Характеристика конспекта: он может быть обзорным и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.
Этапы работы
1. Изучи несколько источников и сделай из них выборку материала по определенной теме или хронологии.
2. Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.
3. Пользуясь этим планом, коротко, своими словами изложи осознанный материал.
Как составить тезисы
Тезис — положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.
1. Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка тебе поможет в работе.
2. Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или отчеркиванием).
3. Определи главную мысль каждой части (можно подчеркиванием).
4. Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.
5. Тезисы пронумеруй — это позволит сохранить логику авторских суждений.
6. Отделяй пробельной строкой один тезис от другого — это облегчит последующую работу с ними.
Как подготовить реферат
Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи и т. п.
1. Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с ее содержанием.
2. Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки.
3. Составь план реферата.
4. Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, напиши реферат, в заключении которого обязательно вырази свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию.
|
5. Прочитай текст и отредактируй его.
6. Правильно оформи реферат (на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе; текст пиши на одной стороне машинописного листа, начни с плана, не забудь оставить широкие поля, не пользуйся сокращениями, в конце реферата приведи список литературы, укажи автора книги, ее название, издательство, год выпуска, оставь два чистых листа для написания рецензии).
Правила запоминания
1. Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание.
2. Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.
3. Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.
4. Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо.
5. Произнеси несколько раз новые слова, даты.
6. Проговори вслух формулировки выводов, законов.
7. Воспроизведи весь материал по плану.
Учись правильно выражать свои мысли
1. Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.
2. Читая, не только вникай в смысл написанного, но и постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.
3. Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова, употребляемые в переносном смысле.
4. Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы ее построения.
|
5. Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова-паразиты, не допускай ненужных повторов — это обедняет речь.
6. Следи за построением предложений, избегай особенно сложных конструкций.
7. Ежедневно читай вслух по 15—20 мин, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, какой оттенок придать речи.
Учись работать над понятием
Понятие — логически оформленная мысль о предмете.
Последовательность действий
1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.
2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
3. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.
4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.
5. Употребляя данное понятие, составь небольшой рассказ.
Общий план изучения явления
Явление — то, в чем сказывается, обнаруживается сущность, а также вообще всякое проявление чего-либо.
1. Внешние признаки явления.
2. Условия, при которых оно обнаруживается.
3. Сущность явления и механизм протекания.
4. Связь с другими явлениями.
5. Количественная характеристика (может и не быть).
6. Использование в практике.
Учись разъяснять теорию
Теория — учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления.
1. Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.
2. Назови основные понятия, положения теории.
3. Определи круг явлений, объясняемых данной теорией.
4. Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.
5. Назови области практического применения данной теории.
Перечень основных теорий, изучаемых в разделе «Общая биология»: теория возникновения жизни (А. И. Опарин, Д. Ж. Холдейн и др.), клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, К. Бэр, Р. Вирхов), теория эволюции (Ч. Дарвин), теория естественного отбора (Ч. Дарвин), хромосомная теория наследственности (Т. Морган), теория антропогенеза (Ф, Энгельс).
Научись разъяснять закон