ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В СПРАВОЧНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ




Цель работы: освоение приемов поиска информации в справочной правовой системе на примере СПС «Консультант Плюс».

Используемые программные средства: «Консультант Плюс»;

Теоретические сведения

Становление правового государства и развитие гражданского общества невозможно без формирования правосознания всех членов общества. Правовое просвещение – процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности граждан, в том числе молодежи.

Общее число документов – законов, указов, постановлений, распоряжений, справок, записок, сводок, учетных сведений о результатах правового регулирования, о состоянии законности, правопорядка, литературных источников по вопросам права и многого другого составляет поистине колоссальный документный ресурс.

Правовые документы находят самое широкое применение в работе различных юридических служб и библиотек: при выполнении тематических справок, поиске текста нужного документа, выявлении источников опубликования документов, установлении авторства и реквизитов того или иного документа и т. д.

Качество документного фонда правовой документации оценивается по следующим параметрам:

• открытость и доступность для пользователя;

• полнота предоставляемых сведений;

• оперативность доставки требуемой документации, включая самую новейшую;

• достоверность информации;

• качество интерфейса.

Главную часть фонда нормативно-правовой документации образует его ядро – обязательная типовая информация. В ядро входят наиболее важные документы, без которых невозможно себе представить деятельность центров правовой документации. В первую очередь это:

• Конституция России;

• кодексы: административный, гражданский, трудовой, семейный, уголовный и пр.;

• законы РФ, субъекта;

• указы, распоряжения Президента России, руководителя субъекта Федерации;


 

• постановления Правительства России.

В настоящее время на рынке работает много компаний-разработчиков систем и сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание справочно-поисковых систем (СПС). Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие их компании:

• «Консультант Плюс» (АО «Консультант Плюс»);

• «ГАРАНТ» (НПП «Гарант-Сервис»);

• «Кодекс» (Центр компьютерных разработок);

• «Эталон»;

• «Система»;

• «ЮСИС» (Юридическое агентство Intralex);

• «Референт»;

• «Юридический мир»;

• «Законодательство России».

Справочные правовые системы (СПС) обладают следующими свойствами, делающими их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией:

• возможность работы с огромными массивами текстовой информации (объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно по несколько десятков документов, одновременно хранить базы архивных документов и т. д.);

• использование специальных поисковых программных средств (что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе);

• возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, т. е. с применением электронной почты или сети Интернет.

Наличие большой и полной базы правовой информации без регулярного и оперативного обновления не может удовлетворить всех потребностей пользователя. Можно выделить два основных этапа (технологические процедуры) в процессе обновления информационных баз, которые в том или ином виде присутствуют во всех технологиях, предоставленных на рынке СПС:

• актуализация эталонного банка правовой информации у компании- производителя;

• передача новой информации потребителю.

Процесс актуализации информационной базы (т. е. включения в базу новой информации) очень сложен в том случае, если вновь включаемая информация полноценно интегрируется в существующий банк (взаимными ссылками и т. п.). Например, в технологии «Консультант Плюс» это делается ежедневно, просто и эффективно, а сам процесс занимает считанные минуты, и не требуется никаких дополнительных трудоемких операций с базой. В


 

ряде технологий других производителей это делается либо раз в неделю, либо раз в месяц.

На втором этапе после загрузки свежей информации в эталонный банк производителя необходимо организовать доступ пользователя к этой информации.

В настоящее время используются два основных способа две основные технологии доступа к правовым базам:

• удаленный доступ. В этом случае эталонная база целиком имеется только на сервере компании-разработчика и отсутствует на компьютере пользователя. Для получения доступа к хранящемуся на сервере документу необходимо использовать телекоммуникации;

• прямой доступ. Вся информационная база со специальной поисковой оболочкой, т. е. полноценная СПС, устанавливается на компьютер пользователя или на его локальную сеть, и вся свежая информация полностью загружается в эту базу.

Все большую популярность приобретает работа с информацией через Интернет. Работа в сети Интернет – это по сути тоже использование удобной технологии удаленного доступа.

Доступ к правовым базам через Интернет имеет те же достоинства и недостатки, что и любой другой вид удаленного доступа:

• достоинства – возможность оперативно получать информацию непосредственно из информационной базы разработчика;

• недостатки – зависимость от работы телекоммуникационных сетей и отсутствие дополнительных сервисных возможностей.

Существует несколько разновидностей передачи информации в базы, расположенные на компьютерах пользователей:

• оперативная и экономичная передача относительно малых объемов информации (например только свежих материалов, т. е. актуализация базы);

• передача пользователю всей базы на CD-ROM (менее оперативно и сложнее процесс актуализации).

Для выполнения запросов пользователей нередко используются ресурсы сети Интернет. Наиболее популярные правовые сайты:

1. Научный центр правовой информации https://www.scli.ru

2. Министерство иностранных дел https://www.diplomat.ru

3. «Читальный зал» https://www.mirprava.ru

4. Экспресс-информация по законодательству https://inform.sitek.ru/jusinf

 

Задания

Практическое задание КОНСУЛЬТАНТ Плюс (ГАРАНТ)

1. Осуществить запуск системы КОНСУЛЬТАНТ Плюс (ГАРАНТ).

2. Осуществить выбор документов раздела «Социальная защита, пенсии, компенсации» и подраздела «Негосударственные пенсионные фонды» -«Нормативные акты федеральных органов». Определить количество выбранных документов.

3. В выбранном списке осуществить просмотр Федерального закона

«О негосударственных пенсионных фондах».

4. Произвести переход по ссылке к одному из документов.

5. Вернуться к Федеральному закону, получить справку о документе.

6. Получить список документов-респондентов и список документов- корреспондентов.

7. Осуществить выбор документов по теме «Беженцы и переселенцы»/

«Размер пособия».

8. Отсортировать полученный список по дате издания. Сохранить список.

9. Изучить правила исчисления налога с имущества, переходящего в порядке дарения. Определить тип, название, дату принятия, номер документа, определяющего эти правила.

10.С использованием текстового редактора WORD создать текстовый документ, содержащий правила исчисления налога с имущества, переходящего в порядке дарения, и информацию о найденном документе.

11.Осуществить выбор документов по тематике «Пенсии по возрасту»/

«Минимальный размер пенсии». Определить список документов, обосновывающих этот размер.

12.Изучить некоторые позиции Послания Президента РФ.

13.С использованием средств текстового редактора WORD составить ответ на запрос женщины о размере пособий на детей в возрасте до трех лет. Включить в текст ответа тип, название, дату принятия, номер законодательного акта, определяющего размер пособия, а также текст статьи, содержащей законодательные нормы.

14.Найти и отметить закладкой документ, определяющий право на учебный отпуск студентов заочной формы обучения.

15.Осуществить выход из системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: