Тема 4. Социолингвистические характеристики профессиональной речи дефектолога.




СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Модуль 1 - Основы речевой культуры дефектолога.

Модуль 1.

Раздел 1. Основы культуры речи и речевого общения.

Тема 1. Нормы современного русского литературного языка и культура речи.

1. Функции языка.

2. Понятие «языковая норма». Нормы орфоэпические (произношение), орфографические (написание), словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические, пунктуационные.

3. Признаки нормы. Языковые нормы – явление историческое. Три степени нормативности.

4. Значение нормы.

5. Нормы ударения. Особенности русского ударения. Акцентология.

6. Отличительные особенности письменной и устной научной речи.

7. Коммуникация. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, богатство и разнообразие речи, ее чистота, выразительность.

8. Точность речи. Омонимы, омофоны, паронимы.

9. Понятность речи.

10. Лексика ограниченного и неограниченного употребления.

11. Профессионализмы. Диалектная лексика. Жаргонизмы. Термины. Иностранные слова.

12. Богатство языка. Синонимия. Изобразительно-выразительные средства – тропы и фигуры.

Тема 2. Этика и психология речевого общения.

1. Основные единицы речевого общения.

2. Организация речевого взаимодействия.

3. Эффективность речевой коммуникации. Слушание как необходимое условие эффективной коммуникации.

4. Общение как сложный процесс взаимодействия людей. Проблемы общения.

5. Основные единицы речевого общения - речевая ситуация, речевое событие, речевое взаимодействие.

6. Принципы и правила ведения разговора. Правила ведения разговора: правила такта, великодушия, одобрения, позитивности в оценке других, скромности, согласия, симпатии.

7. Коммуникативный кодекс. Эффективность речевой коммуникации. Условия эффективной речевой коммуникации.

8. Принципы речевой деятельности: принцип последовательности, принцип предпочитаемой структуры, принцип кооперации, принцип вежливости.

9. Знание психологических принципов общения: принцип равной безопасности; принцип децентрической направленности; принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано.

10. Межличностные барьеры в общении.

11. Умение слушать и слышать. Рефлексивный и нерефлексивный вид слушания. Принципы

12. хорошего слушания. Приемы рефлексивного слушания.

13. Основные виды аргументов. Теория аргументации. Понятие аргументации. Два аспекта в аргументации – логический и коммуникативный. Аргументация как процедура отыскания оснований (доводов). Аргументация как процесс передачи, истолкования и внушения реципиенту информации.

14. Интонация. Пауза. Невербальные средства общения. Роль жестов, мимики, позы в общении. Классификация жестов.

 

Тема 3. Культура ораторской речи и основы мастерства публичного выступления.

1. Понятие «публичная речь». Цель публичной речи. Особенности публичной речи: наличие «обратной связи», устная форма общения, сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением, использование различных средств общения.

2. Ораторское искусство. История развития ораторского искусства.

3. Особенности ораторского искусства. Нравственная позиция оратора, его моральная ответственность за содержание речи.

4. Характеристика личности оратора. Знания, навыки и умения оратора.

5. Оратор. Индивидуальные способности ораторов. Типы ораторов. Характеристика личности оратора.

6. Знания оратора: эрудиция, умение анализировать события, происходящие в стране и за рубежом, умение разбираться в политике, экономике и т.п.

7. Основные навыки оратора: навык отбора литературы, изучения отобранной литературы, составления плана, навык написания текста речи, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени.

8. Умения оратора (самостоятельно готовить выступление, доходчиво и убедительно излагать материал, отвечать на вопросы слушателей, устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией, применять технические средства, наглядные пособия и т.д.).

9. Поиск материалов для выступления. Виды планов.

10. Композиция публичного выступления: определение, основные принципы.

11. Стратегия и тактика публичного выступления. Композиция публичного выступления: определение, основные принципы (принцип последовательности, принцип усиления, принцип органического единства, принцип экономии).

12. Вступление как важнейшая составная часть ораторской речи. Главная часть речи, ее задачи, методы изложения материала, основные недостатки. Завершение речи. Словесное оформление публичного выступления.

 

Модуль 2. Раздел 2. Характеристики профессиональной речи дефектолога.

Тема 4. Социолингвистические характеристики профессиональной речи дефектолога.

1. Институциональный дискурс.

2. Медицинский дискурс.

3. Педагогический дискурс.

4. Специфика общения дефектолога с родителями детей с ОВЗ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: