Зарождение театров-студий




Введение

Театры-студии, у истоков которых стояли К. С. Станиславский и его ученики Е. Б. Вахтангов, М. А. Чехов, Вс. Э. Мейерхольд сыграли важную роль в развитии русского театра. Саратов также отметился, как город, где во время третьего периода студийного движения (80-90-е годы) появились театры-студии. В настоящее среди них выделяется театр-студия при театре «Балаганчикъ». Творческие принципы Е. Б. Вахтангова с успехом воплощают в жизнь режиссер и актеры данного театра-студии. Педагогический опыт Е. Б. Вахтангова, сформулированные им принципы организации и существования студии, рождения из студии театра, принципы воспитания и обучения актера как никогда современны сегодня. Данная статья посвящена применению творческих принципов Е. Б. Вахтангова в театре-студии при саратовском театре «Балаганчикъ».

В выводах отмечается, что принципы мастера, его подходы к постановке спектакля, работе над пьесой становятся незаменимыми для современного художника, стремящегося не просто к отражению действительности, но к ее познанию и преображению через творчество. Творческие принципы Е. Б. Вахтангова с успехом реализуются в творческой деятельности театра-студии при саратовском театре «Балаганчикъ». Ключевые слова: Е.Б. Вахтангов; творческие принципы; театр-студия; театр «Балаганчикъ».

Сегодня, когда открывают не только театральные классы в школах и специализированных учебных заведениях, но и театральные студии; когда режиссеры, только начинающие свою карьеру, грезят о создании театра из студии, а известные профессиональные театры возлагают не студии большие надежды на обновление; настала необходимость вернуться и вновь Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), переосмыслить сущность, принципы студийности, проанализировать ее действеннность в современном театре. «Студио», в переводе с латинского, означает «усердно работать». Театр-студия есть первооснова театра, базис профессионального и человеческого развития молодого актера. Театральная студия – творческая мастерская, клуб практических исследователей и экспериментаторов в области

театрального искусства; сообщество единомышленников, объединенных вокруг своего творческого вдохновителя, лидера, учителя. В истории театра они составляли триединство: школа - студия - театр. Театры-студии сыграли важную роль в развитии русского театра.


 

Зарождение театров-студий

Зарождение театров-студий в России приходится на 10-20-е годы XX века. К. С. Станиславский и его единомышленники создавали Первую Студию МХТ как лабораторию для разработки принципиально новой актерской школы. На базе этой театральной студии в 1924 году был организован МХАТ 2-й. Знаменитые ученики К. С. Станиславского: Е. Б. Вахтангов, М. А. Чехов, В. Э. Мейерхольд - талантливые новаторы, достойные преемники развития его дела. Каждый из них стал основоположником своей театральной студии, школы и нового направления в театральном творчестве. Новые всплески студийного движения в 60-е и 80–90-е годы возникли как оппозиция существующему идеологизированному театру. Это были мобильные коллективы единомышленников, которые находились в поисках внутренней свободы, а театр воспринимали как духовное моделирование мира. Со временем некоторые театры-студии оформились в самостоятельные театры. Среди них – «Современник», «Табакерка», «На досках», «На Юго-Западе», «У Никитских ворот» и другие.

В 80–90-е годы в Саратове также возникает множество театральных студий различных стилей и направлений: «Бис», театр пластической драмы, АТХ, театр магии и фокусов «Самокат», «Балаганчикъ», «Версия», которые впоследствии переросли в профессиональные театры. Студийные законы, предложенные К. С. Станиславским и Е. Б. Вахтанговым, в действительности вступают в противоречие с современными реалиями. Бескорыстие и высокая нравственность, предложенные мэтрами театра, никак не сочетаются с нынешными экономическими проблемами, которые заставляют современный театр «выживать» в рыночных условиях. Но студийное движение в России всегда оказывалось на пике в неподходящие кризисные моменты истории. Возможно, именно студийность поможет современному театру найти новые горизонты, обратившись к своим истокам. Вернуться к формам организации студий поры расцвета считаем нецелесообразным, но проникнуться сутью и духом этого явления, использовать его потенциал нам представляется возможным, отчасти необходимым.

Интерес к наследию Е. Б. Вахтангова и созданной им вахтанговской школы, которая отмечает в этом году свой столетний юбилей, оказывается в центре внимания приверженцев разных сценических традиций и направлений. К сожалению, мастер не оставил теоретических работ об организации студии, о своих эстетических и педагогических принципах, он не успел этого сделать. Дневники, записные тетради, письма, отдельные статьи в 1939 годы были собраны его учениками в сборник «Вахтангов. Записки. Письма. Статьи» дополненный и переработанный в 1959 и затем в 1984 году.

Однако вахтанговские документы были подвергнуты жесткой идеологической цензуре, из текстов исключалось то, что могло затруднить канонизацию Е. Б. Вахтангова как одного из основоположников советского театра. Только в 2011 году его творческое наследие впервые было издано без купюр. Творческие принципы Е. Б. Вахтангова окончательно доработал Б. Е. Захава - ученик, верный помощник и последователь режиссера в своем фундаментальном труде «Мастерство актера и режиссера». Кроме того, он оставил воспоминания о жизни Мансуровской студии, которые по сегодняшний день являются незаменимым источником для исследователей педагогической деятельности великого учителя и режиссера. Из теоретических работ по творчеству Е. Б. Вахтангова следует отметить биографические монографии Н.Г. Зографа, Х. Н. Херсонского, Р. Симонова, Ю. А. Смирнова-Несвицкого, О. К. Иванова, К. Е. Кривицкого, немногочисленные статьи об эстетических воззрениях Е. Б. Вахтангова в трудах П. А. Маркова, Г. Товстоногова. Интерес представляют также учебно-методические пособия и учебники педагогов ВТУ им. Б. Щукина – Л. М. Шихматова, Львовой, Ю. А. Стромова, А. Г. Бурова, П. Е. Любимцева, О. В. Силаевой, Н. А. Зверевой, А. М. Поламишева, А. Л. Дубровской, которые продолжают традиции вахтанговской театральной педагогики сегодня.

Из работ, касающихся студийного театрального движения в России, до сих пор преобладают материалы мемуарного характера самих участников процесса – книги Л. А. Сулержицкого, К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко, М. А. Чехова, Вс. Э. Мейерхольда, З. Я. Корогодского, М. О. Розовского, О. Я. Ремез, О. П. Табакова. Первая волна студийного движения прослеживается в фундаментальном труде П. А. Маркова, работах К. Л. Рудницкого. В 1980-е годы появляются работы М. Л. Князевой, Г. Вирен, В. Климова, Л. П. Солнцевой о студийном движении 80–90-х годов. Только в последнее десятилетие появляются первые попытки систематизировать и обобщить студийный опыт в целом: статьи М. В. Жабровец, А. Ю. Титова, отчасти монографии В. А. Тришина, М. А. Голодова. Что касается саратовских театров и театр–студий, то их творческая жизнь еще менее изучены: книги по истории Саратовских театров и монография В. А. Дьяконова подробно и обстоятельно повествуют об уже существующих профессиональных театрах.

«Балаганчикъ»

Театр-студия «Балаганчикъ» появился в городе Саратове в 1989 году. Руководителями студии стали актриса Елена Смирнова и выпускник физического факультета Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, музыкант и композитор Игорь Гладырев. К ним присоединились певица Наталья Ромашко, актриса Ирина Короткова, актер, гитарист Сергей Шанин, актриса, музыкант Елена Старовойт, актер, гитарист Владимир Федотов, художник Роман Мерцлин, гитарист Леонид Байтман, поэт Евгений Малякин.

Существует множество версий происхождения названия театра. Актриса и режиссер Е. Смирнова: «Блок – наиболее заманчивый автор в плане жанра, избранного нашим театром. Мы ставили его пьесу "Балаганчикъ" еще когда были студентами театрального факультета. Это была детская наивная попытка разгадать тайну блоковского слова. И эта нереализованная мечта – в названии театра». Театр сразу заговорил со зрителем на своем специфическом языке. С блоковско-мейерхольдовским «Балаганчиком» студию роднила высокая литературная основа и условная актерская манера исполнения. Из интервью И. Гладырева: «В 80-е годы произошел кризис традиционного советского театра, который заставил обратиться к поиску новых форм, жанров, направлений. В Саратове возникает театр пластической драмы, театр АТХ, театр магии и фокусов «Самокат» и др. Мы пошли радикальнее всех, поскольку решили объединить все, что до нас придумали, разные виды искусства, разные стихи, разные жанры внутри одного действа. Причем, мы стремились создать симбиоз на максимально равноправных началах, где нет доминирующего вида искусств». Основная установка театра-студии – творческий поиск, эксперимент, сотворчество всего коллектива. Примечательно, что все сценарии своих постановок придуманы самими артистами «Балаганчика».

Материалом для творческих экспериментов «Балаганчика» послужила поэзия И. Бродского, А. Галича, М. Цветаевой, Ф. Г. Лорки, С. Черного, Р. Бернса. Театр-студия обращается и к творчеству современных саратовских поэтов: С. Рыженков, Е. Малякин, О. Рогов, С. Покровская, И. Сорокин, И. Преображенский и др. С самого момента своего основания коллектив активно работает для детской аудитории: спектакли «Жила-была Деревенька», «Кузьминки по старинке», «Святки», «Широкая Масленица», «От Рождества до Пасхи», «Семик–Троица» сложились в цикл «Жизнь ребенка в русском фольклоре» (режиссер Е. Смирнова).


Заключение

Таким образом, творческие принципы Е. Б. Вахтангова с успехом реализуются в деятельности театра-студии при саратовском театре «Балаганчикъ». При создании студийного коллектива художественный руководитель студии М. М. Музалевский и актеры «Балаганчика» сознательно опирались на обоснованную Е. Б. Вахтанговым систему: школа-студия-театр.

Актеры-педагоги студии брали на себя ответственность обучать воспитанников по разным профессиональным дисциплинам, студийцы на практике познавали театральное производство, участвуя в спектаклях «Балаганчика», в самой студии осуществлялись творческие поиски и эксперименты. Сплочению коллектива единомышленников способствовала сверхзадача студии, студийная атмосфера творчества, праздника и труда, самоуправление и демократизм, строгое соблюдение дисциплины. Основная педагогическая задача: раскрытие индивидуальности ученика и его способности к самостоятельному творчеству осуществлялась через формирование мировоззрения, художественного вкуса, нравственное и трудовое воспитание, поэтапный процесс обучения, принцип «все работают со всеми», применение методики вахтанговской школы в работе над образом. Воспитание и обучение осуществлялось через игру, ведущий способ – импровизация. Современное обращение к творческому опыту Е. Б. Вахтангова способствует не только плодотворной творческой деятельности студии, но и ее долголетию.

 

 


 

Список литературы

1. Вахтангов. Записки. Письма. Статьи: Сборник / Сост. и комм. Н.М.

Вахтанговой, Л.Д. Вендеровской, Б.Е. Захавы. M.-Л: Искусство, 1939. 360 с.

2. Дубровская A.JI. Принципы и методы профессиональной подготовки

актеров в вахтанговской театральной школе. М.: Театральный институт им. Б.В.

Щукина, 2009. 36 с.

3. Дьяконов В.А. Театральное отражение эпох. Саратовские театры XX

столетия. Саратов: Приволжское книжное издательство, 2001. 384 с.

4. Евгений Вахтангов: Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред. сост. В.В.

Иванов. М.: Индрик, 2011. Т.1. 519 с., Т.2. 686 с.

5. Евгений Вахтангов. Материалы и статьи. М.: ВТО, 1959. 460 с.

6. Евгений Вахтангов. Сборник / Сост., ред., авт. коммент. Л.Д.

Вендровская, Г.П. Каптерева. М.: Всероссийское театральное общество, 1984.

583с.

7. Захава Б.Е. Вахтангов и его студия. Л.: ACADEMIA, 1927. 155 с.

8. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.: ГИТИС, 2008. 430 с.

Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).

9. Лапшина О.В. Изучение М.И. Цветаевой в школе: проблемы

театральной интерпретации творчества // Культура и речь Саратовского края:

Сборник статей и методических материалов / Под ред. А.А. Демченко и О.И.

Дмитриевой. Саратов: ИЦ «Наука», 2012. Вып. 3. С. 94-100.

10.Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. 922 с.

11.Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. 357 с.

12.Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению. М.:

Просвещение, 1980. 78 с.

13.Тарасова Н. В ролях: юность и призвание // Саратовские вести. №42

(4180). 28 марта 2009 г.

14.Театр драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: