Действия России по построению информационного общества




 

По расчетам Всемирного банка по размерам ВВП (582 млрд. долл. США) Россия в 2004 г. была на пятнадцатом месте в мире (позади стран большой семерки, а также Китая, Испании, Индии, Ю. Кореи, Мексики, Австралии и Бразилии), обогнав Нидерланды (577 млрд. долл). По темпам роста ВВП Россия опережает многие крупные страны (Россия - 6%, США - 3%, Франция, Италия и Германия - менее одного процента).

По душевому ВВП (8,9 тыс. долл. США в год) Россия занимает 86 место среди 231 страны, опережая Казахстан (6,3), Беларусь (6,1), Украину (5,4) и другие страны СНГ.

Вместе с тем, согласно прогнозу World Fact Book, Россия лишь к 2010 году сможет вернуться по продукции обрабатывающей промышленности, инвестициям и НИОКР на уровень 20-летней давности, который другими странами давно пройден. В экономике преобладают технологии 3-го, в лучшем случае 4-го уклада, характерные для середины прошлого века. Высокий рост ВВП во многом определяется мировыми ценами на нефть и сырье.

Развитие информационной и инновационной инфраструктуры для России - единственный способ сохранить ее единство, экономический рост и роль в Евразии. В 2000 году один из крупнейших интеллектуальных центров СССР (и РФ), академический Институт прикладной математики имени Келдыша выдал прогноз: без перехода на инновационную траекторию страну в десятилетней перспективе ждет системная катастрофа.

Потенциальные возможности России в области построения инновационной экономики оцениваются следующими данными:

1. Сильный интеллектуальный потенциал:

по уровню грамотности населения и числу специалистов с высшим образованием Россия не уступает самым развитым странам. По общеобразовательному уровню населения Россия занимает 1 место, 2 место по количеству научно-исследовательского персонала, 5 место по количеству выданных гражданам России патентов и, необходимо отметить, 5 место по компетентности государственных служащих;

российский бизнес - самый интеллектуальный в мире: 80% имеют высшее образование, а 40% крупных бизнесменов - ученую степень;

в России трудятся около 10% научных работников мира, им принадлежит 7 - 8% публикаций по естественным и техническим наукам, но эта информация бесплатно используется зарубежными компаниями;

число исследователей в России на одну тысячу занятых в экономике практически такое же, как в странах ОЭСР (6,5 и 6,6);

в России сохранились НИИ мирового класса, коллективы компетентных ученых и инженеров, хорошее качество школьного, а в ведущих вузах и высшего, естественного и математического образования;

компьютерная грамотность населения: число пользователей Интернет в России 8% населения в среднем по стране (при минимальном эффективном уровне информатизации 10% населения), в отдельных регионах, например в Москве (27%), он уже приближается к соответствующим показателям развитых европейских стран.

2. Реализация программы ФЦП "Электронная Россия должна обеспечить: формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, эффективное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе внедрения ИКТ. Финансирование программы в 2007-2010 гг. - 23, 427 млрд. рос. рублей.

3. Реализация программы ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.". При объеме финансирования почти 135 млрд. российских рублей. По целям и задачам ФЦП сродни национальному проекту, в котором нуждается Россия [13]. От ее реализации зависит, сможет ли Россия "соскочить" с нефтяной "иглы" и начать движение по инновационному пути развития.

4. Реализация Программы развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 года: Мировой рынок нанотехнологий является одним из наиболее приоритетных и быстро развивающихся в мире, и Россия, не уступая ведущим странам в данной области по уровню разработок, может претендовать на лидирующие позиции. Финансирование работ в данной области, выполняемых за счет средств бюджета в 2005-2006 годах, - 4930,25 млн. российских рублей (197,21 млн. долл. США). В США: 2005 год - 1081 млн. долл. США, ЕС: 2003-2006гг. - 1300 млн. евро.

5. Основные направления развития информационных технологий в России: создание технопарков, расширение российской группировки спутников связи, создание сетей телемедицины, подключение всех российских школ к сети Интернет, создание в РФ систем цифрового телевещания. К 2012 г. охват населения России цифровым телевещанием достигнет 100%.

6. Проекты создания технопарков: Сегодня технопарки создаются в пилотных регионах России - в Московской, Нижегородской, Новосибирской, Тюменской, Калужской областях, в Санкт-Петербурге и Республике Татарстан. В них будет создано свыше 70 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест, а годовой объем продукции достигнет 4 млрд долл. США Объем доходов в этой отрасли к 2010 г. должен составить около 40 млрд долл. США.

7. Рост инвестиций: По оценке Economist Intelligence Россия является одной из наиболее привлекательных стран для иностранных инвестиций среди стран с переходной экономикой. По степени инвестиционной привлекательности Россия в 2005г заняла 75 место из 150 стран с развивающейся экономикой. Прогнозируется, что в 2006-2010 гг. Россия станет лидером по привлечению прямых иностранных инвестиций среди стран СНГ и Восточной Европы. В то же время, российская экономика испытывает недостаток "длинных" инвестиций из-за рисков, связанных с несовершенством законодательства, коррупцией и замедлением структурных реформ.

8. Быстрое развитие фондового рынка: За два последних года российский фондовый рынок принял макроэкономические масштабы и стал интересен предприятиям реального сектора, как средство для привлечения финансирования, что важно при создании ИТ. Среднедневной оборот на Фондовой бирже ММВБ впервые превысил 3 млрд. долл. США, что фактически в 6 раз превышает результаты начала 2005 г. Капитализация российского рынка акций составляет около 90% от ВВП России.

9. Развитие сферы услуг и расходов на НИОКР: Сфера услуг составляет 40% сферы занятости и производства ВВП (при мировом уровне 60-70%).

В ней преобладают торговые и посреднические, а не инжиниринговые и другие инновационные услуги. В 2004 году затраты на НИОКР составили 1,35% ВВП. В "Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу…" планируется, что затраты на НИОКР к 2008 году возрастут до 1,8% валового внутреннего продукта и к 2010 году достигнут 2%.

10. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России (ЕИПР). Она ориентирована на активизацию рыночных механизмов в сфере государственной информации и является реализацией федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации". Однако, количество компьютеров на 100 жителей в России составляет около 6, в США и странах Западной Европы - 30 и более.

Проблемы и препятствия на пути формирования инновационной экономики России:

1. Отсутствие опыта коммерциализации научных разработок: что препятствует развитию научно-технического прогресса, массовому внедрению и использованию новых технологий в жизни общества.

2. Низкий уровень высоких технологий в ВВП страны: информационный сектор России производит порядка 5% - 7% ВВП. Например, производство изделий электронной техники в разных странах на душу населения, (трлн. долл. США): США - 1260; Япония - 1100; Европа - 500; Россия - 14. Как результат - доля России на рынке высоких технологий составляет менее 1%, США (39% - 2,5 трлн. долл. США), Япония (30%) и Германия (16%).

4. Недостаточный объем высокотехнологичных изделий в экспорте страны: Россия ежегодно экспортирует высокотехнологичных изделий на сумму порядка 2,5-3 млрд. долл. США, что составляет 0,3% всего объема международной торговли указанной продукцией. Это в 5 раз меньше высокотехнологичных изделий, чем Таиланд, в 8 раз меньше, чем Мексика, в 10 раз - чем Китай, и в 14 раз меньше, чем Южная Корея. Россия вывозит нефть, но ввозит дорогостоящие продукты нефтепереработки, экспортирует лес, но ввозит высококачественную бумагу и мебель, вывозит зерно, но ввозит мясо.

5. Проблема "утечки мозгов": Россия экспортирует не только природное, но и научное сырье. По оценкам Всемирного банка 250 - 500 тысяч российских специалистов нашли работу за рубежом.

6. Низкая доля частного сектора в НИОКР: Доля частного сектора составляет всего 20% (в странах ОЭСР - 55%, в Японии - 70%). По общей сумме затрат Россия находится на уровне Тайваня, Италии и Бразилии, но намного уступает лидерам - США (282 млрд. долл. США в 2003 г), Японии (104), Китаю (60), Германии (54) и Франции (30 млрд. долл. США).

7. Проблемы малых инновационных предприятий: Инновационный сектор в структуре малого предпринимательства составляет от 1,4 до 3, 5%. При этом активными, то есть рыночно ориентированными, являются только 10-15% инновационных компаний. Помимо отсутствия налоговых льгот, государственных заказов, финансовой поддержки и т.д., они испытывают специфические сложности: не имеют собственной дорогостоящей исследовательской и опытно-экспериментальной базы и лишены возможности использовать ресурсы государственных научно-исследовательских организаций из-за законодательных ограничений.

8. Низкий удельный ИТ-бюджет среднестатистического предприятия: показывает, какой уровень информационной системы смогло бы внедрить отдельно взятое предприятие, если бы общий объём ИТ-инвестиций был поровну разделен между всеми ИТ-активными предприятиями. Рис.5 показывает, что ИТ-проект стоимостью в несколько миллионов долл. США могут себе позволить среднестатистические предприятия добывающей промышленности, энергетики и металлургии. При этом, среднестатистическое предприятие того же электронного машиностроения может претендовать лишь на нижнюю границу расходов, вынуждено растягивать внедрение на несколько лет, либо брать под эти цели кредит.


Рис.5. Удельные бюджеты предприятий по ИТ-услугам - в отраслевом разрезе. Источник: Cnews Analytics, 2006

 

9. Невысокий уровень внедрения аналитических систем в бизнесе:

По данным РосБизнесКонсалтинга в России 55% компаний не ведет собственную клиентскую базу. В таких компаниях никто не сможет ответить на вопросы: кто покупает производимые товары, в каком количестве и как часто. Зачастую отсутствуют данные и о производстве, работе складов и службы доставки. Около 95% государственных информационных ресурсов используются только и исключительно на уровне ведомств, а это на практике ведет к несогласованности БД между собой. Это сказывается на обоснованности управленческих решений, возможности привлечения инвесторов и затрудняет выход на международные рынки.

10. Экономические проблемы, мешающие развитию инновационной экономики: коррупция, неразвитое законодательство в сфере защиты прав собственности; недостаточная открытость и стабильность экономики для привлечения долгосрочных иностранных инвестиций, большая концентрация собственности российского капитала. Исследования структуры российского капитала, проведенные Всемирным банком приведены в табл.4.


Таблица 4. Кому принадлежит Россия? Доли занятости и выпуска в выборке Всемирного банка, контролируемые различными категориями собственников

Категория собственников Занятость Выпуск
Крупнейшие частные отечественные (22 группы) 42% 39%
Прочие частные отечественные 22% 13%
Иностранные 3% 8%
Региональные органы власти 6% 6%
Федеральная собственность 15% 26%
Нет данных 12% 8%

 

Расчет показателей эффективности государственной политики для США, ЕС, Индии и России

В соответствии с предложенными формулами (1-2) эффективность государственной политики построения информационного общества оценивается следующим образом:

 

(1)

(2)

 

При этом, в качестве индекса, характеризующего степень построения информационного общества по странам (ИндИО), мы будем использовать индекс сетевой готовности, публикуемый Всемирным экономическим форумом и школой бизнеса INSEAD. Согласно исследованию 2006-2007 гг. мы имеем следующие данные:

 

Таблица 5. Индексы сетевой готовности стран - лидеров в 2006-2007 гг.

Место Страна Индекс
  Дания 5.71
  Швеция 5.66
  Сингапур 5.60
  Финляндия 5.59
  Швейцария 5.58
  Нидерланды 5.54
  США 5.54
  Исландия 5.50
  Великобритания 5.45
  Норвегия 5.42
  Канада 5.35

 

Из табл. 5. мы видим, что ИндИО (США) =5.54

 

Таблица 6. Индексы сетевой готовности России и стран СНГ в 2006-2007 гг.

Место Страна Индекс
  Российская Федерация 3.54
  Азербайджан 3.53
  Болгария 3.53
  Казахстан   3.52
  Сербия и Черногория 3.48
  Украина 3.46
  Марокко 3.45
  Египет   3.44

 

Из табл.6. мы видим, что ИндИО (России) =3.54

Так как данный показатель рассчитывается по странам, то для общей оценки эффективности госполитики ЕС нам нужно его среднее значение по странам ЕС. Исходя из данных табл.7. это значение будет равно:

 

Таблица 7. Индексы сетевой готовности стран ЕС в 2006-2007 гг.

Место Страна Индекс
  Дания 5.71
  Швеция 5.66
  Нидерланды 5..54
  Великобритания 5.45
  Эстония 5.02
  Ирландия 5.01
  Франция 4.99
  Бельгия 4.93
  Люксембург 4.90
  Финляндия 5.59
  Германия 5.22
  Австрия 5.17
  Словения 4.41
  Мальта 4.52
  Португалия 4.48
  Испания 4.35
  Италия 4.19
  Литва 4.18
  Словакия 4.15
  Латвия 4.13
  Кипр 4.12
  Польша 3.69
  Греция 3.98
  Венгрия 4.33
  Чешская Республика 4.28

 

ИндИО (ЕС) = (5,71+5,66+5,54+5,45+5,02+5,01+4,99+4,93+4,90+5,59+

+5,22+5,17+4,41+4,52+4,48+4,35+4, 19+4,18+4,15+4,13+4,12+3,69+3,98

+4,33+4,28) /25=4,72

 

Из табл.8 видно, что ИндИО (Индии) =4,06:

 

Таблица 8. Индекс сетевой готовности Индии в 2006-2007 гг.

Место Страна Индекс
  Индия 4.06

 

Для расчета Кгп в соответствии с обобщенными данными табл.2 дадим оценку ключевым направлениям государственной политики США, ЕС,

Индии и России по выбранной шкале (табл.9).


Таблица 9. Оценка действий государства при построении информационного общества

Область воздействия Значение по шкале  
1. Экономические условия: США ЕС Индия Россия  
1. Действенная система приоритетов государственной научно-технической политики; 2. Льготное налогообложение субъектов информатизации; 3. Создание благоприятных условий для функционирования парков высоких технологий и свободных экономических зон; 4. Развитая система банковского кредитования инновационных проектов; 5. Эффективное сотрудничество с частным сектором.          
Суммарное максимальное значение (Э) Кгп. эк - 20          
2. Правовые условия:  
1. Действие эффективной законодательной системы в области информатизации и ИТ.          
Суммарное максимальное значение (Пр) - 4          
3. Организационные условия: повышение эффективности деятельности государственных учреждений и предприятий за счет внедрения в их деятельность ИТ  
1. Активное участие государства в автоматизации и информатизации деятельности бюджетных и социальных организаций, здравоохранения, Министерств и ведомств; 2. Степень внедрения на госпредприятиях и госучреждениях автоматизированных систем экономического анализа, управления, ведения бухгалтерского учета; 3. Информатизация и автоматизация связей с общественностью и клиентами, введение системы "одного окна", система е-правительства 4. Автоматизация и информатизация финансовых потоков республики, приведение их к единым стандартам обмена данными.          
Суммарное максимальное значение (Орг) - 16          
  4. Социальные условия: Действия государства по преодолению "цифрового" барьера и доступности ИТ, компьютерной безграмотности, неравенства в доступе к ИТ и проблемы "исключения" из активной социальной жизни отдельных слоев и возрастных групп населения:
  1. Полная компьютер. и информатизация школ, подключение их к Интернету; 2. Стандартизация и повышение уровня компьютерного образования школьников, специальные программы обучения пользования компьютером. 3. Создание специальных мест "дешевого Интернета"; организация специализированных форумов, выставок, конференций, 4. Специальные программы по преодолению возрастных барьеров в использовании информационных технологий.        
  Суммарное максимальное значение (Соц) - 16          
  5. Человеческий фактор: необходимость обеспечения высокого уровня образования и науки:
  1. Обеспечение высоких и прогрессивных стандартов в обучении; 2. Обеспечение высокой заработной платы работников умственного труда: преподавателям, ученым и т.д.; 3. Внедрение ИТ в процесс обучения; 4. Связь науки, учебных программ и производства        
  Суммарное максимальное значение (ЧФ) - 16          
  6. Формирование технологической основы информационного общества
  1. Направленность на создание собственной мощной технологической базы во всех отраслях народного хозяйства; 2. Направленность на внедрение ИТ во все отрасли народного хозяйства; 3. Внедрение CALS-технологий во всех сферах производства и услуг.        
  Суммарное максимальное значение (Тосн) - 12        
  Суммарное значение Кгп (макс. знач) - 84        
                     

 

Примечание. Собственная разработка.

Согласно предлагаемой формуле (1) эффективность государственной политики по странам имеет следующее значение:

 

США: ЕС:

Индия: Россия:

 

Полученные коэффициенты дают оценку результативности и эффективности усилий государства по построению информационного общества по основным его составляющим и согласуются с проведенным выше сравнительным и стратегическим анализом государственной политики в США, ЕС, Индии и России.

Оценка эффективности государственной политики при построении информационного общества показала, что наиболее эффективной и действенной по всем составляющим информационного общества является политика, проводимая Европейским Союзом. Немного отставая от США в области создания технологической основы информационного общества (что во многом объясняется различным технологическим уровнем стран-участников ЕС, недавним вхождением в ЕС новых членов), ЕС превосходит США по формированию социальной основы информационного общества: повышению доступности ИТ и их использованию в жизни общества.


Литература

 

1. Инновационный менеджмент: учебник, 2003.

2. Кэмпбэлл, "Экономикс". / Макконел, С. Брю - М., Изд. "Республика", 1993.

3. Networked Readiness Index 2006-2007 rankings, World Economy Forum, 2007.

4. Сухарев, О., Информационный сектор экономики: проблемы развития // www.е.ru: ФЦП "Электронная Россия", 23 августа 2006.

5. Шляхтина, C. Рынок информационных технологий в 2005-2007 годах: цифры, тенденции, прогнозы // "Компьютер Пресс"№1\2007.

6. Кириченко, Э. Основы инновационного лидерства США. // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 7.

7. Абдуллаев, И. Специализированные научно-технические зоны как средство активизации процессов развития национального сектора информационно-коммуникационных технологий.

8. Программа развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 года.

9. Реформа "Лиссабонской стратегии": "за" и "против" // (https://www.Орес.ru), 03.02.2005.

10. Рособоронэкспорт по информации АРМС-ТАСС, 22.01.2007.

11. С.В. Кохова. Индия: курс на мировое лидерство в области информационных технологий. Государственная политика Индии в области разработки программного обеспечения и ее плоды. / С.В. Кохова.А.Г. Сухарев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001 - 87 c.

12. Калашников, М., Инновационный реванш // (https://www.Орес.ru), 27.12.2006.

13. Гуров В.В. “Электронная Россия” - человеку, бизнесу, обществу". Сети и системы связи 2003 №9.

14. Голубева Е., Скворцова М. Точка прорыва // Наша власть: дела и лица. 2007 № 3.

15. Артюшин О. Россия на выставке высоких технологий "Цебит-2007". Итар-Тасс, 4.04.2007.

16. Американская Торговая Палата в России: "Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России, 2006", 2007г.

17. Потемкин А. Российский и мировой рынки капитала: сближение подходов. // "Авторитетное мнение" 2006 №8 (34).

18. Курносов И.Н. Роль государства в формировании информационного общества в России"., РФФИ: 2007.

19. Рачинский А. Гуриев, С. Концентрация собственности в российской экономике // Transition №4, 2004.

20. Цепкало В.В. Перспективы построения информационного общества в республике Беларусь // МЭиМО, 2005г.

21. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2004 года: Аналитический доклад. / А.Н. Коршунов [и др.] - Мн.: ГУ "БелИСА", 2005г. - 276с.

22. Цихан Т., Сравнение стран методом ранжирования // Теория и практика управления №4, ноябрь 2003.

23. Грант Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР) для НАН РБ. Оценка инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий и электронной готовности республики Беларусь, 2003.

24. Устав ГНУ "Национальный центр информационных ресурсов и технологий" Национальной академии наук Беларуси.

25. Бухгалтерские балансы Национального центра информационных ресурсов и технологий НАН РБ за 2004, 2005, 2006 гг.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: