Глава 32. Преступления против порядка управления




 

Статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

1. Это преступление посягает на законную деятельность сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В качестве дополнительного объекта выступает жизнь указанных лиц, а также их близких.

2. Потерпевшими могут быть следующие лица: а) сотрудник правоохранительного органа; б) военнослужащий; б) близкие этих лиц.

3. Под сотрудниками правоохранительного органа следует понимать штатных сотрудников различных служб и подразделений органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов пограничной службы РФ, службы внешней разведки РФ, таможенных органов, постоянно или временно осуществляющих деятельность по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Следует иметь в виду, что посягательство на жизнь прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя квалифицируется по ст. 295 УК.

4. Военнослужащие - лица, проходящие службу в Вооруженных Силах РФ или иных войсках, постоянно или временно осуществляющих деятельность по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Обязанность по охране общественного порядка осуществляют, как правило, военнослужащие внутренних войск МВД РФ. Военнослужащие других войск временно могут быть привлечены к охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности.

5. Под выполнением обязанностей по охране общественного порядка и обеспечением общественной безопасности следует понимать несение постовой и патрульной службы на улицах и в общественных местах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищных спортивных и других массовых мероприятий; поддержание порядка при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий; спортивных и других массовых мероприятий; поддержание порядка при постановления Пленума Верховного Суда СССР от 22 сентября 1989 г. N 9 "О применении судами законодательства об ответственности за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка"). По смыслу комментируемой статьи эта деятельность должна носить законный характер, т. е. осуществляться с соблюдением установленного законом порядка. Если действия виновного были реакцией на явно незаконные действия лиц, охраняющих общественный порядок или обеспечивающих общественную безопасность, то содеянное при наличии к тому оснований может быть квалифицировано как преступление против личности.

6. Близкими лицами признаются: а) близкие родственники - супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки (ст. 5 УПК); б) лица, состоящие вином родстве (дядя, тетя, племянники, двоюродные братья и сестры) или свойстве (родственники супруга или супруги - его (ее) родители, братья, сестры); в) иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений (друг, невеста, учитель).

7. Объективная сторона преступления характеризуется как посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего либо их близких, что означает убийство или покушение на убийство указанных лиц.

Приготовление к убийству сотрудника правоохранительного органа, военнослужащих или их близких следует квалифицировать по ч. 1 ст. 30 УК.

8. Ответственность наступает только в случае, когда посягательство на жизнь совершается в связи с деятельностью сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, т. е. по поводу осуществления этими лицами указанных обязанностей. При этом разрыв во времени между действиями виновного и деятельностью по охране общественного порядка и обеспечением общественной безопасности для квалификации значения не имеет. Таким образом, посягательство на жизнь потерпевшего может быть как во время исполнения сотрудником правоохранительного органа или военнослужащим обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, так и тогда, когда они не исполняют данных обязанностей (например, в нерабочее время, во время отпуска, после увольнения).

9. Субъективная сторона анализируемого состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

11. Альтернативно обязательными признаками субъективной стороны являются: а) цель воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка или обеспечения общественной безопасности; б) мотив мести за указанную деятельность.

12. Цель воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка или обеспечения общественной безопасности означает стремление виновного предотвратить (не допустить в будущем) или прекратить (прервать в настоящем) осуществление этими лицами указанной деятельности.

13. Мотив мести за указанную деятельность означает желание лица оплатить потерпевшему за осуществленную деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

14. Анализируемое преступление налицо как в случаях, когда сотрудник правоохранительного органа или военнослужащий применяет или применял меры воздействия к самому виновному или его близким, так и в случаях, когда посягательство осуществляется только за то, что эти лица принимают или принимали участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. В обоих случаях необходимо установить наличие указанных выше цели или мотива. Данный состав отсутствует, если посягательство совершается только из-за принадлежности этих лиц к правоохранительным органам или внутренним войскам МВД РФ.

15. Причинение вреда здоровью потерпевшего при отсутствии умысла на убийство должно квалифицироваться не как посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, а, в зависимости от обстоятельств, по статьям УК, предусматривающим ответственность за другие преступления против порядка управления (например, ст. 318) или за преступления против личности.

16. Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет. Если посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или его близких осуществляет лицо в возрасте от 14 до 16 лет, то его действия квалифицируются по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК.

 

Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти

1. Это преступление посягает на нормальную управленческую деятельность представителей власти. Дополнительный объект - личная неприкосновенность и здоровье представителей власти и их близких.

2. Потерпевшим выступает представитель власти, под которым согласно примечанию к комментируемой статье признается: а) должностное лицо правоохранительного органа; б) должностное лицо контролирующего органа; в) иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Кроме того, потерпевшим от данного преступления могут быть близкие указанных категорий лиц.

3. Понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст. 285 УК.

4. Правоохранительные органы - органы внутренних дел, прокуратуры, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов пограничной службы РФ, службы внешней разведки РФ, таможенных органов.

5. Контролирующие органы - органы налоговой службы, иммиграционного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного контроля и т.п.

6. К иным должностным лицам следует относить лиц, осуществляющих законодательную или исполнительную власть, наделенных правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

7. Насильственные действия в отношении судей, прокуроров, следователей, дознавателей в связи с осуществлением ими правосудия или производством предварительного расследования квалифицируются по ст. 296 УК.

8. О понятии близких см. комментарий к ст. 317 УК.

9. В ч. 1 и 2 предусмотрены два самостоятельных состава преступления.

10. Объективная сторона преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 настоящей статьи, характеризуется двумя альтернативными действиями: а) применение насилия, не опасного для жизни или здоровья; б) угроза применения насилия.

11. О насилии, не опасном для жизни или здоровья, см. комментарий к ст. 161 УК.

12. Под угрозой применения насилия следует понимать действия (например, демонстрацию оружия) или высказывания виновного, выражающие намерение применить насилие в отношении представителя власти или его близких. По своему содержанию угроза может быть различной и выражаться в угрозе нанесения побоев, причинения вред здоровью различной степени тяжести, убийством. При этом не имеет значения, собирался ли виновный реализовать угрозу, главное, чтобы потерпевший воспринимал ее как реальную.

13. Насилие и угроза применяются к представителю власти или его близким в связи с исполнением им должностных обязанностей, т. е. по поводу выполнения этих обязанностей.

14. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 2 анализируемой статьи, характеризуется применением насилия, опасного для жизни или здоровья (см. комментарий к ст. 162 УК).

15. Субъективная сторона рассматриваемых составов преступлений характеризуется прямым умыслом. Кроме того, по смыслу закона, виновный либо преследует цель воспрепятствовать исполнению должностных обязанностей представителем власти, либо руководствуется мотивом мести за исполнение таких обязанностей.

16. Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет.

 

Статья 319. Оскорбление представителя власти

1. Рассматриваемое преступление посягает на авторитет конкретного органа государственной власти или местного самоуправления. Дополнительный объект - честь и достоинство представителя власти.

2. О понятии чести и достоинства см. комментарий к ст. 129 УК.

3. Потерпевшими от данного преступления могут быть только представители власти, включая представителей власти, осуществляющих предварительное расследование (следователи, дознаватели, прокуроры). О понятии представителя власти см. комментарий к ст. 318 УК.

4. Объективная сторона выражается в публичном оскорблении потерпевшего при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи сих исполнением.

5. Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме. Оскорбление может быть нанесено словесно или устно, а также путем действий (плевок в лицо, пощечина). Необходимым признаком объективной стороны является такой способ как публичность, поскольку только путем публичного оскорбления может быть подорван авторитет органов государственной власти и местного самоуправления. Оскорбление является публичным, если оно совершено в присутствии хотя бы одного постороннего лица. Под посторонним следует понимать лицо, которое не имеет отношение к данному органу власти.

6. Оскорбление может быть нанесено как при исполнении представителем власти своих должностных обязанностей, так и тогда, когда он не исполняет указанных обязанностей (например, в нерабочее время, во время отпуска, после увольнения), но по поводу их исполнения.

7. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Если оскорбление наносится в связи с личными неприязненными отношениями, то деяние квалифицируется по ст. 130 УК.

8. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее возраста 16 лет.

9. Анализируемое преступление следует отличать от преступления, предусмотренного ст. 318 УК. Нанося оскорбление, виновный посягает на авторитет органов государственной власти и местного самоуправления и преследует цель унизить потерпевшего, причинить ему моральные страдания. Применяя насилие к представителю власти, субъект стремится причинить физическую боль потерпевшему или нанести вред его здоровью.

 

Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

1. Преступление посягает на общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения конфиденциальности сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких.

2. Предмет преступления - сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении вышеуказанных лиц либо их близких.

3. В качестве потерпевших можно выделить несколько категорий лиц, к которым применяются меры безопасности: а) должностное лицо правоохранительного органа; б) должностное контролирующего органа; в) их близкие. Если разглашаются сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи или участников уголовного процесса, ответственность наступает по ст. 311 УК.

4. О понятии должностного лица см. примечание 1 к ст. 285 УК.

5. О понятиях правоохранительных и контролирующих органов см. примечание к ст. 318 УК.

6. О понятии близких см. комментарий к ст. 317 УК.

7. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (с последующими изменениями) к должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов для обеспечения защиты их жизни и здоровья и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; 3) временное помещение в безопасное место; 4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; 5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; 6) переселение на другое место жительства; 7) замена документов, изменение внешности.

8. Объективная сторона преступления, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется преданием огласке сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в законе лиц. Разглашение на лицо, если сведения становятся достоянием хотя бы одного лица, не имеющего право на ознакомление с ними. Оглашение возможно любым способом: устно, письменно; лично, анонимно; в публичном выступлении, в разговоре и т.п.

9. Преступление считается оконченным с момента, когда сведения стали достоянием постороннего лица.

10. Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком является также цель воспрепятствования служебной деятельности должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, т. е. стремление виновного прервать или прекратить такую деятельность.

11. Субъектом разглашения о мерах безопасности может быть только лицо, достигшее возраста 16 лет, которому эти сведения были доверены либо стали известны в связи со служебной деятельностью.

К лицам, которым эти сведения доверены, относятся те, которые непосредственно обеспечивают мероприятия по осуществлению безопасности защищаемых лиц, являются работниками специальных охранных служб, входящих в структуру МВД, ФСБ, налоговой полиции, воинских частей.

К лицам, которым эти сведения стали известны по службе, относятся те, которым эти данные доступны в силу занимаемого служебного положения: работники прокуратуры, ОВД, руководители и служащие адресных бюро, паспортных служб и т.п.

12. В ч. 2 рассматриваемой статьи предусматривается наступление тяжких последствий в результате разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа.

Понятие тяжкое последствие является оценочной категорией иопределяется в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

13. Психическое отношение виновного к наступлению тяжких последствий характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Умышленная форма вины здесь исключается, поскольку в противном случае налицо пособничество в преступлении (например, в убийстве, умышленном причинении тяжкого вреда здоровью и т.п.).

 

Статья 321. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества

1. Объектом преступления выступает нормальная деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Дополнительным объектом является личность осужденного к наказанию, связанному с изоляцией от общества.

2. Учреждения, обеспечивающие изоляцию от общества - это места лишения свободы и места заключения под стражу.

3. По смыслу комментируемой нормы под местами лишения свободы следует понимать исправительные учреждения, исполняющие наказание в виде ареста и лишения свободы на определенный срок или пожизненно. К ним относятся арестные дома, колонии общего, строгого и особого режима, лечебно-исправительные учреждения, воспитательные колонии, тюрьмы, а также следственные изоляторы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

4. Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: а) следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Миниюста РФ; б) следственные изоляторы органов Федеральной службы безопасности; в) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; г) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск РФ; д) учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы.

5. К числу потерпевших относятся: а) сотрудник места лишения свободы или места содержания под стражей; б) его близкие; в) осужденный.

6. Сотрудник места лишения свободы - лицо, имеющее специальное звание сотрудника уголовно-исполнительной системы. Сотрудник места содержания под стражей - лицо, имеющее специальное звание, и военнослужащие, исполняющие обязанности по обеспечению режима содержания под стражей.

7. О понятии близких см. комментарий к ст. 317 УК.

8. Осужденный - лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу. По смыслу анализируемой статьи имеется в виду осужденный к наказанию, связанному с изоляцией от общества, т. е. к аресту, лишению свободы на определенный срок либо пожизненному лишению свободы.

9. Комментируемой статьей предусматриваются, по сути, три самостоятельных состава преступления: применение насилия, не опасного для жизни или здоровья осужденного, либо угроза применения насилия (ч. 1); деяния, предусмотренные ч. 1, в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей, либо его близких (ч. 2); применение насилия, опасного для жизни или здоровья указанных лиц (ч. 3). Кроме того, в ч. 3 закреплен один квалифицирующий признак преступлений, предусмотренных в ч. 1 и 2 настоящей статьи.

10. Объективная сторона преступления, ответственность за которое предусмотрена в ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется следующими формами деяния: а) применение насилия, не опасного для жизни или здоровья осужденного; б) угроза применения насилия.

11. О понятиях насилия, не опасного для жизни или здоровья, а также угрозы применения насилия см. комментарий к ст. 161 УК.

12. Субъективная сторона выражается в виде прямого умысла. Кроме того, обязательными альтернативными признаками субъективной стороны является либо цель воспрепятствовать исправлению осужденного, либо мотив мести за оказанное осужденным содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Исправление осужденного - процесс формирования у него уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ст. 9 УИК). По смыслу комментируемой нормы под администрацией учреждения или органа уголовно-исполнительной системы следует понимать администрацию учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Содействие администрации указанных учреждений может выражаться, например, в участии в самодеятельных организациях осужденных, сообщении о нарушении требований режима отбывания наказания другими осужденными и т.п.

13. Субъект преступления - специальный, т. е. осужденный, содержащийся в местах лишения свободы, достигший возраста 16 лет.

14. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного в ч. 2, характеризуется аналогичными деяниями по отношению к сотруднику места лишения свободы или места заключения под стражей. Необходимым признаком является наличие связи между совершенным деянием и служебной деятельностью перечисленных лиц.

15. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 3, характеризуется применением насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего.

16. О понятии насилия, опасного для жизни или здоровья, см. комментарий к ст. 162 УК.

17. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. По смыслу закона, обязательными альтернативными признаками субъективной стороны преступления, ответственность за которое предусмотрена в ч. 2, являются либо цель воспрепятствования служебной деятельности сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей, либо мотив мести за такую деятельность.

18. Субъектом преступления может быть: а) осужденный, отбывающий наказание в местах лишения свободы; б) подозреваемый или обвиняемый, находящийся под стражей. Возраст наступления уголовной ответственности - 16 лет.

19. Квалифицирующим признаком составов преступлений, сформулированных в ч. 1 и 2 ст. 321 УК, является совершение деяния организованной группой.

 

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

1. Преступление посягает на установленный порядок пересечения Государственной границы РФ.

2. О понятиии Государственной границы РФ см. комментарий к ст. 11 УК.

3. Объективная сторона преступления заключается в пересечении Государственной границы РФ: а) без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ либо б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ.

4. Пропуск через государственную границу граждан и транспортных средств производится в специальных пунктах пропусков, под которыми понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала (станции), морского, речного порта, аэропорта (аэродрома), открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля.

5. Документами, по которым осуществляется выезд из РФ и въезд в нее, являются: для граждан РФ - внутригосударственный, дипломатический, служебный паспорт либо паспорт моряка (удостоверение личности); для иностранных граждан и лиц без гражданства - документы, удостоверяющие их личность и признаваемые РФ в качестве таковых, а также в определенных случаях - виза, выданная соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением за пределами РФ; для транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории РФ необходима российская транспортная виза, виза на въезд в сопредельное государство либо виза государства назначения и действительные для выезда из РФ проездные документы.

6. Право гражданина РФ на пересечение государственной границы с действительными документами может быть временно ограничено в случаях, когда: а) лицо имеет допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну; б) лицо призвано на военную службу или направляется на альтернативную гражданскую службу; в) лицо задержано по подозрению в совершении преступления либо является обвиняемым или осужденным; г) лицо уклоняется от исполнения обязательств, возложенных на него судом.

7. Иностранному гражданину или лицу без гражданства, имеющему действительные документы, не разрешается въезд на территорию РФ по следующим основаниям: а) если эта мера необходима для обеспечения безопасности государства; б) в период предыдущего пребывания в РФ оно было осуждено за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления или было выдворено за пределы территории РФ; в) при отсутствии документов, необходимых для получения российской визы, а также сертификата об отсутствии у него ВИЧ-инфекции; г) оно сообщило заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания. Кроме того, этим лицам не разрешается выезд из РФ в случаях, если они: а) задержаны по подозрению в совершении преступления либо являются обвиняемым или осужденным за преступления, совершенные на территории РФ; б) уклоняются от исполнения обязательств, возложенных на них судом; в) не уплатили необходимых налогов.

8. Преступление считается оконченным с момента, когда лицо пересекло Государственную границу РФ.

9. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

10. Уголовную ответственность по настоящей статье может нести лицо, достигшее возраста 16 лет.

11. Квалифицирующими признаками незаконного пересечения Государственной границы РФ являются: а) совершение этого деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) применение насилия или угроза его применения.

12. О понятиях группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК.

13. О понятии насилия и угрозы его применения см. комментарий к ст. 318 УК. В данном случае дополнительным объектом выступает здоровье человека (как правило, это лица, осуществляющие контроль за порядком пересечения Государственной границы РФ). Если незаконное пересечение Государственной границы РФ сопряжено с умышленным причинением потерпевшему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, необходима дополнительная квалификация по ст. 111 или 112 УК.

14. В соответствии с примечанием к ст. 322 УК прибытие в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением правил пересечения государственной границы для использования права политического убежища не влечет уголовной ответственности, если в их действиях не содержится иного состава преступления.

15. Согласно ст. 9 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" не является нарушением правил пересечения Государственной границы РФ вынужденное ее пересечение лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию РФ, вынужденный влет в воздушное пространство РФ воздушных судов, осуществляемые в силу чрезвычайных обстоятельств (несчастного случая, аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна, буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру и др.). В указанных случаях отсутствует умысел на незаконное пересечение Государственной границы РФ.

 

Статья 323. Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации

1. Преступление посягает на неприкосновенность Государственной границы РФ.

2. О понятии Государственной границы РФ см. комментарий к ст. 11 УК.

3. Предметом являются пограничные знаки - видимые знаки, которыми на местности обозначается государственная граница (пограничные столбы, пограничные пирамиды, буи).

4. Объективная сторона преступления заключается в изъятии, перемещении или уничтожении пограничных знаков. Под изъятием понимается устранение пограничных знаков с Государственной границы РФ. Перемещение - это перенесение пограничных знаков с последующей их установкой в другом месте. Уничтожение - любые действия виновного, которые привели к полной ликвидации пограничных знаков.

5. Преступление считается оконченным с момента совершения одного из указанных действий.

6. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла и целью противоправного изменения Государственной границы РФ.

7. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

8. Квалифицирующим признаком является наступление тяжких последствий.

9. Вопрос о тяжести последствий решается судом в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств дела. К тяжким последствиям можно отнести: причинение существенного материального ущерба, возникновение пограничных конфликтов и т.п.

10. Психическое отношение виновного к тяжким последствиям может выражаться в виде как прямого умысла, так и небрежности.

 

Статья 324. Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград

1. Рассматриваемым преступлением нарушается установленный порядок обращения официальных документов и государственных наград.

2. Предметом преступления выступают: а) официальные документы, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей; б) государственные награды РФ, РСФСР, СССР.

3. Документ - это материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенной для передачи во времени и пространстве. По субъекту, от которого исходят документы, они подразделяются на официальные и неофициальные. Официальный документ - это документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке. Неофициальный документ - это документ, созданный лицом вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей. В случае заверения (удостоверения) какого-либо неофициального документа (доверенности, заявления, договора, завещания и др.) должностным лицом, нотариусом, иным компетентным органом данный документ должен признаваться официальным, поскольку уже исходит от компетентного лица и приобретает юридическую силу. Официальные документы бывают распорядительными и осведомительными. К распорядительным официальным документам относятся те, которые предоставляют права или освобождают от обязанностей (например, удостоверение участника Великой Отечественной войны, лицензия на право занятия какой-либо деятельностью, свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения), а к осведомительным - те, которые только удостоверяют юридические факты (например, свидетельство о регистрации брака).

4. Государственные награды являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством. К государственным наградам РФ относятся звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия, почетные звания РФ. Государственные награды РСФСР и СССР - это звание Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, ордена, медали, почетные звания РСФСР и СССР. Государственные награды являются именными и неотчуждаемыми.

5. Объективная сторона преступления выражается в незаконном приобретении или сбыте указанных предметов. Незаконными эти действия признаются в том случае, если они совершаются без установленных законом оснований и соответствующей процедуры. Например, государственные награды и документы к ним умершего награжденного или награжденного посмертно могут быть переданы государственным музеям с согласия наследников по решению Комиссии по государственным наградам при Президенте РФ при наличии ходатайства музея, поддержанного соответствующим органом государственной власти субъекта Федерации, или по ходатайству федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится музей (Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 "Об утверждении Положения о государственных наградах Российской Федерации" (с последующими изменениями), письмо Министерства культуры от 8 июля 2001 г. N 01-131/16-25 "О порядке приема государственных наград и документов к ним на постоянное хранение в государственные музеи Российской Федерации").

6. Приобретение - это как возмездное, так и безвозмездное получение официальных документов или государственных наград любым способом (например, покупка, получение в дар, обмен и др.). Похищение официальных документов образует состав преступления, предусмотренный ст. 325 УК. Похищение государственных наград должно квалифицироваться по настоящей статье.

7. Под сбытом следует понимать как возмездную, так и безвозмездную передачу указанных предметов другому лицу (например, продажа, дарение, обмен и др.).

8. Преступление считается оконченным с момента совершения одного из перечисленных действий.

9. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

10. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

 

Статья 325. Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия (наименование в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 158-ФЗ)

1. Непосредственный объект - управленческая деятельность в сфере установленного порядка обращения софициальной документацией.

2. Предмет является обязательным признаком состава. По характеристике предмета в данную статью включены три самостоятельных состава. Объективная сторона этих преступлений также различна.

3. Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 325 УК, являются официальные документы, штампы, печати.

4. Официальные документы - документы, имеющие юридическое значение (подробнее см. комментарий к ст. 324 УК).

5. Штамп - ручная печатная форма, содержащая определенные реквизиты и предназначенная для производства оттисков при составлении документов. Он содержит реквизиты предприятия, учреждения, организации, должностного лица, выдающего документ, указание на дату выдачи. Штампы могут быть прямоугольными, треугольными, квадратными.

6. Печати - клише с вырезанными знаками, предназначенные для производства оттисков на документах, они имеют круглую форму. Печати подразделяются на гербовые, которые содержат изображение Государственного герба РФ, и негербовые, или простые, печати. На любой печати содержатся реквизиты предприятия, учреждения, организации, которой она принадлежит.

7. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 325 УК, выражается в действиях по похищению, уничтожению или сокрытию официальных документов, штампов, печатей. Преступление окончено с момента совершения указанных действий.

8. Похищение представляет собой противоправное тайное, открытое, с помощью обмана или злоупотребления доверием изъятие официального документа, штампа, печати и обращение его в свою пользу или пользу третьих лиц.

9. Уничтожение - приведение указанных предметов в такое состояние, когда их невозможно использовать по назначению.

10. Повреждение - порча указанных предметов, существенно затрудняющая их использование по назначению.

11. Сокрытие - действия, которые препятствуют обнаружению указанных предметов и их использованию. Оно может быть связано с утаиванием этих предметов в том же помещении или с их размещением в иных местах. Размещение в иных местах при сокрытии осуществляет лицо, ко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: