СТРУКТУРА И ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ




Задание I*. Прочитайте аннотацию. Определите компози­ционные, логические и стилистические ошибки и отклонения.

Автор рассматривает сущность, типы, источники социаль­ной информации, требования, которые к ней предъявляют. Затем он рассматривает информационные системы: их цели и задачи, операции с информацией, предмет информационного труда и средства этого труда, его оценку и результат. Кроме того, он дает предложение - целевые программы: основы тео­рии, методика разработки и реализации.

Книга академика РАН В. Г. Афанасьева посвящена одной из самых актуальных проблем современности — информатике.

(Афанасьев В. Г. Социальная информация. М: Наука, 1994)

Задание 2. Просмотрите текст реферата, найдите клише, которые служат для организации текста данного вида (форму­лировка темы, описание основного содержания и др.). Подберите в таблицах 2—4 аналогичные конструкции, запишите их.

Задание 3. Письменно составьте аннотацию книги Л. И. Абалкина на основе данного реферата.

Задание 4. Напишите на основе этого реферата мини-рецен­зию, используя таблицы 2 (п. VIII), 5, 6 и справки 5 и 6.

РЕФЕРАТ

Абалкин Л. И. Поиск пути в меняющемся мире. — М.:

Изд-во Ин-та экономики, 1992. — 20 с.

 

Рассматривая перспективы развития России, автор связы­вает их в первую очередь не с личностью того или иного пра­вителя или команды спасителей, а с состоянием народного духа, его устремлениями, а также с готовностью и способнос­тью народа вырваться из исторического тупика, обрести новое качество жизни. Выход из кризиса немыслим без духовного обновления и обретения цели, которые могли бы сплотить об­щество, придать ему силы для одоления неизбежных труднос­тей и привести к возрождению величия России и жизненных сил ее народа. Необходимые условия для этого: переосмысле­ние сложившейся системы ценностей и стереотипов массово­го сознания, а также изменения в теоретических представле­ниях о путях общественного прогресса.

Отмечая трагичность нашей приверженности примитив­ным стереотипам массового сознания, в качестве наиболее характерны черты общественного сознания автор выделяет вульгарный социологизм, который состоит в прямолинейном выделении всего многообразия и противоречивости общественной жизни из характера социально-политической системы. Так, отвественность за отсталость России на разных этапах истории видится то в крепостничестве и самодержавии, то в социализме и пороках административно-командной системы. Автор призывает к осознанию того, что многие наши беды коренятся не только и пороках социальной системы, но в нас самих, в нашем укоренившсмся образе жизни и системе цснностей,. в отношснии друг к другу. Стремление возложигь всю отвественность на социальную систему сопровождается деструктивными тенденциями.

Среди стереотипов, отказ от которых жизненно необходим нашему обществу, - пренебрежение приоритетом естественного права над властью и законом. Что касается закона, то он никогда не стоял в российском сознании выше политической власти. Отсюда —-замена закона и права идеалами добродетели, справедливости и правды.

Идеалы уравнительности, отсутствие духа предпринимательства, надежды на помощь государства способствуют ори­ентации общества на распределение, а не на производство. Разрушенис примитивных стереотиов трсбует предварительного осознания исторической природы наших бед. Необходи­мо изменсние самого хода общественной мысли, прорыв к новой парадигме - системе теоретических представлений о характере и ведущих тенденциях социально-экономического прогресса.

По мнению автора, логика общественною прогресса приводит к изменению представлений о нем в духе линейности и жесткой детерминированности. Уровень и объем современных знаний позволяют утверждать, что логика развития не задана однозначно. Признание многовариантности общественного развития приводит к изживанию "идеальных" схем общест­венного устройства в пользу альтернативности, в том числе разнообразия присущих ему направлений и форм, не ранжи­руемых по принципу "хуже-лучше", не поглощающих друт друга, а существующих одновременно и бесконечно на основе взаимообогащения.

Среди факторов, обусловливающих многообразие форм и направлений общественного прогресса, особую роль автор отводит типу цивилизации, под которым понимает совокупность социокультурных слагаемых (наука, религия, искусство; поли­тическое, гражданское, экономическое и общественное разви­тие, взятые в совокупности). "Цивилизационный" подход, ис­ключающий выстраивание типов цивилизации по принципу "выше - ниже", не исключает других подходов. Он, однако, есть важное и непременное условие познания и объяснения многомерного процесса развития общества, где многовариант­ность и альтернативность создают принципиально важную си­туацию выбора. Такой подход требует качественного переос­мысления роли и ответственности науки, господствующих стереотипов общественного сознания, его консервативных и инновационных составляющих.

Отмечая тенденцию современного мира к целостности и неделимости при растущем его многообразии, автор выделяет некие общие глобальные тенденции в его развитии. Это маги­стральное русло человеческой цивилизации, по его мнению, достаточно широко, чтобы сохранять свободу выбора, и доста­точно "демократично", чтобы взаимопроникновение цивили­заций не вело к утрате самобытности культур, народов, лич­ностей.

Автор видит своеобразие современной эпохи в движении к историческому синтезу, в освоении гигантского наследия про­шлого, постепенное накопление опыта которого создает куму­лятивный эффект общественного прогресса. Движение к историческому синтезу означает преодоление однобокости подходов и оценок, отказ от максимализма и нетерпимости, основанных на абсолютизации важной, но лишь одной из сто­рон накопленного опыта. Высший исторический синтез бази­руется на единстве и взаимопроникновении общечеловеческих ценностей, сложившихся социальных систем и социокультур­ных типов.

Глобальной тенденцией общественного прогресса стано­вится повсеместно намечающееся движение к смешанному обществу, которое может быть охарактеризовано как "целост­ное, одновременно устойчивое и подвижное образование" в силу сбалансированности структур, их способности к поддер­жанию динамичного равновесия. Формирование такого обще­ства - дело будущего, но движение к нему, по мнению Л. Абалкина, носит глобальный характер и совпадает во многом с переходом к качественно новой общечеловеческой суперцивилизации. Отмечая, что перемены такого масштаба в развитии человечества — большая редкость, автор высказывает предположение, что нынешние процессы уникальны.

Одним из важнейших устоев смешанною общества является многообразие типов и форм собственности, их равноправие и свободное соревнование, в взаимодополнение государственного регулирования и свободного рынка, ему присущи развитые институты гражданского общества и особая конфигурация политической власти. Сегодня история снимает противопоставление частной и общественной собственности, планового ре­гулирования и свободного рынка. Смешанное обшество, по природе своей многовариантное и многоликое, открыто для выбора конкретных моделей и учета всей совокупности исто­рических традиций, национальных особенностей и других социокультурных факторов.

Обращаясь к условиям возрождения России, автор подчеркивает что для этого нужны "великая цель и возвышающая идея, способные обьединить народ, позволить перемочь пред-стояшие испытания". Такова логика здравого и исторического смысла и основной вывод теории успеха, осуществляющий сравнительный анализ успехов стран, добивавшихся в своем прорыве "чуда". Отмечая, что идеалы возрождения, потребность в которых особенно велика в "смугное врсмя", не со­здаются в научные кабинетах и правительственных канцеля­риях, автор предвидит их выход "из трудно поддающихся анализу глубин народных исканий и надежд". Именно в отсутсвии возвышснного идсала, глубоко проникающего и душу замысла обновления и возрождения, Л. Абалкин видит сегод­ня причину наших неудач.

Рождение национального или, более применительно к Рос­сии. государственною идеала - сложный, мучительный и дол­гий процесс, но только он, по мнению автора, ведет к возрож­дению величия и славы, способен пробудить, творческие силы народа и объединить его. Об 'этом свидетельствует вся трагическая история России. Путь к обретению национальной идеи лежит через отказ от противостояния политических экстресмистов, через отказ от шовинизма, восстановленис чувства на­циональной гордости. в том числе и за свое прошлое. Великая национальная идея имеет шанс на успех, если она длительное время укореняется и пестуется в душе народа. Она несовмес­тима с политикой временщиков.

Автор признает, что не имеет готового ответа на вопрос, как, это всё сделать, но верит и знает, опираясь на выводы науки и осмысление российского опыта, что иного пути к возрождению России как великой державы нет. Он убежден, что иностранная помощь не может решить внутренние проблемы страны и что путь к своему возрождению Россия долж­на пройти сама, имея для этого все необходимое в виде при­родных богатств, экономического и научно-технического потенциала. Недостает лишь разума и согласия, добавляет Л. Абалкин.

Касаясь притока иностранного капитала в Россию, автор видит необходимость в развитии отношений взаимного дове­рия, основывающегося на огромных возможностях и ресурсах России, с одной стороны, и заинтересованности в доступе к ним — с другой.

Для России не подходят программы экономической стаби­лизации и выхода из кризиса, разработанные по типовым ме­тодикам и стандартным образцам: слишком нестандартны сам объект и ситуация. Любая программа, не учитывающая исто­рического своеобразия страны и ее социокультурных особен­ностей, неизбежно окажется бесплодной и нереализуемой.

Задание 5*. В данный фрагмент включите цитату как само­стоятельное предложение. Сократите текст цитаты.

Но самая, пожалуй, важная причина интереса Бердяева - в том, что Леонтьеву было свойственно особенно обостренное чувство истории.

Цитата: "Чуткость и прозорливость К. Н. Леонтьева, особенно в последние годы, изумительны. Он острее и глубже всех понимал и характер русского народа, и процессы, совершающиеся в России. Он, по существу, оказался более прав, чем все славяно­филы и западники, чем Достоевский и Соловьев. У него было катастрофическое чувство наступления новой эпохи".

Задание б*. Включите цитату в авторское предложение после подчинительного союза (что).

Эти мысли развиваются К. Леонтьевым и во многих его печатных трудах. Не случайно он утверждает...

Цитата: "Высшая эстетика есть в то же самое время и самая высшая социальная и политическая практика".

Задание 7*. Используйте цитату после двоеточия. К этой позиции был близок и А. Н. Бенуа. В статье "Худо­жественные ереси" он писал:

Цитата: «Красота есть последняя путеводная звез­да в тех сумерках, в которых пребывает душа совре­менного человечества. Расшатаны религии, фило­софские системы разбиваются друг о друга, и в этом чудовищном смятении у нас остаётся один абсолют, одно откровение- это красота. Красота намекает на какие-то связи "всего со всем".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: