Клиническая психология анализирует психологические факторы различных заболеваний.




Лекция 1

ТЕМА 1.1. Предмет, задачи и методы исследования медицинской психологии.

1. Предмет медицинской психологии.

2. Задачи медицинской психологии.

3. Разделы медицинской психологии.

4. Качественные и количественные методы диагностики.

5. Этические аспекты деятельности медицинского психолога.

 

 

Медицинская психология оказывает значительное влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии. М едицинская психология направлена на исследование и решение разнообразных проблем системы лечение различных заболеваний.

Клиническая психология анализирует психологические факторы различных заболеваний.

Медицинский психолог изучает не болезни сами по себе, а их влияние на личность, работу, семью, психологическое благополучие больного. Здоровье и болезнь рассматриваются как психосоциальные, а не как биологические явления. Нарушения личности и психических процессов, которые выявляет психолог в ходе исследования, он анализирует с позиции своих представлений о нормально функционирующей психике.

Поведение пациента с точки зрения психиатра можно оценить как проявление душевного расстройства, а с точки зрения психолога – оно является показателем того, как даже в этом состоянии он способен каким-то образом отражать происходящие события. Понимание и психологическое исследование этого феномена может способствовать повышению эффективности взаимодействия между врачом и больным с кататонией.

Таким образом, медицинская психология изучает закономерности нарушения и восстановления личности и психических процессов при психических расстройствах, аномалиях развития и повреждениях головного мозга, а также влияние психологических факторов на состояние здоровья человека. Предметом медицинской психологии являются психологические факторы, связанные с возникновением, диагностикой, лечением и профилактикой болезней. Медицинская психология подразделяется на клиническую психологию, психологию медицинской среды и психологию больного. Таким образом, она фокусируется на различных проблемах медицины, от этиологии болезней до специфики врачебной деятельности. Основой для построения ее теоретических концепций и разработки практических методов являются достижения психологической науки в сфере исследования личности, психических процессов, социально-психологических закономерностей поведения и др.

 

Клиническая психология имеет наиболее тесные связи с психиатрией и психотерапией, а также с психологией личности и с общей психологией. Внутри клинической психологии выделяют несколько подразделов:

- патопсихология – изучает нарушения личности и психической деятельности при различных заболеваниях исходя из закономерностей развития и структуры психики в норме, а также выявляет психологические факторы, связанные с возникновением данных расстройств. Патопсихологию следует отличать от психопатологии. Последняя является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии – клинико-описательный.

Направления практической работы медицинского психолога:

- психодиагностика, в том числе судебно-психологическая экспертиза и экспертиза трудоспособности;

- психологическая помощь больным, их родственникам, а также людям с психологическими проблемами;

- консультирование медицинского персонала в целях повышения эффективности профессиональной деятельности и коммуникации с больными, предотвращения врачебных ошибок;

- психологическое просвещение, обучение методам саморегуляции и профилактики заболеваний.

Медицинские психологи работают в медицинских учреждениях, в психологических консультациях, в службах экстренной психологической помощи, в центрах здоровья, в реабилитационных центрах, в учреждениях судебной системы. В медицинских учреждениях работа психолога регламентируется Законом Республики Беларусь об оказании психологической помощи, инструкцией о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи, постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь об установлении норм времени на оказание психотерапевтической и психологической помощи в государственных организациях здравоохранения. В своей деятельности психологи должны руководствоваться этическими принципами, предписанными Законом о здравоохранении (конфиденциальность, добровольность оказания помощи, уважение к пациенту), а также нормами профессиональной этики.

К основным методам психологического исследования относятся наблюдение, клинико-психологический метод (сбор психологического анамнеза), метод анализа единичных случаев (кейс-метод) и экспериментально-психологические методы, которые условно можно разделить на две группы — опросники и проективные методики.

Метод наблюдения относится к наиболее ранним и фундаментальным методам психологического исследования; он заключается в профессиональной регистрации всех выявляемых во внешнем поведении испытуемого проявлений внутренней психологической структуры, а также в психологической квалификации этих проявлений. Основой материала для наблюдения является все многообразие сенсорной информации различных модальностей (зрительной, слуховой, тактильной и т. д.), получаемой от испытуемого.

Клинико-психологический метод исследования заключается в профессиональном психологическом опросе, беседе с больным, в ходе которой психолог может получить интересующую его информацию о психологических феноменах, имеющих значение для понимания соматической симптоматики паци­ента. Метод наблюдения и клинико-психологический метод исследования являются основными, базовыми методами при исследовании пациентов в тяжелом соматическом состоянии, когда проведение экспериментальных методик затруднено. Роль метода наблюдения возрастает при подозрении на симуляцию и диссимуляцию у пациента, при наличии языкового барьера между психологом и испытуемым, дефектах анализаторных систем испытуемого, в ситуациях экспресс-диагностики и в случае мутизма (отсутствия речи) у больного.

При использовании в ходе исследования экспериментально-психологических методик предполагаются достаточная степень мотивированности больного, определенная степень соматической и психической сохранности пациента, в том числе интеллектуальной сохранности, а также соблюдение ряда внешних ситуационных условий, таких как относительная изолированность, конфиденци­альность, неразглашение (без необходимости) результатов исследования посторонним лицам. При исследовании эмоций и особенностей личности пациента в клинике внутренних болезней предполагается использование двух основных групп методик — опросников и проективных методов.

Опросник представляет собой перечень вопросов об определенных позициях, установках, мнениях больного, о его соматическом и психологическом самочувствии. Предполагается, что, отвечая на каждый вопрос, пациент абсолютно искренен, объективен, способен адекватно оценить свое собственное состояние. Однако на практике это не всегда так.

Следующая группа методов экспериментального исследования личности и эмоциональной сферы больных с соматическими нарушениями в клинике внутренних болезней — это проективные методы, т. е. методы, основанные на феномене атрибутивной проекции — склонности приписывать окружающим свои собственные черты, проецировать вовне собственные проблемы, интерпретировать любые внешние события сквозь призму собственной индивидуально-психологической проблематики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: