Издательский лицензионный договор




Подэтап «ведение проекта до контракта»

Итак, для подэтапа «ведение проекта до контракта» мы должны сформулировать для себя ответ на главный вопрос: будет ли издание успешным? Значит, ответить на вопрос, хороша ли тема будущего издания.

В чем актуальность будущего издания, т.е. каково место среди подобных публикаций.

Какова целесообразность публикации (соответствует ли форма выбранная автором теме и читателю – книга, брошюра, статья?) Каков масштаб проблемы?

Возможности издания (сроки, финансовые возможности, квалификация персонала, технологические возможности).

Возможности автора (его квалификация).

Не все издательства – особенно небольшие – используют формальные процедуры утверждения издания перед подписанием контракта. Однако специализированные издательства обязательно используют форму утверждения заявки. Также дополнительно требуется детальная калькуляция себестоимости.

Важная ли письменная заявка? Конечно. Выстраивание набора аргументов в пользу публикации книги представляет, по сути, первую реальную попытку маркетинга.

Ø Какие характеристики книги позволят ей выделиться среди конкурентов

Ø В чем уникальность автора

Ø Соответствует публикация издательским планам.

Отвечая на эти вопросы, вы составляете список коммерческих аргументов. Если вы такого списка составить не можете, задайте себе вопрос, а стоит ли книгу публиковать.

Если речь идет о специализированном издании, надо составить для рецензентов (консультантов) вопросник. Это облегчит их работу, а главное, позволит вам найти необходимые аргументы.

Примерный контрольный вопросник следующий.

? Какова читательская аудитория

? Имеются ли надежные свидетельства (объемы продаж!) успеха книг этого типа

? Требованиям какого учебного курса отвечает

? На соответствующем ли уровне будет написана

? Будет обязательным или дополнительным чтением

? Есть ли явные пробелы в содержании

? Необходимо ли получить пробные главы

? Соответствует ли предполагаемый вид книги (дизайн) представлениям читателя об этом виде литературы

? Является ли цена книги важным фактором (по разному)

? Какие каналы целевая аудитория использует для приобретения таких книг (магазины, Интернет, библиотеки)

? При адресном маркетинге необходим список адресов

? Возможны ли специальные продажи

Здесь необходимо ориентироваться на план-проспект, представленный автором. Синопсис может быть:

· простым, где намечены лишь основные направления разработки темы,

· развернутым, для которого характерно последовательное изложение не только самых главных, но и частных вопросов,

· развернутым с тезисами – краткими формулировками основных положений,

· особые условия для энциклопедий – словник, для хрестоматий, антологий и т.д. – принцип отбора произведений.

После того, как вы убедитесь, что книгу стоит рекомендовать, необходимо составить калькуляцию. Чаще всего это происходит либо сразу в программе (заполняются ячейки), либо необходимо дать заявку на составление калькуляции в экономический отдел.

Основные элементы

1) Расходы на предпечатную подготовку (редактирование, корректура, верстка, дизайн)

2) Полиграфическое исполнение

3) Накладные расходы (обычно в процентах к сумме производственных)

4) Расходы на рекламу и продвижение (либо отдельный бюджет, либо как процент от производственных расходов)

5) Тираж – для определения себестоимости 1 экземпляра

6) Определение предварительной отпускной цены (вопрос – реальна ли такая цена, т.е. купят ли по такой цене)

7) Определение рентабельности и прибыли от проекта

Важно при расчете доходов учесть и прогнозируемые продажи (сколько штук в месяц, следовательно, за сколько продадим тираж), и также целевые продажи (через книжные клубы, адресную рассылку, любые прямые продажи). Необходимо учесть и доходы от продажи производных прав (особенно за рубеж и, например, продажа электронных прав).

При расчете важнейшим показателем является объем произведения. Объем всегда необходимо с автором тщательно согласовывать. Не жалейте времени на переговоры по объему. Экономическая составляющая – часто основа успешной продажи. Сталкиваться с несоблюдением договорного объема вы будете часто. И нет однозначного ответа, что хуже – больший объем или меньший. Небольшая книга не всегда экономически целесообразна, т.е. ее трудно продать по большой цене. Превышение объема всегда влечет увеличение производственных расходов, удорожание одного экземпляра. И здесь необходимо сказать помнить, что никогда нельзя печатать больший тираж, чтобы компенсировать увеличение себестоимости. Это гигантский риск, нераспроданные экземпляры заполнят полки магазинов. Именно поэтому во большинстве издательств отдел маркетинга определяет максимальную отпускную цену издания, именно в нее надо списаться, чтобы издание утвердили.

Еще одним важнейшим фактором, над которым надо работать до заключения контракта – с рок сдачи рукописи. Нарушение сроков сдачи вносит гораздо большие проблемы в работу издательства, чем превышение объема. Превышение объема в авторских листах возможно компенсировать в верстке, за счет изменения кегля, интерлиньяжа модно выйти на запланированный объем в физических листах. А так как авторы получают авторское вознаграждение чаще не за авторский лист, а как процент от отпускной цены книги, расходы на работу редактора не так уж влияют на себестоимость. Нарушение же сроков влечет сбой всей производственной программы. Объясните автору, что издательская программа – это не просто график выпуска книг, это часть финансового плана издательства. Автор должен понимать, что успех книги во многом зависит от стабильного финансового положения издательства. Автор должен почувствовать, что работает в команде.

Необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Автор предлагает нереалистичные сроки. Особенно, когда авторов не один, а коллектив. Всегда будут два человека, которые не успеют.

Автор может забыть о других своих планах (новый курс в университете, еще одна книга и т.д.). Узнайте у автора о его планах (т.е. дружите с ним).

Может возникнуть форс-мажор (личные обстоятельства). Постарайтесь лучше узнать автора как человека (семья, здоровье). Надо быть готовым.

Если это первая книга, убедитесь, насколько автор понимает, что ему нужно сделать. Поинтересуйтесь, когда автор собирается приступить непосредственно к написанию.

Какое бы решение об объеме книги и сроках сдачи небыло принято, редактор должен четко дать понять автору, что ни один из этих параметров не должен изменяться.

После предварительных переговоров и процедур можно приступить к заключению авторского договора.

Здесь необходимо соблюдение двух правил.

1. Редактор должен проверить и перепроверить каждое положение договора до подписания. Все могут ошибаться (опечатки, старые данные и т.д.).

2. Не рассчитывайте, что автор внимательно прочел все положения договора. Обычно обращают внимание на объем, сроки представления, гонорар. Обратите внимание автора на наиболее важные положения договора.

Издательский лицензионный договор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: