Стратегический менеджмент: понятие, особенности, методология.
1. Понятие СМ
2. История возникновения СМ
3. Особенности стратегического менеджмента как науки и искусства
I. СМ – молодая наука, особенно для России (этап становления), постоянно появляются новые теории, идеи, трактовки, выходит множество учебников, статей.
Стратегический менеджмент область науки и практики управления, предназначение которого является обеспечение развития организации в быстроменяющихся условиях внешней среды.
Вопросы:
1) в каком положении предприятие находится в настоящее время
2) в каком положении оно хотело бы находиться через 3,5,10 лет.
3) каким способом можно достигнуть желаемого положения.
Ряд учебников – с т.зр. управленческого решения: комплекс стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, а также конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование организации на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр, корректировку общего направления развития.
Практически: за рубежом – теоретическое обоснование функционирования и развития корпораций и фирм, наработка практического опыта и совершенствование методов. (КОСТИН)
В России пользуются не в области менеджмента, в сфере ГМУ
II. История возникновения систем управления
Бюджетирование:
1. исторические условия: I половина ХХ века (до II мировой войны) – в эпоху формирования корпораций.
2. Сущность: руководители корпораций регулярно обсуждали и намечали планы развития своего бизнеса в связи с финансовой отчетность – составление финансовых смет, бюджетов по статьям расходов:
|
- по функциям (НИОКР, маркетинг, кап.строительство, производство
- по структурные хозяйственным единицам (СХП) – цехам, заводам и т.п.
3. Методология: Экстраполяция – прошлое повторяется, медленные реакции фирмы, цикличность процесса, контроль отклонений, стабильность.
Долгосрочное планирование:
1. Историч. условия: 50-е – начало 60-х гг. (период высоких темпов роста, особенно американских компаний, высокие темпы роста товарных рынков, предсказуемость тенденций развития национального хозяйства) – расширение горизонтов планирования и создания условий для долгосрочного планирования.
2. Сущность: составление прогноза продаж на несколько лет вперед. Главный показатель – прогноз сбыта, основа – экстраполяция продаж в предыдущие годы. На основании контрольных цифр, заданных в прогнозе продаж, определяются все функциональные планы (по производству, маркетингу, снабжению), которые объединялись в единый финансовый план корпорации.
В СССР – планирование от достигнутого, но главный ориентир – объемы производства, заданные сверху.
3. Методология: тенденции сохраняются (экстраполяция), цикличность развития, предвидение роста, основ возможностей.
Стратегическое планирование
С 1970-х.
1. Исторические условия и предпосылки: Изменение обстановки: нарастание кризисных явлений, усиление международной конкуренции, прогнозы расходятся с реальными цифрами, фирмы не выходят на запланированные рубежи. Т.О. параметры экономического развития становятся неопределенными, возрастает роль внешних факторов.
|
Сами по себе стратегические решения и выбор определенной стратегии не являются чем-то принципиально новым: испокон века хороший руководитель должен был мыслить и действовать в соответствии с изменениями окружающих условий, как бы предвосхищая грядущие опасности и возможности и своевременно проводя необходимые преобразования. Вместе с тем появление систематического стратегического менеджмента датируется лишь 1970 гг. нашего столетия и считается продуктом развития западной (американской в первую очередь) практики и теории управления крупными корпорациями.
Контекст и предпосылки были при этом примерно такими. С одной стороны, большинство традиционных (связанных с первоочередными потребностями) рынков достигло к тому времени фазы насыщения и перестало расти.
Ситуацию усугубило вторжение на эти рынки иностранных конкурентов (так, американские автомобильные компании испытали самый настоящий шок в связи с массовым появлением на внутреннем рынке США более компактных и экономичных японских и западногерманских автомобилей). Очевидно, что ситуация застоя и сдачи позиций не могла быть для крупного бизнеса нормальной.
В ответ на новые потребности появились первые практические системы стратегического планирования и управления, которые были созданы самими предприятиями (следует отметить особую роль компании General Electric).
2. Сущность: В стратегическом планировании стали анализировать внутренние возможности организации, ее специфику и внешние возможности. Цель: улучшение реакции организации на динамику рынка. Поведение конкурентов.
3. Методология: Предсказуемые тенденции новые явления, цикличность процесса, реакция на изменение стратегических факторов, появляется исследовательская составляющая.