Исходя из того, что личность является фактором, влияющим на ряд врожденных свойств индивидуума, можно оценить, как формируется личность, и исследовать некоторые типологии личности. В теории поведения личности выделяются два подхода, которые называются номотетическим и идиографическим.
Номотетический подход поддерживает точку зрения, что личности являются неизменными, их определяет наследственность, и внешние факторы не могут существенно повлиять на них. Этот подход позволяет предположить, что существует ряд четких типов личности, которые легко идентифицировать и можно измерить, следовательно, можно предсказать поведение в организации.
Идиографический подход придерживается противоположной точки зрения и, хотя признает, что индивидуумы обладают уникальными врожденными свойствами, но предполагает, что личность может быть сформирована и что на личность и поведение оказывает воздействие определенный внешний опыт. Сторонники этого подхода не разделяют убеждения, что личность можно легко идентифицировать путем тестирования.
Теории личных черт согласуются с номотетическим подходом, предполагая, что люди обладают определенными врожденными чертами, определяющими их личность, следовательно, и их поведение. Эти теории были популярны со времен Гиппократа, который выявил четыре основных типа личности — флегматик, сангвиник, меланхолик и холерик. Предполагая, что если выявить соответствующие черты индивида, то можно предсказать поведение этого человека. Хотя подобную теорию можно критиковать за довольно упрощенный подход к сложному вопросу, она привлекает внимание руководителей, которым нравится идея о выявлении черт характера как средства для отбора кадров в организации. Это привело к мысли о том, что можно использовать некоторые из этих теорий для разработки способов тестирования личности в организации, когда организация ищет людей с определенными свойствами личности, которые, в свою очередь, можно выявить с помощью тестов. Специалистами разработан список черт в виде шкалы (таблица 4), который можно использовать как основу для тестирования личности.
|
Таблица 4 – Таблица личностных факторов
Фактор | Описание нижней части шкалы | Описание верхней части шкалы |
A | Сдержанный | Коммуникабельный |
B | Менее сообразительный | Более сообразительный |
C | Находящийся под влиянием чувств | Эмоционально стабильный |
E | Робкий | Настойчивый |
F | Рассудительный | Беспечный |
G | Рациональный | Добросовестный |
H | Пронырливый | Отважный |
I | Несговорчивый | Отзывчивый |
L | Доверчивый | Подозрительный |
M | Практичный | С богатым воображением |
N | Прямолинейный | Проницательный |
O | Самоуверенный | Нерешительный |
Q1 | Консервативный | Склонный к экспериментам |
Q2 | Зависящий от группы | Самостоятельный |
Q3 | Недисциплинированный | Контролируемый |
Q4 | Расслабленный | Напряженный |
Гуманистический подход также сфокусирован на индивиде и частично является номотетическим. В нем заложена идея о том, что индивиды испытывают потребность в личном росте и реализации (самореализации). Этот подход уделяет большое внимание развитию индивида, но также исследует концепцию самооценки, т. е. как люди воспринимают самих себя. Потенциальная реализация индивида зависит от самооценки в той же мере, если не в большей, чем от любых объективных мер реализации и развития.
|
Психодинамическая теория занимает идиографическую (средовую) точку зрения. Считается, что личность развивается под воздействием ряда факторов внешней среды, особенно отношений с родителями и последствий травм различного типа. Одним из важных аспектов данной теории является идея о том, что поведение может быть обусловлено бессознательными или скрытыми факторами личности и что влиянием этих факторов иногда можно объяснить различные виды нерационального поведения.
Теория личности Юнга. Юнг, Карл Густав(Jung, Carl Gustav) (1875–1961), швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга, разделяемых по установке (экстравертированные и интровертированные) и по сочетанию функций («мышление», «чувства», «сенсорика» и «интуиция».
Теория личности Юнгасвязана с некоторыми аспектами психодинамической теории, но также имеет более практический смысл, так как на ее основе были созданы различные виды тестирования личности. Идеографическая, по сути, теория Юнга рассматривает четыре аспекта личности: а именно «экстраверт» и «интроверт», а затем выделяется два типа восприятия, названные «чувственным восприятием» и «интуицией», — такими способами люди получают информацию. Третий аспект этой теории касается рассудительности, которую Юнг разделяет на два типа: мышление и впечатление, — эти термины также относятся к стилям принятия решений. Четвертый аспект — суждение, или понимание, отражающий, как мы соотносимся с внешней средой. Значимость анализа Юнга заключается в том, что ее концепции использованы для разработки индикатора типов, представленных в таблице.5 и являющихся основой для тестирования личности.
|
Таблица 5 – Индикаторы типа личности