Цель работы: освоение приемов поиска информации в справочной правовой системе на примере СПС «Консультант Плюс».
Используемые программные средства: «Консультант Плюс»;
Теоретические сведения
Становление правового государства и развитие гражданского общества невозможно без формирования правосознания всех членов общества. Правовое просвещение – процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности граждан, в том числе молодежи.
Общее число документов – законов, указов, постановлений, распоряжений, справок, записок, сводок, учетных сведений о результатах правового регулирования, о состоянии законности, правопорядка, литературных источников по вопросам права и многого другого составляет поистине колоссальный документный ресурс.
Правовые документы находят самое широкое применение в работе различных юридических служб и библиотек: при выполнении тематических справок, поиске текста нужного документа, выявлении источников опубликования документов, установлении авторства и реквизитов того или иного документа и т. д.
Качество документного фонда правовой документации оценивается по следующим параметрам:
• открытость и доступность для пользователя;
• полнота предоставляемых сведений;
• оперативность доставки требуемой документации, включая самую новейшую;
• достоверность информации;
• качество интерфейса.
Главную часть фонда нормативно-правовой документации образует его ядро – обязательная типовая информация. В ядро входят наиболее важные документы, без которых невозможно себе представить деятельность центров правовой документации. В первую очередь это:
• Конституция России;
• кодексы: административный, гражданский, трудовой, семейный, уголовный и пр.;
• законы РФ, субъекта;
• указы, распоряжения Президента России, руководителя субъекта Федерации;
• постановления Правительства России.
В настоящее время на рынке работает много компаний-разработчиков систем и сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание справочно-поисковых систем (СПС). Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие их компании:
• «Консультант Плюс» (АО «Консультант Плюс»);
• «ГАРАНТ» (НПП «Гарант-Сервис»);
• «Кодекс» (Центр компьютерных разработок);
• «Эталон»;
• «Система»;
• «ЮСИС» (Юридическое агентство Intralex);
• «Референт»;
• «Юридический мир»;
• «Законодательство России».
Справочные правовые системы (СПС) обладают следующими свойствами, делающими их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией:
• возможность работы с огромными массивами текстовой информации (объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно по несколько десятков документов, одновременно хранить базы архивных документов и т. д.);
• использование специальных поисковых программных средств (что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе);
• возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, т. е. с применением электронной почты или сети Интернет.
Наличие большой и полной базы правовой информации без регулярного и оперативного обновления не может удовлетворить всех потребностей пользователя. Можно выделить два основных этапа (технологические процедуры) в процессе обновления информационных баз, которые в том или ином виде присутствуют во всех технологиях, предоставленных на рынке СПС:
• актуализация эталонного банка правовой информации у компании- производителя;
• передача новой информации потребителю.
Процесс актуализации информационной базы (т. е. включения в базу новой информации) очень сложен в том случае, если вновь включаемая информация полноценно интегрируется в существующий банк (взаимными ссылками и т. п.). Например, в технологии «Консультант Плюс» это делается ежедневно, просто и эффективно, а сам процесс занимает считанные минуты, и не требуется никаких дополнительных трудоемких операций с базой. В
ряде технологий других производителей это делается либо раз в неделю, либо раз в месяц.
На втором этапе после загрузки свежей информации в эталонный банк производителя необходимо организовать доступ пользователя к этой информации.
В настоящее время используются два основных способа две основные технологии доступа к правовым базам:
• удаленный доступ. В этом случае эталонная база целиком имеется только на сервере компании-разработчика и отсутствует на компьютере пользователя. Для получения доступа к хранящемуся на сервере документу необходимо использовать телекоммуникации;
• прямой доступ. Вся информационная база со специальной поисковой оболочкой, т. е. полноценная СПС, устанавливается на компьютер пользователя или на его локальную сеть, и вся свежая информация полностью загружается в эту базу.
Все большую популярность приобретает работа с информацией через Интернет. Работа в сети Интернет – это по сути тоже использование удобной технологии удаленного доступа.
Доступ к правовым базам через Интернет имеет те же достоинства и недостатки, что и любой другой вид удаленного доступа:
• достоинства – возможность оперативно получать информацию непосредственно из информационной базы разработчика;
• недостатки – зависимость от работы телекоммуникационных сетей и отсутствие дополнительных сервисных возможностей.
Существует несколько разновидностей передачи информации в базы, расположенные на компьютерах пользователей:
• оперативная и экономичная передача относительно малых объемов информации (например только свежих материалов, т. е. актуализация базы);
• передача пользователю всей базы на CD-ROM (менее оперативно и сложнее процесс актуализации).
Для выполнения запросов пользователей нередко используются ресурсы сети Интернет. Наиболее популярные правовые сайты:
1. Научный центр правовой информации https://www.scli.ru
2. Министерство иностранных дел https://www.diplomat.ru
3. «Читальный зал» https://www.mirprava.ru
4. Экспресс-информация по законодательству https://inform.sitek.ru/jusinf
Задания
Практическое задание КОНСУЛЬТАНТ Плюс (ГАРАНТ)
1. Осуществить запуск системы КОНСУЛЬТАНТ Плюс (ГАРАНТ).
2. Осуществить выбор документов раздела «Социальная защита, пенсии, компенсации» и подраздела «Негосударственные пенсионные фонды» -«Нормативные акты федеральных органов». Определить количество выбранных документов.
3. В выбранном списке осуществить просмотр Федерального закона
«О негосударственных пенсионных фондах».
4. Произвести переход по ссылке к одному из документов.
5. Вернуться к Федеральному закону, получить справку о документе.
6. Получить список документов-респондентов и список документов- корреспондентов.
7. Осуществить выбор документов по теме «Беженцы и переселенцы»/
«Размер пособия».
8. Отсортировать полученный список по дате издания. Сохранить список.
9. Изучить правила исчисления налога с имущества, переходящего в порядке дарения. Определить тип, название, дату принятия, номер документа, определяющего эти правила.
10.С использованием текстового редактора WORD создать текстовый документ, содержащий правила исчисления налога с имущества, переходящего в порядке дарения, и информацию о найденном документе.
11.Осуществить выбор документов по тематике «Пенсии по возрасту»/
«Минимальный размер пенсии». Определить список документов, обосновывающих этот размер.
12.Изучить некоторые позиции Послания Президента РФ.
13.С использованием средств текстового редактора WORD составить ответ на запрос женщины о размере пособий на детей в возрасте до трех лет. Включить в текст ответа тип, название, дату принятия, номер законодательного акта, определяющего размер пособия, а также текст статьи, содержащей законодательные нормы.
14.Найти и отметить закладкой документ, определяющий право на учебный отпуск студентов заочной формы обучения.
15.Осуществить выход из системы.