ЭКОНОМИКА ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ДОМАШНИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЭКОНОМИКА ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ№1
"ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ, ДВИЖЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ"
по разделу "Основные средства предприятия"

Цель домашней работы: проанализировать и оценить экономическую информацию, характеризующую эффективность использования основных средств предприятия и их состояние

Вопросы для подготовки к выполнению домашней работы:

1) Показатели движения и состояния основных средств

2) Обобщающие показатели эффективности использования основных средств

Задания:

1. Поиск информации для анализа: выбрать предприятие, по которому будет выполняться анализ и изучение его отчетности.

2. Для группы основных средств "Машины и оборудование" и для всех основных средств предприятия рассчитать как изменились за 2 года коэффициенты годности (или износа) и дать оценку

3. Для группы основных средств "Машины и оборудование" и для всех основных средств предприятия рассчитать за 2 года коэффициенты движения: ввода, выбытия и роста (прироста) и оценить их динамику

4. Рассчитать фондоотдачу (или фондоёмкость) и рентабельность основных средств за 2 года и оценить динамику

5. Сформулировать общие выводы по уровню движения, состояния и эффективности использования основных средств предприятия

Рекомендации и требования по выполнению домашней работы:

1) Предприятие, выбранное для анализа, должно отличаться от того, чью отчетность анализировали на практических занятиях при выполнении первого задания пятого занятия. Используются пояснения к годовой бухгалтерской отчетности (Форма №5), отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) (Форма №2), возможно использование данных годового отчета предприятия. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ).

2) Можно использовать данные центра раскрытия корпоративной информации Интерфакс (https://www.e-disclosure.ru); кроме того, в библиотеке УрФУ есть доступ к FIRA-PRO (https://www.fira.ru/). Ссылка на страницу сайта, с которой была получена информация – обязательна. Ксерокопии использованных документов (листов) должны быть приложены к отчету по выполнению домашней работы.

3) В качестве примера можно приводить процедуру расчета только одного показателя из каждой группы, результаты расчетов могут быть даны в табличной форме

4) При оценке состояния студент самостоятельно выбирает анализируемый показатель (коэффициент годности или коэффициент износа)

5) При оценке эффективности использования основных средств предприятия используется на выбор показатель фондоотдачи или фондоёмкости

6) При расчете рентабельности основных средств указать по какой прибыли был выполнен расчет, подход к расчету рентабельности должен быть одинаковым в разные годы

7) Формулируя общие выводы по работе, необходимо отразить взаимосвязь и взаимозависимость изменения показателей и дать общую оценку

8) На титульном листе отчета по домашней работе после названия работы указать название предприятия, например, (на примере АО «ПО «УОМЗ»)

9) В конце отчета по домашней работе привести список использованных источников

Критерии оценивания:

1. Правильность выполнения расчетов, полнота расчетов и корректное использование терминов

2. Четкая логика изложения, правильность выводов и обоснование своей точки зрения

3. Полнота отчета и его оформление

4. Своевременность выполнения и сдачи на проверку контрольной работы

Оценки при выполнении заданий контрольной работы:

За правильное выполнение 2-го задания – 20 баллов.

За правильное выполнение 3-го задания – 20 баллов.

За правильное выполнение 4-го задания – 20 баллов.

За правильное выполнение 5-го задания – 15 баллов.

За полноту и оформление отчета по домашнему заданию – 10

За своевременность выполнения задания – 15 баллов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ
"ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ"
по разделу "Экономический эффект и эффективность"

Цель домашней работы: рассчитать, проанализировать и оценить показатели эффекта и эффективности хозяйственной деятельности предприятия и эффективного использования производственных ресурсов

Вопросы для подготовки к выполнению домашней работы:

1) Показатели экономического эффекта и эффективность

2) Виды прибыли и рентабельности и методы их расчета

3) Факторы повышения эффективности производства

Варианты выполнения домашней работы

1. Оценка эффективности деятельности промышленного предприятия за 5 лет

2. Сравнительная оценка эффективности деятельности промышленного предприятия: анализируются 2 предприятия одной отраслевой принадлежности за 2 года и сравниваются результаты

Вариант выполнения домашней работы выбирается студентом

Задания:

1. Поиск информации для анализа: выбрать предприятие (предприятия), по которому будет выполняться анализ и изучить его отчетность и/или годовой отчет.

2. Оценка динамики абсолютных показателей результатов деятельности предприятия и использованных ресурсов (выручка, прибыль от реализации продукции, прибыль до налогообложения, чистая прибыль, активы, запасы, численность работников и т.д.)

3. Расчет показателей рентабельности (продаж, активов и т.д.), оборачиваемости и длительности оборота (запасов, оборотных средств, активов) и оценка их динамики

4. Расчет показателей, характеризующих эффективность производственной деятельности предприятия (фондоотдача, производительность (выработка), затраты на рубль продукции) и оценка их динамики

5. Формулировка общих выводов по результатам анализа, в т.ч. определение наиболее эффективно функционирующего предприятия

Рекомендации и требования по выполнению домашней работы:

1) Оценку эффективности деятельности можно выполнять по предприятию, по которому выполнялась первая домашняя работа. Для анализа используются баланс (Форма №1), отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) (Форма №2), пояснения к годовой бухгалтерской отчетности (Форма №5), желательно использовать данных годового отчета предприятия.

2) Можно использовать данные центра раскрытия корпоративной информации Интерфакс (https://www.e-disclosure.ru), в библиотеке УрФУ есть доступ к FIRA-PRO (https://www.fira.ru/). Ссылка на страницу сайта, с которой была получена информация – обязательна. Ксерокопии использованных документов (листов) должны быть приложены к отчету по выполнению домашней работы.

3) В качестве примера можно приводить процедуру расчета только одного показателя из каждой группы, результаты расчетов могут быть даны в табличной форме

4) При оценке эффективности студент может расширять перечень анализируемых показателей (например, выработка на одного основного рабочего, материалоемкость продукции, рентабельность собственного капитала и т.д.)

5) При расчете рентабельности необходимо указать по какой прибыли был выполнен расчет, подход к расчету рентабельности должен быть одинаковым в разные годы (и по разным предприятиям)

6) Формулируя общие выводы по работе, необходимо отразить взаимосвязь и взаимозависимость изменения показателей, дать общую оценку (и аргументировано выбрать наиболее эффективное предприятие).

7) На титульном листе отчета по домашней работе после названия работы указать название предприятия (предприятий), например, (на примере АО «ПО «УОМЗ»)

8) В конце отчета по домашней работе привести список использованных источников

Критерии оценивания:

1. Правильность выполнения расчетов, полнота расчетов и корректное использование терминов

2. Четкая логика изложения, правильность выводов и обоснование своей точки зрения

3. Полнота отчета и его оформление

4. Своевременность выполнения и сдачи на проверку контрольной работы

Оценки при выполнении заданий контрольной работы:

За правильное выполнение 2-го задания – 15 баллов

За правильное выполнение 3-го задания – 20 баллов

За правильное выполнение 4-го задания – 20 баллов

За правильное выполнение 5-го задания – 20 баллов

За полноту и оформление отчета по домашнему заданию – 10 баллов

За своевременность выполнения задания – 15 баллов

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Основная литература

1. Быкова, Елена Сергеевна. Экономика и организация производства на предприятиях машиностроения: учебное пособие для студентов, обучающихся по техническим специальностям / Е. С. Быкова, В. В. Ленина, Н. Н. Шубина; Перм. нац. исслед. политехн. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – Пермь: ПНИПУ, 2013.— 264 с.

2. Волков, Ольгерд Иванович. Экономика предприятия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / О. И. Волков, В. К. Скляренко.— 2-е изд. — Москва: ИНФРА-М, 2014.— 264 с.

2. Дополнительная литература

1. Выварец, А.Д. Экономика предприятия: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». / А.Д.Выварец. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 543 с.

2. Грибов, Владимир Дмитриевич. Экономика предприятия. Практикум: учебник для студентов, обучающихся по специальности "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов.— 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: КУРС: ИНФРА-М, 2013.— 448 с.

3. Нечитайло, А. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования / А. И. Нечитайло, И. А. Нечитайло.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.— 367 с.

3. Методические разработки

1. Калинина, Н.Е. Экономика машиностроительного предприятия: [учеб.пособие] / Н.Е.Калинина, Е.В.Черепанова; [науч. ред. И. В. Ершова]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. – 174 с.

2. Норкина, О.С. Экономика предприятия: учебное пособие / О. С. Норкина, М. А. Прилуцкая, Е. В. Черепанова; [науч. ред. И. В. Ершова]; Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина.— Екатеринбург: УрФУ, 2011.— 124 с.

3. Организация и экономика машиностроительного производства: учебное пособие для студентов, обучающихся по программам магистратуры и бакалавриата по направлению 080200 - Менеджмент / [С. Г. Баранчикова, О. С. Норкина, М. А. Прилуцкая и др.] — Екатеринбург: УрФУ, 2013.— 132 с.

4. Экономика и анализ деятельности промышленного предприятия: [учебное пособие] / [Н.Е.Калинина, Н.А.Кузнецова, О.С.Норкина и др.].— Екатеринбург: УрФУ, 2016.— 124 с.

4. Электронные образовательные ресурсы, базы данных,
информационно-справочные и поисковые системы

1. https://openedu.ru/course/urfu/ECOEFF/ – Курс Основы экономической эффективности производства

2. https://www.e-disclosure.ru – центр раскрытия корпоративной информации Интерфакс

3. https://www.fira.ru/ – FIRA-PRO

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Предприятия, у которых есть отчетность на данном сервере

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: