Под лидерством в социальной психологии понимают не столько совокупность личностных особенностей отдельного индивида, сколько функцию социальной среды, ее способность индивидуализировать инициативу. То есть, лидерство предполагает наличие лидера, который влияет на процессы, происходящие в группе.
Лидер – центр влияния, выразитель основных интересов и ценностей группы, ее представитель во внешней среде.
Лидерство имеет следующие отличительные особенности:
- возникает преимущественно в малых группах;
- проявляется в микросреде;
- лидер выдвигается стихийно: его выдвижение зависит от изменения группового настроения;
- авторитет лидера основан только на личном влиянии.
Лидерство определяется:
1. характеристиками самого лидера;
2. позициями, потребностями и характеристиками его последователей;
3. характеристиками организации;
4. социальной, экономической и политической средой.
Выделяют следующие виды лидерства:
- формальное, т.е., наличие формального лидера – руководителя;
- неформальное – наличие лидера неформального внутри группы, оказывающего определенное влияние на группу, коллектив.
Следует отметить, что понятия «лидер» и «руководитель» не тождественны. Существуют различия между лидером и руководителем.
Лидер | Руководитель |
Осуществляют регуляцию межличностных отношений в группе | Осуществляют регуляцию официальных отношений группы |
Лидерство – элемент микросреды (малая группа) | Руководство – элемент макросреды (общественные отношения) |
Возникает стихийно | Назначается, избирается |
Явление лидерства менее стабильно и зависит от настроения группы | Руководство – явление более стабильное |
Лидер санкций не имеет | Обладает системой различных санкций |
Принимает непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности | Процесс принятия решений сложен и опосредован множеством различных обстоятельств |
|
Важное значение для эффективности работы группы, особенностей взаимодействия, социально-психологического климата в группе имеют также особенности стиля руководителя группы. Под стилем руководителя понимается комплекс приемов, методов и способов воздействия руководителя на коллектив, группу с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций. Определение стиля руководства коллективами осуществляется по основным функциям управления: принятие решений, организация выполнения решений, осуществление контроля исполнения, способы побуждения исполнителей к деятельности, использование системы стимулирования деятельности исполнителей.
В социальной психологии имеются различные классификации стилей руководителя. Крупнейший специалист в этой области знаний А. Л. Журавлев различает три основных стиля руководства: директивный (автократический), демократический (консультативный) и либеральный (попустительский). Дадим краткое описание этих стилей.
1) Директивный (автократический). При строгом применении этого стиля руководства руководитель строит свое поведение в соответствии с принципами формальной структуры. Такой руководитель держит дистанцию по отношению к коллективу, старается избегать неформальных контактов. Он берет на себя всю полноту власти и ответственности за происходящее в организации, старается лично контролировать весь объем отношений в организации, обращая внимание не только на результат, но и на процесс. Решения принимаются им единолично, работники получают лишь самую необходимую для выполнения работы информацию. Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориентирован только на целевую функцию.
|
2) Демократический (консультативный). Руководитель этого типа сочетает в своей работе ориентацию, как на формальную, так и на неформальную структуру взаимоотношений руководителя с подчиненными, поддерживает с ними товарищеские отношения, не допуская при этом фамильярности. Стремится разделить власть между собой и подчиненными, при принятии решений учитывает мнение коллектива, стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса. Работники у такого руководителя получают достаточно полную информацию о своем месте в выполнении общего задания, о перспективах своего коллектива.
3) Либеральный (попустительский) стиль руководства максимально ориентирован на поддержание неформальных отношений с сотрудниками, делегирование им своих полномочий и ответственности. Руководитель предоставляет подчиненным полный простор, они самостоятельно организуют свою деятельность, решения принимаются коллегиально. Руководитель лишь в случае необходимости вмешивается в производственный процесс, осуществляет контроль, стимулирует работу.
«Чистые» стили руководства далеко не всегда проявляются в деятельности предприятий. Как правило, имеет место сочетание каких-либо двух стилей руководства. Поэтому, при исследовании стиля руководства у каждого конкретного руководителя определяется степень выраженности каждого из трех стилей и выявляются доминирующие.
|
Следует также отметить, что не существует универсального оптимального стиля руководства коллективом, способного обеспечить решения стоящих перед ним задач и нормальный социально-психологический климат. В различных конкретных ситуациях эффективным может оказаться тот или иной стиль или их гармоничное сочетание.
Качества и умения, которыми должны обладать лидер, руководитель:
· Профессиональная компетентность. Знания, опыт, кругозор, позволяющие успешно решать профессиональные задачи.
· Порядочность. Честность, правдивость, неспособность к низким, аморальным поступкам.
· Личная организованность. Собранность, умение упорядочить свою деятельность.
· Дальновидность, проницательность. Способность видеть перспективы своей работы, предвидеть экономические и социальные последствия принимаемых решений.
· Трудолюбие. Умение найти привлекательные стороны в любой работе. Стремление каждое дело выполнять наилучшим образом.
· Предприимчивость. Способность к самостоятельным, активным действиям. Проявление находчивости, практичности, изобретательности.
· Надежность. Единство слова и дела, обязательность в выполнении данных обещаний.
· Аналитичность ума. Умение обстоятельно анализировать факты, явления, выделять главное.
· Коллегиальность. Умение делегировать свои права заместителям, поддерживать и развивать инициативу и активность подчиненных.
· Интуиция. Способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации или при отсутствии времени на ее осмысление.
· Лидерство. Способность оказывать влияние на дела в коллективе, мобилизовать его на достижение поставленной цели, регулировать взаимоотношения в коллективе.
· Человечность. Чуткость, внимательность к людям, уважение их мнения, их достоинства.
· Самостоятельность. Способность принимать ответственные решения и действовать по своей инициативе, без посторонней помощи или руководства.
· Решительность. Смелость в принятии решений, способность принимать решения быстро и, не колеблясь, приводить их в исполнение.
· Волевая устойчивость. Устойчивость к внешнему давлению, к условиям, вызывающим волнение.
· Энергичность. Способность к длительному сохранению высокой активности.
· Нравственная устойчивость. Устойчивость к искушению наживой, коммерческим риском и т. п.
· Новаторство. Умение отбросить обычные, стандартные методы, ставшие негодными, стремление искать новые, оригинальные решения.
· Выдержанность, уравновешенность. Умение владеть своими чувствами, ровность в поведении.
· Коммуникабельность. Способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие. Умение быстро найти нужный тон в зависимости от настроения и характера собеседника.
· Готовность памяти. Способность быстро и точно извлекать из памяти нужный материал.
· Настойчивость. Упорство в преодолении возникающих трудностей.
· Самокритичность. Способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности, критически осмысливать свои действия.
· Склонность к риску. Способность идти навстречу опасности.
· Уверенность в себе. Внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений.
· Рационализм. Умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения.
· Терпимость к взглядам и мнениям других. Умение понять чужие взгляды, уважать иные вкусы, обычаи, привычки. Умение прощать другим их ошибки и заблуждения.
· Дисциплинированность. Умение повиноваться, в точности исполнять предписания. Высокая нормативность поведения.
· Широкий кругозор. Знания, выходящие за рамки профессии.
· Эмпатия. Способность переживать то, что переживают и чувствуют другие.
Таким образом, явление лидерства характеризуется с одной стороны признанием средой носителем своей активности и своих целей определенного индивида, с другой – способностью индивида к равнозначному выражению групповых ценностей, влиянию его и вне группы, а также ответственности за коллективные действия.
Ответьте на контрольные вопросы, опираясь на конспект лекции, и пришлите ответы на электронную почту sveta-k86@mail.ru или «Дневник.ru»
Контрольные вопросы:
1. Что понимают под лидерством в социальной психологии?
2. Какие виды лидерства существуют в социальной психологии (перечислить)?
3. Перечислите, что отличает руководителя от лидера?
4. Перечислите стили руководства?
5. К какому стилю руководства относится следующая характеристика: «Руководитель предоставляет подчиненным полный простор, они самостоятельно организуют свою деятельность, решения принимаются коллегиально. Руководитель лишь в случае необходимости вмешивается в производственный процесс, осуществляет контроль, стимулирует работу»?
6. К какому стилю руководства относится следующая характеристика: «Руководитель держит дистанцию по отношению к коллективу, старается избегать неформальных контактов. Он берет на себя всю полноту власти и ответственности за происходящее в организации, старается лично контролировать весь объем отношений в организации, обращая внимание не только на результат, но и на процесс»
7. К какому стилю руководства относится следующая характеристика: «Руководитель, стремится разделить власть между собой и подчиненными, при принятии решений учитывает мнение коллектива, стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса».
8. Какими качествами и умениями должны обладать лидер и руководитель (перечислите наиболее важные на ваш взгляд)?