«Практика по получению первичных профессиональных умений
И навыков, в том числе, первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности»
обучающегося 3 курса ФИП группы ИОаз-16-1___ Сорокун Ксении Владимировны__________________________________
(Ф.И.О.)
Таблица начисления баллов
п/п | Виды работ | Шкала баллов | Баллы |
1. | Инструктаж, присутствие на установочной конференции | 1-5 | |
2. | Конспект лекции | 1-5 | |
3. | Дневник практики | 1-30 | |
4. | Презентация виртуальной выставки архивных документов для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, в том числе с использованием ЭИОС | 1-20 | |
5. | Эссе на тему: «Роль архивных источников в работе будущего учителя истории». | 1-20 | |
6. | Зачет. Защита отчета. | 1-20 | |
Итого |
Таблица Перевод баллов из 100-балльной шкалы в числовой и буквенный эквивалент
Сумма баллов для дисциплины | Оценка | Буквенный эквивалент |
86 ‑ 100 | отлично | |
66 ‑ 85 | хорошо | |
51 ‑ 65 | удовлетворительно | |
0 ‑ 50 | неудовлетворительно |
Итого общее количество баллов: ____73_____________
Итоговая оценка ____________хорошо__________________
Руководитель практики зав. музеем истории высшего педагогического образования в Кузбассе НФИ КемГУ Полякова Людмила Александровна
(должность, ФИО)
Подпись ___________________
МП
Дата «__1 __»_____июля_________ 2019 г.
Отчет по учебной музейной практике
Содержание
1. Конспект лекции
2. Дневник учебной практики
3. Текст экскурсии
4. Анализ экскурсии
Конспект лекции
«Основы музейной работы»
Что такое музей? Типы, классификация и назначение музеев.
В современном понимании слово музей является организацией, которая занимается сбором и хранением, научным исследованием и экспонированием предметов – памятников естественной природы и материалов, относящихся к истории и культуре разных народов и стран.
По административной принадлежности и форме собственности музеи подразделяются на государственные, муниципальные, ведомственные, общественные.
По типам музеи можно разделить в зависимости от их социальных функций: исследовательские, учебные, просветительские. Также существует классификация музеев по профилю:
· исторические (археологические, этнографические, военно-исторические, истории образования и просвещения, спорта и др.);
· художественные (музеи изобразительного искусства, картинные галереи, художественных ремесел, музеи кино и театра и др);
· естественноисторические (биологические, геологические. палеонтологические, экологические и др.);
· литературные (музеи, посвященные писателям и поэтам);
· технические (политехнические, транспорта и связи, авиационные, музеи отдельных предприятий и др.);
· комплексные музеи (сочетают разные профили – историко-художественные, краеведческие, искусствоведческие и пр.).
Назначением музеев обычно считают сбор и хранение исторических предметов, чье время ушло. Но функции музеев более широкие. Основные виды деятельности музеев следующие:
1. Формирование и хранение коллекций. Выявление, сбор и взятие на учет экспонатов проводится в соответствии с профилем музея. Для хранения музейной коллекции выделяются специальные помещения – фондохранилища музейных материалов и архив музея.
2. Научно-исследовательская работа – непременное условие функционирования любого музея. Она предусматривает определение и классификацию музейного материала, его использование в научной работе исследователей и в культурно-просветительской деятельности, размещение в экспозиции музея.
3. Организация постоянной экспозиции, устройство временных экспозиций и выставок, культурно-просветительская работа (проведение лекций, конференций, семинаров, встреч, вечеров, проведение мастер-классов, кружковая работа).
В г. Новокузнецке представлены все виды музеев. Самые крупные и значимые из них – краеведческий, «Кузнецкая крепость», мемориальный музей, посвященный работникам КМК – участникам Великой Отечественной войны, музей Кузнецкстроя, музей Ф. Достоевского. Из музеев ведомственных и общественных назовем геологический музей, музей 1-й горбольницы, музей МЧС при школе № 50, музей городского Совета ветеранов. Свой музей есть в СибГИУ. Много промышленных предприятий города имеют музеи. В последние годы значительно выросла сеть музеев в школах и средних специальных учебных заведениях.
Музейная практика студентов – историков заочного отделения проходит при музее НФИ КемГУ. Музей функционирует как подразделение факультета истории и права (ФИП). Был создан в начале 2000-х годов при кафедре отечественной истории (на то время зав.кафедрой была Л.А. Полякова). Затем музей стал подразделением исторического факультета. После объединения КузГПА и НФИ КемГУ музей стал носить название «Университетский музей истории высшего педагогического образования в Кузбассе». Руководитель музея – кандидат исторических наук, Почетный работник ВПО Л.А. Полякова.
В настоящее время музей находится в стадии реорганизации и переезда из старого помещения на ул. Лазо, 18 в новое, более просторное помещение на пр. Пионерский, 13 (бывший главный корпус КузГПА). В планах института создать интерактивный музей, в котором наряду с традиционными формами и видами музейной работы должны практиковаться современные технологии.
Деятельность музея неразрывно связана с историей педагогического вуза в нашем городе – СУИ/СГПИ/НГПИ/КузГПА/НФИ КемГУ. В 2019 г. высшему педагогическому образованию в Кузбассе исполняется 80 лет. Начало этому событию положил открывшийся в 1939 г. в нашем городе учительский институт, а в 1944 г. - педагогический институт. Это знаковое событие не только для педагогического сообщества, но и для всего города и области. Вместе с институтом черных металлов/Сибирским металлургическим институтом (ныне СибГИУ) педагогический вуз проложил дорогу высшему профессиональному образованию в нашем индустриальном крае.
В НФИ КемГУ идет подготовка к достойной встрече юбилея. Музей также включился в подготовку, реализуя вместе со студентами-волонтерами разных факультетов несколько проектов.
Музейная практика студентов – историков заочного отделения в ходе знакомства с основами музейной работы и приобретения некоторых компетенций реализуется в том числе через сбор материалов по истории высшего педагогического образования в городском архиве (ГАКОН) и архиве НФИ КемГУ, а также сбор и систематизацию материалов самого музейного фонда.
Работа с архивными документами требует соблюдения определенных правил. Студенты получили Памятку «Работа с архивными документами» (составитель Л.А. Полякова). Более подробную информацию об основах архивного дела студенты получат при прохождении учебной архивной практики на следующем курсе.
Целями учебной музейной практики студентов являются:
· закрепление теоретических знаний, полученных ими во время изучения дисциплин вариативной части;
· приобретение практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности; знакомство с разными сферами музейной работы, включая сбор, обработку и хранение музейных материалов;
· проведение экскурсий и др.мероприятий;
· формирование личности будущего учителя и воспитателя.
2. Дневник учебной практики
Дата | Краткое содержание выполненной работы | Отметка о выполнении |
17.06.2019 | Установочная конференция. Лекция на тему «Основы музейной работы». Консультация и получение Памятки «Работа с архивными материлами». Инструктаж по охране труда в вузе и в музее. | выполнено |
18.06.2019 | Беседа руководителя музея об истории высшего педагогического образования в СУИ/СГПИ/НГПИ/КузГПА/НФИКемГУ. Знакомство с музеем истории высшего педагогического образования в Кузбассе: структура фондов. Особенности комплектования, учета, научного документирования и хранения материалов музея. | выполнено |
19.06.2019 | Приведение в порядок литературы из музейного фонда, перевезенного из старого помещения музея на ул.Лазо в новое на пр.Пионерском, 13: систематизация по тематике и авторам, размещение в музейных книжных шкафах. | выполнено |
20.06.2019 | Продолжение работы с литературой из музейного фонда: систематизация по тематике и авторам, размещение в музейных книжных шкафах | выполнено |
21.06.2019 | Знакомство с государственным архивом Кемеровской области в г.Новокузнецке (ГАКОН), беседа руководителя музейной практики о работе студентов в архиве для сбора материалов по истории высшего педагогического образования в Кузбассе и с правилами архивной работы. Начало работы с архивными материалами: заказ по путеводителю архивных дел из фонда 262 по истории вуза. | выполнено |
22.06.2019 | Составление текста экскурсии на тему «Музей истории педагогического вуза в Новокузнецке: довоенные книжные шкафы - история». | выполнено |
24.06.2019 | Работа в ГАКОН: выписки из дела фонда 262 «Отчеты НГПИ за 1945-1946 уч.год., их систематизация и внесение в фонд музея (опись, шифр, инвентарная книга). | выполнено |
25.06.2019 | Инвентаризация и оцифровка фотоальбомов ФМФ НГПИ за 1973, 1975 гг., хранящихся в фондах университетского музея. | выполнено |
26.06.2019 | Инвентаризация и оцифровка фотоальбомов кафедр общественных наук за 1969, 1973 гг., хранящихся в фондах университетского музея. | выполнено |
27.06.2019 | Разбор, перемещение из корпуса НФИ КемГУ по пр. Металлургов в музей и систематизация архивных материалов профессора Р.В. Бабуна. | выполнено |
28.06.2019 | Проведение экскурсии на тему «Музей истории педагогического вуза в г.Новокузнецке: довоенные книжные шкафы - история». Подготовка отчета по учебной музейной практике. | выполнено |
29.09.2019 | Защита отчета по учебной музейной практике | выполнено |