основании таких бюджетных росписей составляется сводная бюджетная роспись.

Уведомление о бюджетных ассигнованиях является формой доведения показателей сводной бюджетной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств.

Сведения о целях и объемах расходования бюджетных средств непосредственно каждым учреждением содержатся в смете доходов и расходов, которая составляется самим учреждением после получения уведомления о бюджетных ассигнованиях. Смета утверждается вышестоящим распорядителем бюджетных средств.

5. Конкретными проявлениями нецелевого расходования бюджетных средств являются финансирование расходов, не включенных в смету расходов и доходов; финансирование расходов, ошибочно включенных в смету, когда она не соответствует уведомлению о бюджетных ассигнованиях и иным документам, указанным выше; финансирование расходов в объеме большем запланированного за счет недофинансирования других расходов и т.п.

6. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета.

7. От административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП, данное преступление отличается, во-первых, крупным размером, а во-вторых, тем, что оно не может быть совершено юридическим лицом. В соответствии с примечанием к комментируемой статье крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн 500 тыс. руб.

8. С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом.

9. Субъект преступления специальный - должностное лицо (см. пп. 8-11 комментария к ст. 285) получателя бюджетных средств. Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях (см. комментарий к ст. 201), имеющих право на получение, например, субвенций из бюджета, не являются субъектом рассматриваемого преступления.

10. К недостаткам комментируемой статьи следует, по-видимому, отнести то, что в качестве субъекта преступления указано должностное лицо исключительно получателя, но не распорядителя бюджетных средств.

11. Поскольку при отсутствии разрешительной надписи расходование средств состояться не может, единоличное совершение оконченного преступления мыслимо лишь в случае ошибки либо халатности, допущенных при подтверждении денежного обязательства должностными лицами органа, исполняющего бюджет. В тех же случаях, когда должностные лица исполняющего бюджет органа умышленно, при отсутствии оснований для расходования бюджетных средств, осуществляют разрешительную надпись, они должны нести ответственность за пособничество в совершении рассматриваемого преступления.

12. Нецелевое расходование бюджетных средств считается совершенным группой лиц по предварительному сговору (п. "а" ч. 2 ст. 285.1 УК), если в его совершении участвовали два или более должностных лица получателя бюджетных средств, имея о том предварительную договоренность (например, директор и главный бухгалтер государственного учреждения).

13. Особо крупным размером (п. "б" ч. 2 ст. 285.1 УК) признается сумма бюджетных средств, превышающая 7 млн 500 тыс. руб.

14. Не может квалифицироваться как нецелевое расходование бюджетных средств размещение бюджетных средств на банковских депозитах, передача их в доверительное управление. При наличии к тому оснований содеянное следует квалифицировать как превышение должностных полномочий (см. комментарий к ст. 286 УК). Если расходование бюджетных средств явилось способом безвозмездного противоправного обращения их в пользу виновного или других лиц, содеянное следует квалифицировать, в зависимости от обстоятельств, по ч. 4 ст. 159 или ч. 4 ст. 160 УК (см. комментарии к ним).

 

Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

1. Предметом рассматриваемого преступления являются средства государственных внебюджетных фондов, являющиеся в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. "Об основах обязательного социального страхования" разновидностью средств обязательного социального страхования. Эти средства находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования. В соответствии со ст. 19 указанного Закона денежные средства бюджетов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах обязательного социального страхования на очередной финансовый год.

2. В настоящее время в Российской Федерации существует три разновидности государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

3. Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов предусмотрены ст. 143 БК. Задачи, структура, полномочия и порядок деятельности этих фондов регулируются значительным числом нормативных правовых актов.

Так, деятельность Пенсионного фонда РФ регулируется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях", Федеральным законом от 24 июля 2002 г. "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (в редакции Федерального закона от 5 мая 1997 г.), постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. "О порядке размещения в 2003 году временно свободных средств резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации" и т.п.

Деятельность Фонда социального страхования регламентирована Федеральным законом от 24 июля 1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", Законом РФ от 18 июня 1992 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Положением о Фонде социального страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г., Положением об отделении Фонда социального страхования, утвержденным постановлением ФСС от 5 января 1995 г., и т.п.

Деятельность Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования регулируется Законом РФ от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 г.), Уставом Фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г., Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденным постановлением ФФОМС от 5 апреля 2001 г., и т.п.

Указанные и иные нормативные правовые акты предусматривают перечень мероприятий в сфере обязательного социального страхования, финансирование которых осуществляется за счет средств государственных внебюджетных фондов, и порядок распоряжения соответствующими средствами.

4. Отдельные статьи расходов с указанием объема ассигнований ежегодно предусматриваются Федеральными законами о бюджетах соответствующих фондов, содержащими, как правило, нормы, определяющие порядок распоряжения временно свободными средствами.

5. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется действием - расходованием средств государственных внебюджетных фондов на цели, не предусмотренные указанными выше нормативными правовыми актами.

Расходование средств - процедура финансирования определенных мероприятий (физических или юридических лиц), заключающаяся в направлении в банк платежного документа с последующим списанием средств со счета. В отличие от расходования бюджетных средств расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется фондами самостоятельно - без процедуры контроля со стороны должностных лиц финансовых органов (см. ст. 6 Федерального закона от 9 июля 1999 г. "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации").

Конкретное проявление нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов зависит от специфики нарушенного виновным нормативного предписания. Например, нецелевым расходованием средств ПФР является финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в части оказания адресной материальной помощи неработающим пенсионерам не за счет сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций, аза счет иных источников поступлений; размещение временно свободных средств резерва в ценные бумаги российских эмитентов, не обеспечиваемые государственной гарантией; направление дополнительно поступивших в бюджет ФСС доходов на финансирование аппарата органов фонда, а не на финансирование мероприятий, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 8 февраля 2003 г. "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 г." и т.п.

6. Преступление окончено в момент списания денежных средств со счета. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов влечет уголовную ответственность лишь в случае совершения этого деяния в крупном размере. Крупным размером расходования, согласно примечанию к ст. 285.1 УК, является сумма средств фонда, превышающая 1 млн 500 тыс. руб.

7. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.

8. Субъект преступления специальный - должностное лицо (см. п. 8-11 комментария к ст. 285). По смыслу закона субъектом нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов может быть не любое должностное лицо, а лишь сотрудник фонда, обладающий статусом распорядителя соответствующих средств (руководитель и главный бухгалтер фонда или отделения фонда).

9. Не являются субъектом рассматриваемого преступления лица, выполняющие управленческие функции в управляющих компаниях, которым на основании Федерального закона от 24 июля 2002 г. "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" средства пенсионных накоплений по заявлениям застрахованных лиц переданы в доверительное управление. В случае нецелевого расходования указанных средств эти лица должны привлекаться к уголовной ответственности по ст. 201 УК.

10. О понятии группового (п. "а" ч. 2 ст. 285.2 УК) и совершенного в особо крупном размере (п. "б" ч. 2 ст. 285.2 УК) нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов см. пп. 12-13 комментария к ст. 285.1 УК).

 

Статья 286. Превышение должностных полномочий

1. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется тремя признаками: 1) общественно опасное деяние в форме действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица; 2) общественно опасные последствия, текстуально указанные в законе аналогично последствиям должностного злоупотребления; 3) причинная связь между действием и последствиями.

В отличие от злоупотребления должностными полномочиями, при превышении полномочий совершаемые действия не находятся в рамках компетенции виновного. Об этом свидетельствует указание закона на явный характер несоответствия действий должностным полномочиям (т.е. установленным пределам должного и возможного поведения по службе). Таким образом, здесь речь идет о действиях, которые в данной ситуации или в принципе должностное лицо совершать не должно было. В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 выделяются три типовые формы превышения должностных полномочий:

1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (например, принятие решения о выпуске товара инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля, а не руководителем соответствующего отдела);

2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации (например, применение работником милиции огнестрельного оружия при отсутствии условий, предусмотренных ст. 15 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции");

3) совершение должностным лицом действий, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершить (например, принуждение сотрудниками милиции, не являющимися дознавателями, свидетеля к даче показаний).

В теории уголовного права выделяют еще одну форму превышения полномочий - единоличное совершение должностным лицом действий, которые могут быть совершены лишь коллегиально.

2. Во всех этих случаях действия явно, очевидно для виновного выходят за пределы его полномочий, но при этом с ними связаны. В основе превышения всегда лежит осуществление должностным лицом своих прав и обязанностей по службе - но это осуществление выходит за рамки, установленные существующими правилами. Если же те или иные действия должностного лица никак не связаны с его полномочиями по службе, они не являются признаком рассматриваемого преступления (например, следователь ФСБ угоняет автомобиль).

3. Общественно опасные последствия как признак состава превышения должностных полномочий формально в законе описаны аналогично ст. 285 УК. В отличие от преступления, предусмотренного ст. 285 УК, нравственный или материальный вред личности, нарушение ее конституционных прав и свобод - характерное последствие превышения должностных полномочий. Не исключается вред иной природы - имущественный (чаще всего - в виде неполучения государством или муниципальным образованием обязательных платежей), экологический и т.п. Например, Е. был признан виновным в превышении должностных полномочий при следующих условиях: являясь должностным лицом государственной лесной охраны, в нарушение требований закона он разрешил спилить деревья во вверенном ему обходе лесничества, в связи с чем лесному хозяйству был причинен существенный вред (БВС РФ. 1999. N 2. С. 22). В судебной практике встречаются дела, по которым констатировалось отсутствие состава превышения должностных полномочий по причине отсутствия существенного нарушения правоохраняемых интересов, обусловленного незначительной суммой материального ущерба (БВС РФ. 2002. N 8. С. 13).

4. Преступление окончено в момент наступления указанных последствий.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. При этом весьма характерны, но не обязательны, ложно понимаемые служебные интересы.

6. Субъект преступления специальный - должностное лицо (см. пп. 8-11 комментария к ст. 285 УК).

7. Квалифицированный вид превышения должностных полномочий предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (см. пп. 12-13 комментария к ст. 285 УК).

8. Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются: а) применение насилия или угроза его применения; б) применение оружия или специальных средств; в) причинение тяжких последствий (ч. 3 ст. 286 УК).

9. Применение насилия означает нанесение потерпевшему побоев, причинение физической боли, легкого и средней тяжести вреда здоровью, ограничение свободы (например, связывание), истязание. Причинение смерти или тяжкого вреда здоровью не охватывается составом превышения должностных полномочий и требует квалификации по совокупности ссоответствующими статьями УК о преступлениях против личности.

Угроза применения насилия (включая и угрозу убийством) означает высказанное или иным образом выраженное вовне намерение виновного причинить потерпевшему вред здоровью, когда у последнего имелись действительные основания опасаться приведения ее в исполнение.

10. Судебная практика обоснованно исходит из того, что сам по себе факт незаконного применения оружия (см. комментарий к ст. 222 УК) связан с существенным нарушением прав граждан, вне зависимости от наступления каких-либо иных последствий.

Специальные средства - это средства, предназначенные для применения на определенных законом основаниях в целях пресечения правонарушений и нейтрализации правонарушителей (например, резиновые палки, водометы и т.п.). Основания и порядок их применения предусмотрены в ряде нормативных актов, например в ст. 14 Закона "О милиции".

Под применением оружия и специальных средств следует понимать как фактическое их использование для физического воздействия на потерпевшего, так и угрозу их применения, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозит опасность.

11. Тяжкими последствиями превышения должностных полномочий являются крупные аварии, длительные остановки транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждения, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах, резкое осложнение социальной обстановки в конкретной местности, причинение тяжкого вреда здоровью или смерти хотя бы одному человеку. Психическое отношение к смерти и причинению тяжкого вреда здоровью может быть выражено только в форме неосторожности. Неосторожное причинение смерти в результате умышленного превышения полномочий - типичный пример необоснованного применения работниками милиции огнестрельного оружия (БВС РФ. 2002. N 5. С. 20; N 7. С. 7).

Вина по отношению к иным тяжким последствиям может быть как умышленной, так и неосторожной.

12. Если превышение должностных полномочий предусмотрено специальной нормой (например, ст. 299-302, ч. 2 ст. 303, 305 УК), квалификации содеянного по совокупности со ст. 286 УК РФ не требуется (БВС РФ. 2001. N 7. С. 15).

 

Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации

1. Предметом преступления является информация, т.е. сведения об определенных фактах, событиях и явлениях. Информация как предмет рассматриваемого преступления может быть выражена в виде документов или материалов.

Документ (документированная информация) - это зафиксированная на материальном носителе информация, позволяющая ее идентифицировать (ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" (в редакции от 10 января 2003 г.). Предметом рассматриваемого преступления является не только официальный документ в узком смысле слова (см. комментарий к ст. 292 УК), но и любой иной, оказавшийся в сфере компетентной деятельности виновного.

Поскольку понятие "материалы" многозначно, предметом рассматриваемого преступления следует считать информацию вне зависимости от формы ее носителя (устные и письменные отчеты, справки, аналитические обзоры и прогнозы, геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные и гравиметрические материалы и т.п.).

2. Объективная сторона преступления характеризуется деянием в форме как действия, так и бездействия. Закон предусматривает четыре вида преступных деяний, каждое из которых образует рассматриваемое преступление:

1) неправомерный отказ в предоставлении информации - ответ на соответствующий запрос, в котором содержится недвусмысленно выраженное нежелание предоставить документы или материалы без уважительных на то причин;

2) уклонение от предоставления информации - форма отказа, которая может быть представлена тремя случаями: во-первых, это может быть ответ на запрос, не содержащий запрашиваемой информации с приведением разного рода объяснений невозможности ее предоставления (например, занятость виновного, отсутствие необходимых сведений); во-вторых, уклонение образует ответ на запрос, содержащий вовсе не те сведения, которые запрашивались; и наконец, случаи, когда требование предоставить информацию вообще оставляется без внимания;

3) предоставление заведомо неполной информации - форма отказа, при которой информация предоставляется заведомо для виновного в неполном объеме, в результате чего невозможна ее правильная оценка (пассивный обман);

4) предоставление заведомо ложной информации - форма отказа, при которой органам представительной власти сообщаются или передаются сведения, не соответствующие действительности (активный обман). В случае, если рассматриваемая форма отказа сопровождалась фальсификацией официальных документов, совершенной из иной личной заинтересованности, требуется квалификация по совокупности преступлений, предусмотрен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: