I.Этническое формирование огузов.




Алматинский университет энергетики и связи

Факультет радиотехники и связи

Кафедра социальных дисциплин

История Казахстана

Семестровая работа №1

 

Тема: «Огузы в истории Евразии»

Выполнила: Мынбаева Н.Т.

Группа БРЭ-12-13

№ -123130

Проверил:Кабдушев Б.Ж.

 

 

Алматы 2012

I.Этническое формирование огузов.

Огузские племена, наряду с другими кочевниками Евразии, сыграли значительную роль в сердневековой истории Западной Азии и Восточной Европы. Вступление огузов на арену мировой истории произошло в эпоху насыщенную стремительными и бурными событиями. Это была пора гибели Саманидского и Буидского государств, распада Газневидской державы и заката Византийской империи. Значительным событием данной эпохи явилось образование империи Сельджукидов и начало крестовых походов, поэтому исторические судьбы огузов тесно переплетены со многими регионами Ближнего и Среднего Востока, Передней и Малой Азии. Заметный след огузские племена оставили и в истории Причерноморья, Южной Руси и Балканского полуострова. Благодаря своей исторической значимости огузская тематика издавна привлекала внимание исследователей. Однако несмотря на это, имеется еще немало спорных и нерешенных проблем. Наиболее сложной и запутанной является этническая история огузов. До сих пор остается неясным вопрос об исходном ареале огузов Средней Азии и Казахстана [1]. Очевидно начальный этап становления огузской, или протоогузской группировки был связан с Западным Семиречьем. В пользу такого мнения говорит анализ огузских исторических преданий и археологические исследования последних лет [2].

В средневековых исторических преданиях отмечается, что ставка одного из первых легендарных предков огузских племен находилась на побережье озера Иссык-Куль. Должно быть, в этом предании сохранилось воспоминание о тех протоогузских родоплеменных группах, которые некогда обитали в Семиречье. В этой связи интересно также отметить, что еще в XI в. среди огузов сохранялись предания о далеких временах когда они жили по соседству с чигилями. Махмуд Кашгари отмечает, что между огузами и чигилями были враждебные отношения. Тюрки-чигили, входившие в VII-VIII в.в. в состав Западно-Тюркского каганата, жили, как известно, и на южном берегу Иссык-Куля [3].

Все это дает основание предположить, что в рассказе Махмуда Кашгари сохранилось воспоминание о тех временах, когда огузы и чигили обитали рядом на Иссык-Куле. Дальнейшая судьба огузских племен не прослеживается по достоверным источникам. Однако в исторических преданиях огузов, сохранившихся в труде Рашид ад-Дина и других историков, имеются некоторые данные, которые позволяют говорить об их передвижениях с востока на запад в степи Евразии. В сказаниях о завоеваниях Огуз-хана отмечается, что во время своих многочисленных походов он достиг Алатага и области Алмалык. Группу своих престарелых воинов Огуз-хан поселил в Алмалыке, в местности Ак-Кая. Затем он предпринял поход на север в земли кырков и башкордов, где захватил крепость Лугр.

- 4 -

В этой военной кампании участвовали 10 тыс. огузских семей, называвшихся ок-тугра-огуз. Затем Огуз-хан двинулся по безводной пустыне и вскоре достиг реки Итиль. Огузские воины сделали остановку в местности Он-Каракуль, откуда направились в Талас и Алмалык [4]. В этом интересном предании особое внимание обращает на себя название ок-тугра-огуз, прилагаемое к 10 тыс. огузских семей. Разумеется, сама цифра здесь не играет определенной роли, так как является условной. Гораздо важнее то, что в этом, очевидно этнополитическом термине имеются компоненты ок (стрела, род, племя) и тугра (монограмма, печать хана, распоряжение хана). Эти компоненты рассматриваемого термина говорят о его связи с широко бытовавшим у кочевников символом в виде стрелы. Интересно отметить, что позднее стрела и лук служили эмблемами учуков и бузуков - двух крупных огузских фратрий [5].

В середине VIII в. произошли крупные события в Центральной и Средней Азии, что связано с острой борьбой между тюркскими племенами после распада Западно-Тюркского каганата.В ходе борьбы карлукам удалось завоевать и утвердиться в Семиречье. Археологические данные свидетельствуют, что в рассматриваемую пору имели место передвижения кочевников из Жетысу к предгорьям и в низовья Сырдарьи. Очевидно, в результате столкновений с карлуками, в состав которых входили и чигили, огузы были вынуждены оставить пределы Семиречья и уйти в бассейн Сырдарьи и в Приаралье, где столкнулись с печенего-кангарскими племенами [6].В многолетних столкновениях и войнах они победили кангаро-печенежское объединение и захватили степи Западного Приаралья и Северного Прикаспия. Длительная борьба с печенегами способствовала политической консолидации и формированию огузского союза племен в IX-Х в.в. В рамках этого объединения происходит сложение огузского этноса на территории Средней Азии и Казахстана.

Формирование огузов как исторической общности было подготовлено всем ходом предшествующего этнического развития в долине Сырдарьи, в Приаралье и Северном Прикаспии. В VIII-IX в.в. в состав древнего степного населения этого региона вливаются новые тюркоязычные компоненты семиреченского и западно-сибирского происхождения.

Большую роль в этнической консолидации огузов сыграло образование государства сырдарьинских ябгу с центром в г. Янгикенте. Вошедшие в состав этой степной державы тюркоязычные роды и племена стали называться общим именем "огуз". Огузская конфедерация образовалась на базе ассимиляции и этнического синтеза между пришедшими элементами и местной субстратной основой.В нее вошли остатки побежденных огузами печенего-кангарских и других степных племен долины Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия. Среди них имелись племена индоевропейского происхождения, которые подверглись тюркизации в той или иной степени. В частности, это относится к аланам и асам, населявшим степи между Аральским морем и восточным побережьем Каспия.

- 5 -

Очевидно, таким же смешанным было степное население Западного

Приаралья, где до огузов, в VI- II-IX вв., обитали баджгарды, нукарда и баджна [7].В состав интенсивно формировавшегося в IX-Х вв. огузского этноса вошли также тюркоязычные компоненты семиреченского происхождения. Прежде всего это были отдельные группы карлуков, ушедшие в IX-Х вв. вместе с огузами на среднее течение Сырдарьи. Средневековые авторы и огузские предания говорят также о присоединении к ним халаджей и других западно-тюркских племен. В их числе были подразделения джагра (шагра) и тюрок-чаруков, обитавших в VIII в. в долине Чу и Таласа. Очевидно, потомками чаруков являлись джаруклуги, упоминаемые в качестве одного из племен огузов XI в. [8].

В формировании огузов принял участие и этнический суперстат восточно-тюркского происхождения. Наиболее важную роль здесь сыграли отдельные крупные подразделения йемеко-кимакских и других племен. В их числе можно назвать баюндуров, имуров и каи, основная масса которых обитала в междуречье Оби и Иртыша. Скорее всего эти подразделения были союзниками огузских вождей в их борьбе с печенего-кангарским объединением в долине Сырдарьи и Приаралье. Оказавшись далеко на западе после разгрома печенегов, они с течением времени инкорпорировались в состав огузов Южного и Западного Казахстана. Формирование огузской этнической общности в Средней Азии и Казахстане, таким образом, было сложным и относительно длительным процессом. В состав огузов вошел как древний (в основном тюркизированный) этнический субстрат долины Сырдарьи и Арало-Каспийских степей, так и полукочевые и кочевые роды и племена Жетысу и Сибири. Первоначальное ядро огузской группировки, консолидировавшейся в дальнейшем в крупный союз племен, вероятно, начало формироваться в Семиречье. Однако по мере своего движения на запад она значительно пополнилась за счет кочевого и полуоседлого населения Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия. Результатом этих многогранных процессов явилось образование новой этнической общности, которая отличалась от своих исходых компонентов. Огузы делились на ряд племен, в которые входило множество родовых подразделений. Племенной состав огузов IX-середины XI в., к сожалению, остается неясным. Известно лишь, что во второй половине XI в. они насчитывали 22 племени. В "Диван лугат ат-тюрк" приведен следующий перечень огузских племен: кынык, кайыг, баюндур, йива, салур, афшар, бектили, букдуз, баят, язгыр, имур, кара-булак, алка булак, игдыр, урегир, тутырка, улайондулуг, тюгер, джебни, беджене, джувулдар, джаруклуг [9]. Махмуд Кашгарский утверждает, что огузы первоначально состояли из 24 племен. Однако более поздние авторы, в частности Марвази, говорят всего лишь о 12 племенах. Расхождение источников, вероятно, можно объяснить дуальной особенностью подразделения огузов на две экзогамные фратрии. Огузы делились на бузуков и учуков, входивших соответственно в правое и левое крыло их войска. Каждое из этих крупных групп состояло из 24 племен, делившихся, в свою очередь, на две равные части. Судя по огузским историческим преданиям, бузуки относились к числу "старших", а учуки - "младших" племен. Бузуки правого крыла пользовались большими привилегиями (по сравнению с учуками) при "избрании" верховного хана. Очевидно, в дальнейшем разделение на бузуков и учуков приобрело черты военно-территориальной организации. Племена обоих крыльев огузского войска имели закрепленные за ними пастбищные выгона и угодия. Деление на бузуков и учуков соответствовало понятиям "внутренние" и "внешние" огузы. В их составе различались "чистокровные", "рожденные от наложниц-рабынь" и "присоединившиеся" к огузам роды и племена [10].

Огузы подразделялись на кочевые, полукочевые, оседлые и полуоседлые общины, сохранявшие старую родо-племенную оболочку.

Большинство огузов IX-XI в.в. вело полукочевой и кочевой образ жизни. Наиболее компактно они населяли Северный Прикаспий, низовья Сырдарьи и степи вокруг Аральского моря. Среди огузов (преимущественно в степной зоне их расселения) доминировал монголоидный расовый тип. "Они, - писал о приаральских огузах в Х в. аль-Масуди, - самые низкорослые из (тюрок) и у них самые маленькие глаза" [11]. Другие средневековые авторы отмечают слабо выраженный растительный покров на лице и теле и плосконосость огузов. Все это говорит о монголоидных чертах, которые были присущи основной массе преимущественно степных огузов [12]. В раскопанных А. Н. Бернштамом огузских могильниках Сасык-Булака погребены долихокранные европеоиды с примесью монголоидных черт [14].

Палеоантропологические данные подкрепляются свидетельством источников XI в. о смешении огузов с соседними народами. Определенная часть полукочевых и кочевых огузов ассимилировалась с оседлым населением земледельческой полосы Средней Азии и Казахстана. Подобные этнические группы, смешанные преимущественно с ираноязычными европеоидами, именовались туркменами. В Х-XI вв. это название прилагалось также к метисированным и принявшим ислам группам из карлуков, халаджей и других тюркоязычных племен, обитавших в Шашской и Исфиджабской областях.

В конце Х- первой половине XI в. в политических рамках державы сырдарьинских ябгу происходит интенсивный процесс формирования огузской народности; он стимулировался распадом старых кровнородственных связей, образованием новых территориально-хозяйственных объединений и становлением раннефеодальных отношений.

Огузские племена, разгромленные кыпчаками, в дальнейшем расселились в южнорусских степях, на Балканах и в Малой Азии. Значительная часть огузов перешла под власть караханидов Мавераннахра и сельджукских правителей Хорасана, Гургана и Хорезма. Остатки разбитых кыпчаками огузов инкорпорировались в среду тюркоязычных племен Дешти Кыпчака [15].

 

Средневековые огузы сыграли немалую роль в этнической истории тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана, Закавказья и Малой Азии. Потомки огузов вошли как один из компонентов в состав казахов, узбеков, каракалпаков, а также башкир Южного Урала и татар Поволжья. Южные группы огузов приняли деятельное участие в формировании туркменской и азербайджанской народности. Огузские племена являются, таким образом, одними из общих предков ряда тюркоязычных народов нашей страны, входящих ныне в единую семью братских социалистических наций.

 

 

Список литературы:

 

[1] Агаджанов С. Г. Некоторые проблемы истории огузских племен Средней Азии. - "Тюркологический сборник". М., 1970. - С.192-197

[2] Левина Л. М. Керамика Нижней и Средней Сыр-Дарьи в первом тысячелетии нашей эры. М., 1972.

[3] Hududal-Alam. "The Region of the World". A. Persian geography 372 A. H.- 982 A. D. Transl. by V. Minorskv. London, 1937.

[4] Рашид ад-дин. Джами ат-таварих. Фотокопия рукописи Британского музея- ИВАН СССР, ИФВ-242. - л. 410-412

[5] Рашид ад-дин. Сборник летописей. Перев. Л. А. Хетагурова, т. I, ч. 1. М.-Л., 1952.- С. 86-91

[6] Агаджанов С. Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв. Ашхабад, 1969.

[7] Kitab at-tanbih wa'l-israf auctore... al-Masudi, ed. M. 1. de GoeJ'e. Lugduni Batavorum, 1894. - C. 180; 13. Macoudi. Le Livre de l'avertissement et de la revision. Paris, 1897. - C. 244-245

[8] Le Coq A. Turkische Manichaica aus Chotscho.- "Abhandlungen des Konigl. Akademie der Wissenschaften. Philologisch-historische klasse", Abh. VI, 1911.

[9] Махмуд Ибн Хусейн Ал-Кашгари. Диван лугат ат-тюрк, т. 1-3. Стамбул, 1333 г. х.; Абу Райхан Бируни. Геодезия. Пер., иссл. и примеч. П. Г. Булгакова. Ташкент, 1966. - C. 304-307.

[10] Агаджанов С. Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX- XIII вв. Ашхабад, 1969.

[11] Macoudi. Les praires d'or, t. 1. Paris, 1851. - С. 212

[12] Bergeron P. Voyages faits principalement en Asie. t. I, La Haye, 1735. - С. 49

[13] Синицин И. В. Археологические исследования в Нижнем Поволжье и Западном Казахстане.- "Краткие сообщения Института истории материальной культуры", вып. 37. М., 1951.

[14] Гинзбург В. В., Фирштейн Б. Ф. Материалы к антропологии древнего населения Западного Казахстана.- "Сборник Музея антропологии и этнографии". вып. 28. М., 1958.

[15] Агаджанов С. Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX- XIII вв. Ашхабад, 1969.

2. Книга-учебник"История Республики Казахстан", Аманжол Кузембайулы, Еркын Аманжолулы, FOLIANT, Астана, 1999 г..

3. Книга-учебник "История Казахстана", Абдижапар Абдакаимов, Республиканский издательский кабинет по учебной и методической литературе, Алматы, 1994 г..

 

Выбор Жанкента в качестве политического центра огузской державы был обусловлен многими обстоятельствами. Главное из них - выгодное географическое положение на стыке с крупными земледельческими оазисами Средней Азии, с Хорезмом и Маверанахром. Город лежал на важном караванном пути через кимакские степи в долины Сарысу, Кенгира, Ишима и Нуры. Через него шли торговые пути в Сыганак и Южный Урал.

Историки могут рассказать немало интересного о роли государства огузов в политической и военной истории Евразии. Признано очевидным, что в 956 году между огузским джабгу и киевским князем Святославом был заключен военный союз, направленный против хазар. Древнерусское государство нуждалось в союзниках, а огузов притягивали пастбища в донских и причерноморских степях, пути туда преграждала Хазария. Как известно, результатом великого союза стал разгром Хазарского каганата.

 

"Города огузов многочисленны, - писал арабский географ и путешественник Аль-Идриси. - Они тянутся друг за другом на север и восток. Среди них выделяется ставка огузских ханов - город Жанкент".

 

Государственное устройство

Государство Огузов не было монолитным. Главой государства был верховный правитель, носивший титул «джабгу» («ябгу»). Правители имели соправителей и советников. Власть передавалась по наследству. Выборы правителей происходили на советах. В основе избрания джабгу была привилегия на власть старшего по возрасту над младшим. Наследники правителя назывались «иналами», для воспитания которых в детстве назначались специальные опекуны — «атабеки». Жены правителей носили титул «хатун» и играли значительную роль в придворной жизни. Важное место также занимали военачальники. Главнокомандующий войсками — «сюбаши» опирался на военный совет и активно вмешивался в политические события. Правители выбирались на основе свода неписанных правил, обычного права — «торе», из наиболее могущественных родов. Огузское государство опиралось на военную демократию. Народное собрание у огузов созывалось раз в год. В связи с усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания, коль еркины стали созывать совет знати - канкаш. С расцветом огузского общества верховная власть управления страной стала принадлежать великому и малому курултаям. Свидетельством тому является эпическое летописное сказание «Огузнаме» (ХШ в.). Джабгу делил свои владения на 12 аймаков.

 

Семьи или роды, объединяясь, образовывали племя во главе с беем (баг, бег, би), основной задачей которого было сохранять взаимопомощь, обеспечивать соблюдение прав и справедливости, при необходимости применять военную силу для защиты племени. Поэтому племя - объединение политического характера, имеющее военную силу. Его имущество и стада отличались от других (каждое из 24 огузских племен имело свою дамгу).

 

Частная собственность – это гарантия прав и свобод человека. Булгары в 10 в. могли даже не отдавать ничего из продуктов правителю, произведенных на их собственных участках. У огузов «беи» повышали голоса в случае некоторых чрезмерных действий хана.

 

В конце Х в. сложился аппарат управления и система регулярных сборов налогов.

 

Политическая история Огузов

 

Государство Огузов играла важную роль в военной политической истории Евразии. В 965 году Огузы, в союзе с Киевской Русью, покорили Хазарский каганат. В 985 году союз нанёс поражение Волжской Булгарии, что привело к политической мощи огузской державы.

 

В XI в. началось продвижение Огузов в Иран и Переднюю Азию. Это движение было возглавлено правителями племени канык Тог-рул беком и Чагры беком, внуками Сельджука, по имени которого племена, участвовавшие в движении, назывались сельджуками. В 1025 г. часть сельджуков поселилась в современной Туркмении у г. Неса. В 1034-1035 гг. к ним присоединились подданные Тогрул бека. В 1038-1040 гг. сельджуки выступили против Газневидов и захватили Нишапур. Впоследствии они смогли создать огромное государство, в состав которого входила Малая Азия, Иран, часть Закавказья и Средней Азии. В период правления Али хана участились народные восстания против жестокой эксплуатации и хищнических сборов налогов. Недовольство народа было использовано сельджукскими вождями, которые хотели захватить власть в стране. Преемник Али хана Шахмелик укрепил свою власть, подавив народное восстание и в 1041 г. захватил Хорезм. Во время его правления огузское государство усилилось. Однако спустя два года, Шахмелик попал в руки сельджуков и был казнен. Это был последний правитель огузов.

 

В середине XI в. в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кыпчакской державы. Значительная часть Огузов ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла под власть караханидов и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кыпчаками Огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и-Кыпчака.

 

В физическом типе Огузов преобладал монголоидный расовый облик. Огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании многих современных тюркских народов.

В 965 году между огузами и киевским князем Святославом был заключен военный союз против хазар. Результатом совместных военных действий явился разгром Хазарского каганата. [источник не указан 357 дней]

 

В XI веке началось продвижение огузов в Иран и Переднюю Азию. Это движение было возглавлено правителями племени канык Тогрул беком и Чагры беком, внуками Сельджука, по имени которого племена, участвовавшие в движении, назывались сельджуками. В 1025 г. часть сельджуков поселилась на территории современной Туркмении у города Ниса. В 1034-1035 гг. к ним присоединились подданные Тогрул бека. В 1038-1040 гг. сельджуки выступили против Газневидов и захватили Нишапур. Впоследствии они смогли создать огромное государство, в состав которого входила Малая Азия, Иран, часть Закавказья и Средней Азии. В период правления Али хана участились народные восстания против жестокой эксплуатации. Недовольство народа было использовано сельджукскими вождями, которые хотели захватить власть в стране. Преемник Али хана Шахмелик укрепил свою власть, подавив народное восстание и в 1041 г. захватил Хорезм. Однако спустя два года, Шахмелик попал в руки сельджуков и был казнен. Это был последний правитель огузов.

 

В середине XI века в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кыпчакской державы. Значительная часть огузов ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла под власть караханидов и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кыпчаками огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и-Кыпчака.

 

В физическом типе огузов преобладал тураноидный облик. Огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании многих современных тюркских народов.

 

На рубеже X—XI веков в государстве произошли народные восстания против хищнических сборов налогов. Особенно эти участились во второй половине X века при Али жабагу. Этой ситуацией хотели воспользоваться сельджуки, которые возглавили восстания захватили Жент, но вскоре были вынуждены оставить Жендельскую область. Во время правления последнего жабагу огузов Шахмалике государство усилилось. В 1041 году он покорил Хорезм, спустя 2 года попал в плен к сельджукам и был казнён.

 

Восстание народа против высоких налогов ослабили государство огузов. Борьбу против огузских правителей возглавили вожди сельджуков. Ослабленная держава огузов пала под натиском кипчакских племён. Значительная часть огузов под натиском кипчаков ушла в Восточную Европу и Малую Азию.

 

Образование Огузского государства

 

С 6-го века Огузы были одними из Тюркских членов в Кок-Тюркском (гёк-тюркском) Каганате. Часть тюркских племен, входивших в гёк-тюркское ханство с 6-го века, в период смут, начавшихся в 630 г., объединились между собой в союз, в результате чего создали «Девяти-огузское ханство» в районе рек Толга и Селенга.

 

В 682г. обеспокоенные продвижением Кутлуга Огузы, жившие по берегам Селенги, предприняли попытку сотрудничества с китайцами и китанами. Наступление, совершенное по совету Тоньюкука на берегу Коровьего озера, было удачным и устранило Огузскую опасность.

 

В 691г. в начале уйгурского ханства, Моен-чур, будучи еще "тегином", находился во главе Огузов. Однако Огузы через некоторое время восстали и против уйгурского ханства. На этот раз они были в составе восьми - Огузов. Моен-чур подавил Огузов, объединившихся с «тридцатью татарами». Огузы, перейдя через Селенгу, отступили.

 

716 г. - Восстание Девяти Огузов и смерть Капаган кагана.

 

В 716 г. Куль-тегин совершил 5 походов на Огузов, в четырех из них участвовал и Бильге. В результате похода, вынужденно совершенного в 715 г. каганом на племена Огузов, были убиты их животные. В 716 г. одно из огузских племен - байырку - было жестоко подавлено. Мудрец Тоньюкук вместе с Илтериш каганом убили очень много китайцев на юге, китаев на востоке, огузов на севере. Борьба Огузов продолжалась с прежней силой. Даже в год, когда было потеряно много животных из-за засухи, Бильге был в походе. Уч-огузы (3 Огузов - Карлуки), наступавшие на Отюкен были отбиты. Огузы, начавшие наступление, договорившись с татарами, потерпели поражение в войне под Агу, в результате чего массы Огузов покинули страну и отошли к границам Китая (717-718г.г.).

 

В начале IX века Огузы в союзе с карлуками и кимаками уничтожили Кангарский союз и захватили низовья реки Сырдарьи и степи Приаралья. В IX веке на завоёванной территории Огузы образовали своё государство.

 

До прихода Огузов на Сырдарью, столицей их была старая Гузия в Жетысу. В Х в. столицей огузского государства стал Янгикент, или так называемая Новая Гузия. Янгикент находится на старой караванной дороге, на стыке кочевого мира с оседло-земледельческой культурой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: