ЛЕКЦИЯ
по учебной дисциплине «пожарно-строевая подготовка»
Тема № 1: «Назначение и задачи пожарно-строевой подготовки.
Общие положения ПСП».
Занятие № 1.1: «Назначение и задачи пожарно-строевой подготовки.
Общие положения ПСП»
Направление подготовки (специальность) _ 20.05.01«Пожарная безопасность»
(специализация «Пожаротушение», «Государственный пожарный надзор», «Руководство проведением спасательных операций особого риска»,
«Проведение чрезвычайных гуманитарных операций»)
(указывается код, наименование направления подготовки ВПО)
Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии «ПСП и ГДЗС»
Протокол № ___ от «___» _____ 201_ г.
Санкт-Петербург
2015 г.
I. Цели
1. Учебная: - изучить задачи пожарно-строевой подготовки, ее место в системе профессиональной подготовки и взаимосвязь с другими дисциплинами;
- разобрать понятие об упражнениях, элементах и приемах работы с пожарно-техническим оборудованием. Нормативные требования;
- изучить меры безопасности при проведении занятий.
2. Воспитательная: -воспитывать у курсантов чувство ответственности за принятие решений;
- воспитывать у курсантов чувство ответственности и гордости за форму одежды, носимую сотрудниками МЧС России.
- воспитывать у курсантов чувство уважения к дисциплине пожарно-строевая подготовка.
II. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятий | Время, мин. |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Назначение и задачи пожарно-строевой подготовки, ее место в системе профессиональной подготовки. Взаимосвязь пожарно-строевой подготовки с другими дисциплинами. Нормативные требования. 2. Понятие об упражнениях, элементах и приемах работы с пожарно-техническим оборудованием. 3. Правила по охране труда при проведении занятий по ПСП, пути и средства предупреждения травматизма. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Задание на самоподготовку. |
III. Литература
|
Основная
1. Грачев В.А., Подгрушный В.А., Теребнёв В.В. Пожарно-строевая подготовка. Москва, 2009.
2. Нитецкий М.В., Клюй В.В., Ураков А.Е. Пожарно-строевая подготовка. СПбУ ГПС МЧС России, учебное пособие, 2013.
Дополнительная
1. Иванов А.Ф., Алексеев П.П., Безбородько М.Д. и др.
Пожарная техника: ч.1. Пожарно-техническое оборудование. – М.: Стройиздат, 2008.
2. Иванников В.П., Клюс П.П. Справочник руководителя тушения пожара. – М.: Стройиздат, 2007.
3. Пожарно-прикладной спорт. Правила соревнований. – М.: Государственный комитет России по физической культуре и спору, 2011.
Нормативные правовые акты
1. Приказ Минтруда России от 23.12.2014 N 1100н "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
2. Приказ № 167 от 05.04. 2011 г., Москва. «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны».
3. Методические рекомендации - наставление по пожарно-строевой подготовке.– Москва, 2011
4. Программа подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России. 2011 г.
5. Нормативы по пожарно-строевой подготовке. – М.: ГУГПС МВД России, 2011 г.
6. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.
|
7. Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. (с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г.)
8. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
9. Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008.
IV. Учебно-материальное обеспечение
1. Технические средства обучения: компьютерная техника, мультимедийный проектор.
V. Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Задачи ПСП?
2. Требования приказа № 1100н от 23.12.14г.?
VI. Вопросы для самоконтроля:
1. Основные принципы и методы обучения ПСП?
2. Упражнения, элементы, приёмы?
3. Безопасность при проведении занятий?
Вводная часть
Преподаватель:
- накануне проводимого занятия проверяет готовность учебно-материального обеспечения и аудиторию к занятию;
- принимает доклад командира группы о готовности к занятию;
- здоровается с обучаемыми;
- проверяет внешний вид курсантов;
- журналист подает подготовленные документы о наличии курсантов, преподаватель сверяет наличие личного состава с документами;
- объявляет тему занятия, цели занятия, учебные вопросы, обращает внимание на актуальность и практическую значимость изучаемой темы;
- увязывает тему занятия с лекционным материалом, материалами предыдущих занятий и другими дисциплинами;
- приступает к отработке учебных вопросов.
ВВЕДЕНИЕ
Практика тушения пожаров показывает, что успешно бороться с огнем могут хорошо подготовленные техники, физически и психологически подготовленные люди, имеющие определенные навыки работы с различными видами пожарно-технического вооружения.
|
Труд пожарных имеет целый ряд негативных сторон, обусловленных особенностями их деятельности, такими как:
- непрерывное нервно-психическое напряжение.
- большие физические нагрузки,
- необходимость проведения работ в ограниченном пространстве,
- необходимость поддержания интенсивности и концентрации внимания,
- высокая ответственность,
- наличие неожиданно возникающих препятствий, осложняющих выполнение боевой задачи.
Работа пожарных подразделений всегда связана с применением различного пожарно-технического вооружения. В настоящее время в подразделениях ГПС стоят на вооружении новые современные пожарные автомобили, средства подачи огнетушащих средств, аварийно-спасательное оборудование и другое оборудование и другое оборудование как отечественного, так и зарубежного производства, и от умения каждого пожарного работать с современным пожарно-техническим оборудованием, от смежности их действий в составе отделений и караула не в малой степени зависит успех тушения пожаров, эвакуация пострадавших и имущества.
Вопрос № 1: «Назначение и задачи пожарно-строевой подготовки, ее место в системе профессиональной подготовки. Взаимосвязь пожарно-строевой подготовки с другими дисциплинами. Нормативные требования».
Пожарно-строевая подготовка является одним из важнейших видов практической подготовки личного состава ГПС МЧС России.
Задачами ПСП являются:
1. Обеспечение системного формирования и доведения до необходимой степени совершенства профессионально-прикладных умений и навыков с пожарно-техническим вооружением, приборами, средствами и агрегатами в условиях тушения пожаров и проведения, связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.
2. Формирование у обучаемых волевых и морально-психологических качеств, обусловленных спецификой профессиональной деятельности личного состава.
3. Приобретение навыков слаженной работы в составе отделения, караула.
4. Обеспечение единства обучения по пожарно-строевой подготовке.
Пожарно-строевая подготовка проводится путем:
- индивидуального обеспечения в составе отделения и караула,
- сдачи нормативов,
- проведения спортивных соревнований по пожарно-прикладному спорту,
- проведение конкурсов профессионального мастерства.
Содержание занятий, объем, и последовательность изучения тем ежегодно обновляются с учетом подготовленности личного состава и совершенствования материально-технической базы. ПСП проводится при проведении первоначальной подготовки и боевой подготовки пожарных.
Задача первоначальной подготовки по ПСП состоит в том, чтобы привить пожарным основные навыки в работе с ПТО, научить их выполнять свои обязанности по табелю боевого расчета на службе в карауле в соответствии с требованиями уставов, наставлений и инструкций.
Задача боевой подготовки состоит в непрерывном совершенствовании знаний и практических навыков по обеспечению боевой постоянной готовности дежурных караулов и личного состава к боевым действиям по тушению пожаров и спасанию людей.
ПСП, являясь практической дисциплиной в боевой подготовке пожарных, находится в тесной связи с другими теоретическими дисциплинами, такими как: пожарная тактика, физическая подготовка и т.д. Пожарная тактика, изучающая процессы развития пожаров на различных объектах, организацию тушения пожаров и принципы руководства боевой работой на пожарах. Способы и приемы работы по спасанию людей и ликвидации горения проводятся в виде теоретических и практических занятий и учений, личному составу приходится работать с ПТО, так же и при боевых действиях, действовать в составе отделений и караула, что возможно только при наличии определенных навыков работы с ПТО, навыков проведения различных видов боевого развертывания и навыков работы в СИЗОД, которые приобретаются на занятиях по ПСП.
Отработка приемов работы с различными пожарно-техническим оборудованием и техникой проводится, как правило, после изучения его назначения, устройства и технических характеристик, правил эксплуатации и мер безопасности при работе с ними, изучаемых дисциплиной «Пожарная техника».
Физическая подготовка прививает и совершенствует физические качества личного состава, которые необходимы при проведении занятий по ПСП.
Обучение по дисциплине «Пожарно-строевая подготовка» курсантов и слушателей Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России проводится на основании учебных планов для очного и заочного обучения и рабочих учебных программ. Для курсантов очного обучения планом учебного процесса дисциплины предусмотрено в 1-4 семестрах. Программа курса состоит из двух разделов:
Раздел 1: первоначальная подготовка пожарного;
Раздел 2: последующая подготовка пожарных и отделений.
Основными видами учебных занятий, используемых для изучения дисциплины, являются: лекции, практические занятия и самостоятельная работа курсантов. В процессе прохождения учебной практики в качестве начальника караула, командира отделения, курсанты углубляют приобретенные знания, умения и навыки, применяют их на практике. В процессе изучения курса курсанты сдают зачеты (в 1 – 4 семестрах) по выполнению практических упражнений ПСП и знанию теоретического материала. Программа курса для курсантов очного отделения рассчитана на 299 часов, из которых лекции составляют 10 часов, практические занятия и зачеты - 190 часов, самостоятельная работа - 99 часов.
Слушатели заочного отделения изучают дисциплину под руководством преподавателя в течение 26 часов, из которых: лекций - 6 часов, практические занятия и зачеты – 20 часов, самостоятельная работа – 273 часа. По итогам обучения на каждом курсе слушатели сдают зачет. Основным видом занятий для слушателей заочного отделения является самостоятельная работа.
Вопрос № 2: «Понятия об упражнениях, элементах и приемах работы с пожарно-техническим оборудованием.
При проведении обучения по пожарно-строевой подготовке, предусмотренные программой обучения темы разбиваются на упражнения, упражнения на отдельные элементы, а элементы на приемы.
Под упражнением понимается сознательное многократное выполнение определенных движений в целом с целью овладения умениями и навыками при работе с пожарной техникой и оборудованием. Цель упражнений – научить каждого бойца применять теоретические знания на практике.
Прием - это техника работы, т.е. способ, которым целесообразно выполнять то или иное действие.
Различным упражнением по ПСП присущи свои особенности, свойственна своя методика. Однако существуют общие требования к организации отработки упражнений, соблюдение которых занимающимися и руководителем занятий делает любое упражнение достаточно эффективным.
К ним относятся:
- сознательность,
- целеустремленность,
- устойчивость внимания обучаемых в процессе выполнения упражнения,
- систематичность упражнений, их строгая последовательность,
- постоянная повторяемость упражнений,
- правильное распределение упражнений по времени.
В процессе обучения по ПСП оценивается успеваемость каждого пожарного. Одним из критериев выставления оценки успеваемости является выполнение нормативов по ПСП. Нормативами по пожарно-строевой подготовке 2004 года предусмотрены упражнения с различным пожарно-техническим оборудованием и техникой, выполняемые как индивидуально, так и в составе отделения, указаны нормы времени на выполнение упражнений с оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», указаны условия выполнения упражнения. Нормативы разработаны для летнего времени и личного состава до 30 лет. Все упражнения за исключением упражнений, связанных с надеванием боевой одежды, выполняются в боевой одежде и снаряжении с учетом времени года. Рукавицы надеваются при необходимости. Начало выполнения - поданная команда.
Пожарные автомобили укомплектованы согласно табелю положенности. ПТО закреплено на своих местах. Дверцы отсеков закрыты. Спасательная веревка при выполнении упражнений с ней смотана в клубок, находится в чехле с лямкой, надетой через плечо пожарного, клапан чехла открыт.
При подъеме по пожарным лестницам пожарные, не имеющие опыта работы, выполняют упражнения со страховкой. В практике оцениваются выполнения нормы времени и усвоение техники данного упражнения. При выполнении нормативов необходимо учитывать значение поправочных коэффициентов, которые вводятся в зависимости от времен года, глубины снежного покрова, температуры окружающей среды, уклона или подъема местности, возраста обучаемых их сроки службы и т.д. Например, при возрасте пожарного от 30 до 40 нормы времени умножается на коэффициент 1,1, от 40 – 50 лет на коэффициент 1,2, 50 лет – коэффициент 1,35.
ВЫВОД: Нормативы должны обеспечивать заданный уровень точности, учитывать различные условия выполнения нормируемых упражнений, быть удобными в использовании.