О способе установления обязательных требований к строительной продукции




Пояснительная записка

к проекту Технического регламента о безопасности строительной продукции

(ТР СП)

 

О целесообразности разработки ТР СП

В настоящее время продукция промышленности строительных материалов с точки зрения стандартизации не имеет системного регулирования. Производство строительных материалов осуществляется, в большинстве случаев, в соответствии с техническими условиями изготовителя (далее – ТУ). Содержание таких ТУ в большинстве случаев не публикуется и не известно участникам рынка. Сертификация также осуществляется изготовителем в добровольном порядке на соответствие собственным ТУ.

В таких условиях строительные материалы попадают на рынок в неограниченном количестве низкого качества и сомнительного происхождения. Свойства материалов отличается у разных изготовителей. Имея одно и то же название и похожий сертификат, строительный материал у разных изготовителей может обладать разными свойствами. Потребителю в таком случае сложно сравнить материалы и сделать компетентный выбор, что чаще всего приводит к покупке наиболее дешевого материала.

Данная проблема может быть решена путем введения обязательных требований к строительным материалам и обязательной сертификации (декларирования). У ближайших территориальных партнеров России (например, Беларусь, Казахстан, Европейский союз) для этой цели принят соответствующий технический регламент.

Принятие технического регламента о безопасности строительных материалов и изделий на территории России не является дилеммой. Соответствующее решение было принято в 2002 году, когда был принят Федеральный закон «О техническом регулировании», где в тексте закона данный технический регламент был указан в числе первоочередных.

Подготовка необходимого документа, вводящего на территории России обязательные требования к строительным материалам в выбранном направлении много лет назад зашла в тупик, выход из которого сегодня необходимо предложить.

Движение в сторону принятия необходимого документа для России остановилось в 2012 году, когда проект технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» был внесен в Евразийскую экономическую комиссию (далее – ЕЭК). Его принятие оказалось невозможным по ряду причин, основная из них – это противоречие технического регламента Договору о Евразийском экономическом союзе. Отсутствие реальных шагов по решению данной проблемы привело к тому, что находящийся в ЕЭК текст документа сегодня во многом потерял свою актуальность.

Для российской стороны упущенное время послужило причиной рождения новой серьезной проблемы.

В Беларуси и Казахстане, в отличие от России, накоплена многолетняя практика применения обязательных требований и обязательной сертификации (декларирования). Благодаря спросу на обязательную сертификацию на должном уровне функционирует лабораторная база. Россия, в свою очередь, обладает только теоретическими изысканиями по данному вопросу. Кроме того, в России самый большой в союзе рынок строительных материалов с большим числом игроков, которые не имея на сегодняшний день единых правил игры, еще не начали путь по согласованию единой позиции.

В этой связи сложилась следующая ситуация. В России отсутствует единая позиция, выработанная на основе практики применения обязательных требований к строительным материалам и обязательной сертификации (декларировании). Таким образом, работа над техническим регламентом о безопасности строительных материалов на уровне Союза ставит российскую сторону в заведомо невыгодное положение по отношению к Беларуси и Казахстану, в которых такие практически значимые позиции имеются. В этой связи, необходимо скорейшее принятие в России отечественного технического регламента о безопасности строительных материалов и изделий. Его принятие в первую очередь позволит навести порядок на внутреннем рынке, а затем должным образом участвовать в разработке союзного технического регламента.

 

Концептуальный подход

За основу разработки ТР СМ взяты концептуальные подходы европейского регламента REGULATION (EU) No 305/2011 (далее – Регламент на строительную продукцию).

Основной концептуальный подход заключается в том, что строительная продукция отличается от большинства другой тем, что она не является конечной, а свои законченные формы и свойства приобретает будучи встроенной в здания и сооружения. Таким образом, на первый план выходит не безопасность такой продукции, а ее свойства в зависимости от ее целевого назначения. В этой связи оценка соответствия строительной продукции проводится в отношении только тех существенных характеристик продукции, которые важны для каждого конкретного целевого назначения. Будучи важными для одних целей характеристики строительной продукции могут быть совершенно бесполезны для других.

 

О способе установления обязательных требований к строительной продукции

Основным требованием к строительной продукции, которое проходит красной нитью через весь технический регламент является обеспечение за счет свойств строительной продукции безопасности зданий и сооружений. Необходимая безопасность может быть обеспечена при условии, когда строительная продукция применяется по своему целевому назначению и ее существенные характеристики имеют подходящие для заявленной цели значения.

Прямых требований к характеристикам строительной продукции технический регламент не содержит. Данная задача решается за счет совокупности существующих и разрабатываемых стандартов.

Техническим регламентом предусмотрено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает перечень стандартов для каждой группы строительной продукции, которые подлежат обязательному выполнению. В соответствии со статьей 27 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты. Применение ссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах допускается в целях обеспечения выполнения технических и функциональных требований нормативного правового акта.

 

Оценка соответствия

В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона «О техническом регулировании» декларация о соответствии в отличии от сертификата может содержать сведения предусмотренные соответствующим техническим регламентом. Это предопределило выбор именно этой формы подтверждения соответствия. В качестве дополнительных сведений технический регламент требует, чтобы в декларации была отражена следующая информация:

наименование стандартов которым соответствует декларируемая продукция или номер технического свидетельства, выданного на данную продукции;

целевое назначение строительной продукции в соответствии со стандартами или выданным на них техническим свидетельством;

перечень существенных характеристик, который определяется в соответствии со статьей 5 технического регламента, а также подтвержденные значения этих существенных характеристик.

В соответствии с пунктом 2 Федерального закона «О техническом регулировании» состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом, состав технической документации может уточняться соответствующим техническим регламентом. Ограничений по составу доказательственных материалов федеральный закон не содержит. На основании такой возможности в техническом регламенте во многом повторены схемы подтверждения соответствия европейского Регламента на строительную продукцию.

В Регламенте на строительную продукцию подписанию декларации о соответствии в ряде случаев предшествует получение сертификата нотифицированного органа. В ТР СП сертификат нотифицированного органа заменен на заключение аккредитованного органа по сертификации. Такая форма не является изобретением впервые появившемся в техническом регламенте. Например, заключение органа по сертификации о соответствии продукции требованиям технического регламента предусмотрено пунктом 4.1 статьи 24 Федерального закона «О техническом регулировании».

 

 

Ответственность

 

Уголовная

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: