Фразеологические средства русского языка. Возможности их использования в речи




Задание I*. Раскройте скобки, выберите правильный вари­ант фразеологического оборота.

1. Нужно (воздать дань — воздать должное) этой жемчужи­не среди славянских

библиотек.

2. С началом побед на фронтах люди (распрямились ду­хом - воспряли духом).

3. Прекрасный артист, он (задавал высокий критерий - за­давал высокий тон)

спектаклю.

4. Игроки (души не чают — душу на чают) в своем тренере.

 

Задание II*. Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний. Предложите два варианта их ис­правления.

1. С первых дней своего существования газета на своих страницах уделяет много

места жизни столицы.

2. На соревнованиях по городкам вторую премию заняли мастера с завода

"Электросталь".

3. Отсутствие агитации возымело некоторое влияние на военнослужащих.

4. Подсознание имеет большую роль в жизни человека.

 

Задание III*. Замените выделенные слова фразеологическими выражениями.

1. Лаборант работает у нас совсем недавно.

2. Работа сделана наспех, кое-как.

3. Откровенно говоря, ваша идея нам не подходит.

4. Мы долго думали, как выйти из трудного положения.

 

Задание IV*. Прочитайте пословицы и поговорки разных на­родов. Приведите аналогичные им русские.

1. Для хорошего риса и воды надо много (тур.).

2. Нельзя служить двум господам сразу (нем.).

3. Когда свинья в желтых шлепанцах на грушу вскарабка­ется (болг.).

Задание V*. Вспомните пословицы и поговорки, в которых отражена тема дружбы.

Задание VI*. Назовите авторов крылатых выражений:

1. Пошла писать губерния.

2. Человек с большой буквы.

3. Ox, тяжела ты, шапка Мономаха.

4. Вертеться как белка в колесе.

 

ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ

Задание I*. Выберите и подчеркните правильный вариант.

Правая бакенбарда — правый бакенбард, болезненный за­усенец - болезненная заусеница, стальная рельса - стальной рельс, новая туфля — новый туфель, серая мышь — серый мышь, яблочный шампунь — яблочная шампунь, скороспелая картофель - скороспелый картофель, кожаный тапок - кожа­ная тапка.

Задание 2*. Допишите недостающие окончания, согласуйте определения и сказуемые с подчеркнутыми словами.

1. Актер снял круглые очки и надел небольш... пенсне в золотой оправе.

2. Цены на колумбийск... кофе понизились.

3. Дети сели в сани, и пони побежал... по снежному кругу.

4. Перед путешественниками открыл...сь знаменит... Миссисипи.

5. "Тайме" опубликовал... очень интересную статью.

6. Сочи расположен... на побережье Черного моря, южнее его нахо­дится солнечн...

Сухуми.

7. Меня познакомили с молод... кру­пье.

8. На мо... визави было великолепное платье.

Задание З*. Выберите из данных в скобках нужную форму и запишите получившиеся словосочетания.

1. ЛДПР (выступил — выступила). 2. ПМБ (закрыт - за­крыта - закрыто). 3. (Наше - наша) ПВО. 4. СКВ (принима­лась — принималось — принимался). 5. (Обновленный — об­новленная) МКАД. 6. ФИДЕ (объявил — объявила).

Задание 4*. Подчеркните слова, которые нежелательны для употребления в случаях официального общения: секретарша, ткачиха, сиделка, врачиха, доярка, сотрудница, директриса, адвокатша, лаборантка, генеральша, учительница, маши­нистка.

Задание 5*. Раскройте скобки, выберите нужный в данном контексте вариант.

1. Необходимо устранить все (тормозы - тормоза), мешаю­щие экономическому развитию предприятия. 2. На постоян­ную работу требуются квалифицированные (токари - токаря) и (слесари — слесаря) — инструментальщики. 3. Автор создал запоминающиеся литературные (образы — образа) своих со­временников. 4. У милицейского поста проверяли (пропус­ки - пропуска). 5. На встрече были подписаны важные (договоры — договора). 6. На стене висели (образы — образа). 7. Хозяйка достала из печи душистые (хлебы - хлеба).

Задание б*. Из данных слов выберите те, с которыми нельзя или нежелательно употребить собирательные числительные. За­пишите их с количественным числительным "три ".

Очки, студент, маршал, мы (нас), профессор, ворота, сту­дентка, сирота, город, деревня, знакомый, волк.

Задание 7*. Раскройте скобки. Прочитайте предложения, употребляя количественно-именные сочетания в нужной форме.

1. Вес некоторых грибов достигает (полтора) (килограмм). 2. Объем производства снизился в 5,1 (раз). 3. Библиотека ежемесячно пополняется 300 - 400 (книга). 4. Вес третьего ис­кусственного спутника Земли был равен 1327 (килограмм). 5. Разность между 87 и 58 составляет 29. 6. Держите сосуд (оба - обе) (рука). 7. На (оба - обе) (берег) реки расположи­лась живописная деревушка. 8. Город находится в (полторас­та) (километр) отсюда.

Задание 8*. Откройте скобки, составьте и запишите слово­сочетания с данными однородными членами.

1. Познакомить, обобщить и распространить (передовой опыт). 2. Объединение и руководство (коллективные усилия). 3. Уход, выращивание и уборка (урожай). 4. Влиять и вести за собой (молодежь). 5. Уход, эксплуатация, регулировка и ре­монт (оборудование). 6. Повторять, напоминать (условия игры).

Задание 9*. Отредактируйте данные предложения, устранив нанизывание падежей, затрудняющее понимание.

1. Автор не согласился с оценкой критики своего романа. 2. В целях дальнейшего повышения квалификации преподава­телей школы регулярно проводятся семинары. 3. Кинофильм был отмечен прессой восторженными отзывами. 4. Нельзя было ограничиваться принятыми комиссией решениями. 5. Повесть — итог сложных поисков автора своей творческой манеры. 6. В связи с вопросом необходимости увеличения производительности труда данного предприятия были намече­ны специальные мероприятия. 7. Речь идет о понимании сис­темы демократии автора и ее догматизации политиков.

Задание 10*. Откройте скобки, составьте и запишите сло­восочетания с данными словами.

1) Восторгаться, преклоняться, удивляться (его смелость);

2) усваивать, овладевать (язык); 3) уделять внимание, обра­щать внимание (физическое воспитание); 4) опираться, осно­вываться, базироваться (новые изыскания); 5) поддержать уве­ренность, поддержать веру (благополучный исход операции);

6) препятствовать, предотвращать (получение незаконных до­ходов).

Задание 11*. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужной форме. Используйте, где это необходимо, пред­логи.

1. Согласно (техническое задание) конструкция должна быть выполнена из металла. 2. Необходимо сделать упор (про­блемы) адаптации системы управления (рыночные преобразо­вания). 3. Его можно назвать (хороший хозяйственник), но можно назвать и (талантливый предприниматель). 4. Благода­ря (проведенные преобразования) предприятие перестало быть убыточным. 5. Вопреки (постановление) префект администра­тивного округа не получил необходимых полномочий. 6. По­ложение предусматривает оценку вклада каждого участника (конечный результат). 7. Появляется возможность ориентации модели (рыночная экономика). 8. Еще раз повторяю (своя просьба).

 

Задание 12*. Устраните ошибки в употреблении деепричаст­ных оборотов.

1. Сыграв роль сильной женщины, актрисе стали предла­гать аналогичные роли. 2. Поняв свою беспомощность, ему стало страшно. 3. Написав диссертацию, работа будет допуще­на к защите. 4. Имея право выбирать своего руководителя, судьба коллектива во многом зависела от самих людей. 5. Прочитав внимательно произведение, каждому станет понятна его основная мысль. 6. Вернувшись в родные края, их жизнь будет в безопасности.

 

 

ПИСЬМЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ТЕКСТ:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: