Исторический обзор проблемы




Бине-Симон - социальная адаптация детей не прошедших в нормативную возрастную группу заключается в том, что необходимо привить им необходимый минимум знаний и навыков необходимый для поддержания самостоятельного существования; работа с эмоциональными нарушениями, нарушением межличностного общения, коррекция трудностей семейного воспитания. Вклад психоанализа в консультирование - М. Кляйн, к. Хорни, Д. Винниконт - специфика психоаналитической работы с детьми и их родителями состоит в выражении реакции переноса на аналитика, это может быть использовано в лечебных целях. Если у ребенка образ матери расщеплен на психоаналитика проецируется образ плохой матери, при помощи невербальной коммуникации ребенку показывают неадекватность восприятия. Так как до 11 -12 лет уровень вербализации низок и не сформировано логическое мышление. При детском психоанализе высока роль невербальной коммуникации, невербальные характеристики голоса, интонация, тембр, темп речи, моторика, мимика, визуальный контакт. Материалом анализа могут быть не сновидения, а игры, продукты творчества. Психоаналитическая помощь помогает ребенку помогает смоделировать безопасные объектные отношения в терапевтическом пространстве. Симптоматика исчезает после 1- 2 месяца после начала анализа, что может послужить сигналом родителям к прекращению терапии, прекращению работы может привести к возобновлению симптоматики и добавлению новой, так как глубинные причины симптоматики еще не устранены. У родителей может возникать чувство ревности к аналитику, так как он поддерживает ребенка эмоционально, и явно заметно предпочтение ребенка в общении с аналитиком. Психоаналитики пришли к выводу, что в детском психоанализе обязательно участие родителей.

Концепция детского развития, разработанная Винниконтом: изучение наиболее ранних этапов развития ребенка, книга маленькие дети и их матери, описано как поведение матери влияет на развитие ребенка, разговор о понятии достаточно хорошей матери. Для ребенка одинаков плохо иметь, и очень хорошую, и плохую мать.

Шутц - трехмерная теория интерперсонального поведения: каждый индивид имеет три межличностные потребности: во включении, принадлежности к группе, потребность в контроле, потребность в любви. Нарушение одной из потребностей ведет к психопатии.

А. Адлер - исследование взаимодействия матери и ребенка, социальной направленности взаимодействия. Открыл в Вене психологическое консультирование, детей и родителей, детей и педагогов. Рекомендации в воспитании умственной и психической полноценности ребенка. Необходимо завоевать любовь ребенка, воспитательные усилия бессмысленны если ребенок не любит и боится воспитателя - воспитание, основанное на страхе не эффективно. Поддержание у ребенка уверенности в собственных силах. Похвала предпочтительнее наказания. Наказание должно быть как информирование ребенка, концентрация внимания ребенка на правильных способах поведения в ситуации, и о последствиях не желательного поведения. Вместо требований слепого подчинения ребенку необходимо давать свободу принятия решений. Воспитание должно базироваться на двух фундаментальных принципах - отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. Уважение уникальности индивидуальности ребенка, его личностный рост. Винниконт указывает, что идеальный родитель может тормозить развитие ребенка. Идеи психоанализа развиты Миллером и Доллардом. Детство рассматривается как период преходящего невроза, возрастная болезнь. Ребенок дезориентирован, обманут, расторможен и неспособен к высшим процессам. Счастливое детство миф. Задача взрослого социализировать детей, подготовить к жизни в обществе. Решающую роль матери в ранних детских конфликтах связывают с четырьмя ситуациями: кормление, приучение к туалету, сексуальная идентификация, проявление агрессивности у ребенка. Эти ранние конфликты не вербализованы поэтому не осознанны. До того что не осознается можно осознать при помощи психоаналитических техник. Задача семейного психоаналитика в установлении семейного демократического стиля воспитания. В США последователь Адлера Дрейкус организовал дисскусионные группы для родителей, развивал идею семейного совета как средство для установления в доме атмосферы любви и совета. Негативное поведение ребенка может преследовать несколько целей.

1. требование внимания и комфорта. Преднамеренное совершение плохих поступков, чтобы привлечь внимание.

2. целью может быть демонстративное неповиновение или демонстрация своей власти.

3. месть за плохое обхождение.

4. утверждение собственной неполноценности и непостоянности.

Дрейкус - работал с родителями направляя на освоение множества способов взаимодействия с ребенком, строя отношения на принципах равной ценности и взаимоуважения.

В 50х гг. В США Джайнотт - предложил модель группового психологического консультирования, основанную на концепции гуманизации воспитания на основе развития эмоциональной сферы самих родителей, чтобы родители смогли осознать собственные ценности, чувства и ожидания. В 60х гг. Дэвис ввел понятие реабилитация для семей с аномальным ребенком. Цель - освобождение родителей от психологического стресса, обеспечение их эмоциональной стабильности.

В России работы Выготского и Щелованова связаны с развитием педологии, разбирающей задачи консультирования детского развития. Выготский заложил основы и теоретический фундамент концепции детского возраста - онтогенетическая теория и концепция возраста. Разработал схему психологического обследования, основу психологической диагностики. Ввел понятие психологического диагноза и его прогноза.

Книги:

  • диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. 1931г.
  • проблемы возраста. 1932г.

Бурменская, Лидерс - задачи консультирования семей с аномальными детьми:

1. контроль хода психического развития.

2. консультирование носит вспомогательную задачу - ориентация взрослых в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.

3. выявление детей с отклонениями в развитии и предупреждение вторичных психологических осложнений при аномальном развитии.

4. рекомендации по коррекции аномального развития, по воспитанию ребенка в семье.

5. коррекционная работа индивидуально и в группах с детьми и родителями.

Проводится не только первичная диагностика, но и установление контакта для возможности оказания конкретной помощи. Сообщение родителям о наличии отклонений в развитии ребенка, обсуждение прогноза развития ребенка, новообразования, структура. Психологическое консультирование должно облегчить вступление семье в новую фазу существования, не только выдать информацию, но и обеспечить ее принятие родителями. Основу эффективной работы составляет психологическая готовность родителей воспринимать информацию.

Задачи группы консультирования семей с детьми с аномальным развитием:

1. создание психологических условий для адекватного восприятия родителями ситуации связанной с отклонениями в развитии ребенка, формировании готовности к длительной работе по развитию ребенка, коррекции воспитательной работы.

2. освобождение родителей от чувства вины и стыда, преодоление стрессового состояния семьи, депрессии, создание и поддержание по возможности нормального климата в семье.

Динамика эмоционального развития родителей в процессе консультационного процесса:

Эмоциональное состояние проходит 4 фазы.

1. растерянность, иногда страх. Кратковременно длительностью от нескольких минут до часов, если затягивается, ведет к значительному снижению самооценки у родителей. Ведущее переживание - чувство вины и собственной неполноценности. Фаза начинается когда родителям сообщают о заболевании ребенка. Консультирование на этом этапе не эффективно, так как родители не в состоянии воспринимать информацию и идти на контакт. Задача психолога ожидание следующей фазы.

2. фаза негативизма, отрицания диагноза. Задача консультирования сохранение стабильности и чувства надежды. Поведение родителей вариативно. Крайняя форма отказ от обследования и лечения, хождение по кругу врачей. Формальное сопровождается оптимизмом и ведет к формированию семейных мифов (о заболевании).

3. депрессивное состояние - синдром хронической печали, как результат постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка; и хронической фрустрации из-за относительного отсутствия положительной динамики в состоянии ребенка. Семья остается на уровне семьи с младенцем.

4. начало социальной адаптации - знаменуется повторным обращением к специалисту, поставившему диагноз. Часть семей проходит этот путь самостоятельно, часть при помощи медиков и психологов, часть не доходит застревая на 1-2-3 этапах. Длительность фаз варьируется от нескольких минут до нескольких лет. Отмечается сходство с реакцией острого горя.

 

Длительность фаз зависит о множества факторов:

1. возраст родителей и ребенка,

2. тяжесть поражения,

3. наличие внешне физических дефектов,

4. прогноз дальнейшего развития, вид консультирования,

5. квалифицированность и адекватность работы с семьей.

Максимальная эффективность консультирования направлена на оценку всей жизнедеятельности семьи в концепции периодизации жизненного цикла.

Основы консультирования опираются на этапы семьи, кризисы. Сравнение степени тяжести нарушения и оценка кризиса, может быть неадекватная реакция на не значительный дефект и привести к разрушению семьи. Кризис, а не болезнь ложатся в основу разрушения семьи - последняя капля. Предразводная ситуация до болезни ребенка может быть причиной разрыва отношений.

Кризисы семьи:

1. образование семьи, совместное проживание на территории родителей, раннее рождение первого ребенка. Установление конвенций приводит к тому что распад семей на первом году существования имеет большой процент.

2. рождение второго и последующих детей, проходит в более мягкой форме.

3. поступление детей в школу - семья впервые предъявляет свое детище социуму, жесткая оценка, вилка требований социума и семьи в нормах поведения, выбор ценностей, предпочтения, перераспределение обязанностей - кто забирает, кто отводит.

4. кризис пубертата детей - оба поколения семьи в кризисе. Пубертат направлен на изменение, преобразование и разрушение, а зрелость на сохранение и стабильность.

5. уход взрослых детей из семьи, члены семьи не готовы остаться тет-а-тет, многие семьи сознательно ждут этого периода, для того, чтобы расстаться.

6. смерть одного из супругов.

В момент кризиса семья нестабильна, и возникновение заболевания у ребенка может быть психологически обусловлено ситуацией семьи. То есть заболевание может быть и причиной и следствием распада семьи. Успешность преодоления кризиса семьи зависит от социальной адаптации родителей до возникновения проблем с ребенком. При высоком уровне психологической адаптации вырабатываются защитные механизмы семьи., которые помогают семье успешнее ориентироваться в вопросах обучения и воспитания ребенка, эмоциональной поддержки членами семьи. Если низкий уровень психологической адаптации, то наличие аномального ребенка в семье может спровоцировать личностную декомпенсацию, что требует психотерапевтических мероприятий. Эффективность психокоррекционного консультирования определяется готовностью родителей к работе; при ее отсутствии работа направлена на ее формирование.

Этапы консультационного процесса (Семаго):

1. подготовка к консультации, первый контакт с родителями имеет важное значение, так как родители испытывают амбивалентность чувств. Родители знают и не знают о болезни своего ребенка. Дети и родители нуждаются в эмоциональной поддержке. Телефонный контакт должен быть личным, сообщаются какая информация и документы должны быть предоставлены, амбулаторная карта, выписки из стационара, продукты творчества и учебной деятельности - дневник, тетради. Сбор предварительной информации о составе семьи. Можно предложить родителям задать вопросы, интересующие их, но не отвечать на них по телефону (то есть вопросы которые хотелось бы обсудить в ходе консультирования). Объяснение родителям, что представляет консультирование, чтобы не было не оправданных ожиданий. Четкая инструкция семьи как добраться, представиться. На основании предварительной информации можно предполагать о виде дисонтогенеза, и планировать направление интересующей информации.

2. обмен информации между семьей и консультантом, хороший эмоциональный контакт, атмосфера доверия, уважения, понимания и позитивного отношения. В процессе второго этапа проходят три фазы коммуникации:1) выявление уровня понимания родителями характера трудностей ребенка и уровня адаптации семьи. 2) внесение ясности в факты, прояснение истории семейной жизни и развития ребенка, развивается диалог между родителями и консультантом. Пояснение родителям зачем нужна информация. 3)информирование семьи консультантом и проверка осознания этой информации у семьи. Переходить к 3 фазе можно, если родители понимают позицию консультанта и уверены в позитивном отношении к ним. Доверие родителей к консультанту фактор успеха - обратная связь, наблюдение за вербальными и невербальными реакциями семьи на свои действия и слова. Учитывается, на какой фазе динамики эмоционального состояния находится семья, разумно, если семья находится на 3 или 4 фазе.

3. этап консультационного процесса: диагностическое исследование и психологическое обследование актуального психического развития - познавательные процессы, личность.

4. этап принятия решений - основной этап, адекватность решений влияет на весь ход развития ребенка. Родители должны осознать, что принимаемое решение влияет на их жизнь, ознакомление с возможными трудностями, осложнениями, возникающими по ходу реализации программы, чтобы не возникала анозогнозия.

Консультационный процесс может проходить не в течение одной встречи, а растянут на несколько встреч.

Цели:

1. подробное обсуждение обще психического развития ребенка.

2. совместная разработка коррекционных мер, программы.

3. обсуждение проблем родителей и их отношение к трудностям ребенка.

4. планирование следующих встреч при необходимости.

Проведение беседы более эффективно при встрече с двумя родителями, даже в ситуации развода и при раздельном проживании, так как необходимо объединение усилий в помощи ребенку и согласованность действий. Убедить родителей что ребенок остается ребенком и потребности его остаются теми же что и у нормальных детей, во избежание гиперопеки и гипопеки. Чтобы семья помогала удовлетворять возрастно-специфические потребности ребенка. По окончанию дается заключение, так же рекомендуется родителям вести записи по ходу беседы, рекомендации, возможен контроль этих записей консультантом.

Схема семейного приема, предложенная А.И. Захаровым:

1. I этап

1. при предварительной записи извещение родителей о необходимости. Не стоит запрашивать характеристику из школы и детского сада, во избежание привлечения внимания к ребенку, достаточно тетрадей и дневника.

2. беседа с родителями - ребенок в момент проведения беседы играет в соседней комнате, родители излагают свои жалобы, историю их возникновения.

3. Заполнить стандартизированные опросники об особенностях развития ребенка.

2. II этап

1. беседа наедине с ребенком, выясняется как ребенок относиться к своему состоянию, насколько критичен. Выясняются представления о семье и взаимоотношениях, взаимоотношения со сверстниками и педагогами.

2. диагностическая беседа с родителями по отдельности, выявление личных проблем.

3. заключительная беседа с родителями без ребенка, подводятся итоги, формулируется предварительный диагноз, анализируются источники проблемы и пути преодоления.

При более серьезных проблемах исследование проводится глубже с использованием методик. Достаточно 4 - 5 встреч для купирования невротического состояния у ребенка.

Работа с родителями в консультационной практике:

Позитивное отношение, доверительные отношения, нельзя дискредитировать родителей. Обсуждение вопросов возможно только в психотерапии на среднем этапе, когда есть полное доверие в необходимости помощи. Четкое простраивание границ контакта, очерчивание ожиданий родителей, а не выполнение их требований, предупреждение о трудностях, чтобы не формировать неоправданных ожиданий. Поддержка родителей, чувство вины, стыда, принятие на себя ответственности за негативные влияния. Вина включает когнитивные и аффективные компоненты. Семаго предлагает начинать работу с чувством вины (техники). Использование авторитета консультанта, родители не виноваты в том, что ребенок родился больным. Нормализация - донести до родителей информацию, что любой человек в этой ситуации испытывает то же самое, это необходимо для снижения социальной и психологической изоляции родителей. Создание новой когнитивной основы имеющей менее стрессовое значение: вы являетесь очень ответственным человеком, но это не означает что вы виноваты … Ограничение ответственности - вы ответственны за а, но не ответственны за б.

Техники работы с чувством стыда:

1. развитие сотрудничества на благо ребенка без осуждения.

2. актуализация чувства стыда и работа с ним здесь и сейчас (гештальт-терапия).

3. акцентирование положительного опыта семьи для повышения самооценки и самоуважения - стимулирует к поиску новых средств и решений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: