Одной из технологий профессионального развития педагога служит индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут – это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы профессионального развития при осуществлении методического сопровождения.
Основанием для повышения мастерства педагогов в форме построения индивидуального образовательного маршрута являются:
· изменения, происходящие в образовании;
· запросы и потребности участников образовательного процесса.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:
- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;
-составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;
- реализацию маршрута;
-рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.
При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, ее научно-теоретическое и практическое значение, степень освещенности данного вопроса в литературе.
Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретных образовательных линий).
Формы самообразования педагога:
Индивидуальная форма, инициатором которой является сам педагог. Групповая форма в виде деятельности творческих групп, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации.
|
В индивидуальном образовательном маршруте отражаются следующие направления деятельности:
· Профессиональное
· психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и родителей)
· методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
· информационно-компьютерные технологии
· здоровье
Что включает в себя каждое направление?
Профессиональное
1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.
2. Разработать рабочие программы в соответствии требований ФГОС.
4. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
5. Плановое повышение квалификации на курсах для воспитателей.
6.Плановая аттестация.
7. Профессиональные публикации, брошюры.
8. Участие в конкурсах профессионального мастерства
Психолого-педагогическое
9.Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы.
10. Повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения
Методическое
1. Знакомиться с новыми формами, методами и приѐмами обучения.
2. Повышение своего уровня педагогического мастерства.
3. Участие в экспертных комиссиях (работа в рамках аттестации).
5. Организовать работу с одарѐнными детьми и добиться активного и результативного участия воспитанников во всех творческих конкурсах и олимпиадах разного уровня.
6. Посещать деятельность других педагогов и участвовать в обмене опытом.
|
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать картотеку лучших разработок НОД, интересных приемов и находок, сценариев мероприятий.
9. Совершенствовать структуру самоанализа деятельности.
10. Представлять опыт работы через открытые показы деятельности на разном уровне.
11. Участие в олимпиадах, конкурсах.
12. Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на творческих группах, педсоветах, конференциях.
13. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Информационно-компьютерные технологии
1. Изучать информационно компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.
2. Совершенствовать навыки работы на компьютере.
3. Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.
4. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
5. Освоение новых компьютерных программ и ТСО (мультимедийный проектор).
6. Составление мультимедийных презентаций.
7. Разработать комплект сценариев НОД с применением информационных технологий и формировать копилку методических материалов
8. Участие в конкурсах в Интернете.
9. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
Охрана здоровья
1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
По каждому направлению определяются показатели, виды деятельности и сроки исполнения.
Разделы ИОМ:
· Изучение литературы, связанной с темой самообразования
· Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
· Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
|
· Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы
· Продвижение по ИОМ фиксируется в карте ИОМ (таблица) по месяцам, семестрам с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.
Формы самообразовательной деятельности педагога по программе:
-курсы повышения квалификации при институте повышения квалификации и переподготовки работников образования;
-обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;
-подготовка к аттестации;
- научно-практические конференции;
-обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях;
- освоение информационных технологий образования и воспитания;
-теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и личностно-профессионального развития учителя;
- проведение самоанализа деятельности воспитателя за год, рефлексия своего опыта.
Ожидаемые результаты:
• повышение качества преподавания
• разработанные и изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии и др.
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
Формы представления результатов педагогической деятельности воспитателя
- Серия НОД
- Методическая продукция
- Портфолио
- Творческий отчет
- Мастер-класс
- Творческая мастерская
- Педагогический проект
- Отчет о результатах (ходе) инновационной деятельности
- Профессиональные конкурсы
- Презентация опыта работы по выявленной проблеме
В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:
• достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, консультаций, статей, разработок занятий и т. д.);
• субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде самоанализа, творческого отчета, самопрезентации);
• формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.
Однако при работе с данным документом следует соблюдать следующие правила:
· не откладывайте на конец учебного года процедуру заполнения документа — пользуйтесь принципом «делай по горячим следам!»;
· не стремитесь «равномерно» заполнить все пункты документа: выявите, прежде всего, то направление педагогической деятельности, в котором Вы преуспеваете в большей степени;
· стремитесь быть достоверным при оценке своего труда, не забывайте, что именно это поможет Вам правильно поставить цели и определить направления профессиональной деятельности.
На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуального маршрута педагога на следующий период.