Это сочетание выписок, цитат, тезисов.




Учись слушать лекцию.

1. Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рассказе — таким образом учитель выделяет главные, существенные мысли.

2. Старайся представить услышанное.

3. Сопоставляй услышанное с уже имеющи­мися знаниями.

4. Выдели в лекции основные мысли, поло­жения, объедини их вокруг темы лекции.

Учись вести записи с голоса

1. Не начинай записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушай высказываемую им мысль до конца и пойми ее.

2. Приступай к записи в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.

3. Не старайся записать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись трудно вести), отбрасывай второстепен­ные слова, те, без которых не теряется главный смысл.

4. Сокращай слова, некоторые из них обозна­чай значками. После сокращений оставляй ме­сто, чтобы закончить запись дома.

5. Старайся писать быстро (не менее 120 букв в минуту).

6. Если в лекции встречаются непонятные места — оставь место в тетради, после урока уточни их у учителя и запиши.

7. Используй общие правила написания кон­спекта (соблюдай отступы, делай выделения и т. д.).

8. В ближайшие дни обработай текст конспек­та: выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное и т. д.

Правила записи текста

1. Запись должна быть компактной, убори­стой, чтобы на странице уместилось как можно больше текста — это улучшает его обозреваемость.

2. В тексте необходимо применять выделе­ния и разграничения:

  • подчеркивание и отчеркивание (для выделе­ния заголовков и подзаголовков, выводов, от­деления одной темы от другой). В процессе первой записи выделения лучше делать черни­лами, которыми написан весь текст; вторичное выделение можно делать другим цветом (при этом только не следует превращать текст в пест­рые картинки);
  • отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана);
  • пробельные строки (для отделения одной мысли от другой);
  • нумерацию;
  • выделение текста с помощью рамки (обычно в рамки заключают определения, формулы, правила, законы).

Со временем у вас выработается своя систе­ма выделений.

3. При записи текста необходимо пользовать­ся сокращениями.

Как делать выписки

Выписать — найдя в источнике нужную мысль, списать ее, записать.

1. Вчитайся в название статьи, осмысли его.

2. Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли.

3. Стремись к краткости записи.

4. Отделяй одну мысль от другой.

5. Закончив работу, выпиши все данные источ­ника.

Как составить конспект

Конспект — краткое изложение или краткая запись содержания.

Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схема­тический.

Основные требования к написанию конспекта:

  • системность и логичность изложения мате­риала,
  • краткость,
  • убедительность и доказательность.

Этапы конспектирования

1. Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составь пере­чень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план.

2. Выясни в словаре значение новых непо­нятных слов, выпиши их в тетрадь.

3. Вторичное чтение сочетай с записью основ­ных мыслей автора и их иллюстраций. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся пра­вилами записи текста.

4. Прочитай конспект еще раз, доработай его.

План-конспект

Это сжатый в форме плана пересказ прочи­танного или услышанного.

Характеристика конспекта: краток, прост, бы­стро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памя­ти содержание материала.

1. Составь план прочитанного текста или вос­пользуйся готовым.

2. Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.

3. Сформулируй и запиши вывод.

Текстуальный (цитатный) конспект

Это конспект, созданный из отрывков подлин­ника — цитат.

Характеристика конспекта: строится из выска­зываний автора, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Од­нако он не способствует активной мыслитель­ной работе, как правило, служит только иллю­страцией к изучаемой теме.

Этапы работы

1. Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те цитаты, которые войдут в конспект.

2. Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

1).... (цитата);.... (цитата);.... (вывод).

2) основные вопросы; доказательства (цита­ты); выводы.

3. Прочти написанный текст, сверь его с ори­гиналом.

4. Сделай общий вывод.

Свободный конспект

Это сочетание выписок, цитат, тезисов.

Характеристика конспекта: он требует серь­езных усилий при составлении; в высшей сте­пени способствует усвоению материала, тре­бует умения активного использования всех ти­пов записей: планов, тезисов, выписок.

Этапы работы

1. Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме, изучи его и глубоко осмысли.

2. Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат, составь тезисы.

3. Используя подготовленный материал, сфор­мулируй основные положения по теме.

Тематический конспект



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: