Уроки 85–86.
Тема урока: ЗНАКОМСТВО С НАЗВАНИЕМ РАЗДЕЛА. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛА. Д.Н. МАМИН - СИБИРЯК «ПРИЁМЫШ». АНАЛИЗ ЗАГОЛОВКА
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: познакомить с творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка, его произведением «Приемыш»; способствовать формированию навыков связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию мыслительной деятельности, правильной речи, логического и творческого мышления | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятсяс произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»; научатся: читать вслух бегло, осознанно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения | Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Коммуникативные: формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции | Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно - выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают стихотворение наизусть на оценку | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Д. Н. Мамина-Сибиряка | Обсуждают тему урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. План работы на уроке Прочитав произведение: – познакомиться с героями; – определить, кто такой приемыш; – охарактеризовать главных героев; – выяснить главную мысль; – высказать свое отношение | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора | Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. – Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г. в заводском поселке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия – Мамин. В 1866 г. был определен в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешел на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни – в Петербурге и Царском Селе. Мамин-Сибиряк внес значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты – мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет Д. Н. Мамина-Сибиряка. Задают вопросы о его творчестве | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произ-ведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Подберите синонимы к словам «отчаянный», «гордый». – Подберите антонимы к словам «оригинальный», «особенный». Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. – Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните. – Какое впечатление произвел на вас старый Тарас? – Почему старик взял лебедя к себе? – Почему он не подрезал приемышу крылья? – Как рассказывает писатель о дружбе собаки и лебедя? Прочитайте. – Как вы думаете, останется Приемыш с Тарасом или все-таки улетит? Почему так считаете? – Что вы можете сказать об охотниках? | Работают с толковым словарем. Сайма – рыбацкая стоянка. Доспехи – 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение. Протока –1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал. Муштровать – обучать, подвергать муштре. Муштра – суровая система воспитания, обучения. Церемония – торжественный обряд, порядок совершения чего-то. Заводь – небольшой залив в реке или озере с замедленным течением. Бобылем – в одиночестве. Увечить – физически расправляться, калечить. Хиреет – болеет, чахнет. Божья тварь – все живое, созданное Богом. – Отчаянный – безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий. – Гордый – 1) горделивый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный. – Оригинальный – банальный – Особенный – обыкновенный. Прослушивают текст. Определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – С чего начинается рассказ? – Что вы узнали о Собольке? – Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется? – Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как Тарас относился к приемышу? – Почему старик назвал лебедя особенной птицей? Каким был Приемыш? – Какие отношения сложились между Тарасом, Собольком и лебедем? – Что почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел? Почему он отпустил лебедя? – Что было правильнее: а) поступить так, как это сделал Тарас; б) подрезать лебедю крылья и сделать его ручным; в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к прилетевшей стае лебедей? – К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку. Проводит графический диктант. – Если высказывание верно, то поставьте знак «+». Если высказывание неверно, то знак «–» | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
Заполняют таблицу.
Работают в парах. Выполняют графический
| Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание | Объясняетдомашнее задание. Подготовить выразительное чтение произведения, пересказ понравившегося отрывка | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – У вас на парте лежат бумажные лебеди: белые и черные. Если вам понравился урок, вы достигли цели, поставленной в его начале, «пустите плавать на озеро белого лебедя» | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Продолжают фразы: – Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства… – Рассказ помог понять… – Для меня было сложным… – Мне понравилось … | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |