Роли, выполняемые менеджером в группе (организации)




РАЗДЕЛ 4. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

ТЕМА 4. ГРУППА, ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

 

ПОНЯТИЕ И ТИПЫГРУПП

Большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях, живут по ее законам, взаимодействуют с другими членами организации. Установление органичного взаимодействия человека и организации является одной из важнейших задач менеджмента.

Входя в новую организацию, человек сталкивается с организационным окружением и, прежде всего, с группой, в рамках которой он будет работать. Для более полного понимания сущности группы приводим несколько определений разных авторов.

Группа -

· двое или более людей, которые общаются между собой и влияют друг на друга;

· объединение людей, в котором имеет место единство деятельности, условий, обстоятельств, признаков;

· относительно обособленное незначительной численности объединение людей для достижения общей (групповой) цели

Существуют разные критерии (признаки), по которым можно классифицировать группы. Например, выделяют малые и большие группы.

Малая группа — два лица или более, в которых имеется возможность непосредственно личных контактов каждого члена группы с другими ее членами. Идеальной считается группа численностью 5-7 человек. Члены малой группы обладают развитым чувством принадлежности к ней.

Большая группа — группа численностью, как правило, более 15-25 человек. Члены больших групп встречаются между собой очень редко. При увеличении размера группы эффективность ее деятельности снижается. Поэтому далее будут рассматриваться только малые группы.

Любая организация в период образования является, по существу, малой группой. По мере становления и развития, достигнув определенной численности, организация вынуждена разделиться на группы и функционировать как объединение групп, являющихся автономными субъектами поведения.

Следует различать формальные и неформальные группы.

Формальная группа — группа, выполняющая закрепленную за ней функцию, связанную с основной функцией организации. Это, по существу, структурное подразделение организации. Формальные группы создаются руководством организации для закрепления разделения труда и выполняемых ею функций. Функции и задачи, связи и отношения этих групп с другими группами определяются в соответствующих документах. Наиболее важным среди них является «Положение о подразделении».

Неформальная группа — группа людей, объединенная какой-либо целью, в которой внутренние связи и межличностные отношения не закреплены в документах.

Неформальные группы создаются членами организации, в соответствии с их общими интересами, увлечениями и взаимными симпатиями.

Причинами, заставляющими людей объединяться в неформальные группы, являются определенные потребности:

• защиты интересов;

• помощи;

• общения;

• получения информации и т.п.

В неформальной группе может быть неформальный лидер, но могут быть неформальные группы и с одинаковым статусом всех участников.

Неформальные группы существуют почти во всех формальных организациях. Они образуются в силу определенных личных качеств членов коллектива, их целей, интересов, взглядов и т.п. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существования неформальных групп.

В формальной организации может быть несколько неформальных групп. Это объясняется тем, что люди, общаясь и взаимодействуя друг с другом в формальной организации, объединяются в группы по интересам, личным привязанностям, симпатиям для удовлетворения своих личных и социальных потребностей.

Неформальные группы имеют много общего с формальными. Они имеют свою иерархию, лидеров, задачи, свои правила поведения.

Практика показывает, что опытные менеджеры используют в своей работе неформальные группы в интересах организации.

Правила работы менеджера с неформальными группами:

• признать существование неформальной группы;

• выслушивать членов и лидеров неформальных групп, чтобы знать их мнение по тем или иным вопросам;

• просчитывать возможную реакцию неформальной группы на принимаемые решения;

• привлекать членов неформальной группы к подготовке управленческих решений;

• информировать членов группы о происходящих событиях, в том числе о предстоящих изменениях в группе.

Организация может создавать так называемые проблемные группы.

Проблемная группа — специально созданная в организации группа для решения четко сформулированной проблемы. В отдельных случаях такие группы называют проектными группами. Проблемные группы состоят, как правило, из высококвалифицированных сотрудников разных специальностей.

Эффективность деятельности проблемных групп достигается за счет:

• наличия неформального лидера;

• ясной формулировки и структурирования цели;

• профессионализма участников группы;

• мотивации профессионалов (прежде всего за счет выполнения нестандартной и интересной работы).

При выполнении задач, которые ставились перед проблемной группой, она распускается.

Таким образом, группу можно рассматривать, с одной стороны, как естественную форму объединения людей для достижения той или иной цели, с другой — как структурный элемент построения любой организации.

Взаимодействие человека и группы проявляется в следующем:

• группа оказывает огромное влияние на поведение человека;

• поведение человека, его действия вносят определенный вклад в жизнь группы.

Наряду с выполнением определенной работы человек в группе:

• учится, перенимая опыт других;

• получает признание, вознаграждение;

• получает уверенность в себе;

• ощущает поддержку, помощь;

• избегает одиночества, состояния ненужности;

• стремится быть нужным кому-то.

РОЛИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ МЕНЕДЖЕРОМ В ГРУППЕ (ОРГАНИЗАЦИИ)

В зависимости от занимаемой должности менеджер выполняет в организации (группе) те или иные роли. Для более ясного понимания сущности и содержания выполняемых менеджером ролей необходимо вначале рассмотреть в общем виде сущность этой категории.

Роль -

• совокупность требований и ожиданий определенных действий и поступков от лица, занимающего ту или иную должность, со стороны других членов организации (группы);

• способ поведения, который задается обществом или конкретной организацией и зависит от личности (человека), ее статуса в межличностных отношениях и норм, предъявляемых к данному статусу

Однако данные определения не в полной мере раскрывают довольно сложную структуру этого понятия, так как роль это не только требования и ожидания определенных действий, но и фактические действия.

Различают три аспекта роли:

1)ожидаемая (представляемая) роль — совокупность ожиданий индивидов (руководителей, подчиненных и т.п.) от лица, выполняющего эту роль;

2)субъективная роль — представления индивида, которому поручено исполнение данной роли о том, как он будет ее выполнять;

3)фактическая (играемая) роль — фактическое поведение работника, выполняющего данную роль.

Менеджеры организации выполняют управленческие роли, связанные с выполнением ими управленческих функций (планирования, принятия решений, организации, мотивации, контроля, управления производством, персоналом и т.п.).

Согласно теории Г. Минтцберга, менеджеры организации выполняют десять управленческих ролей. При этом он объединил их в три группы — межличностные, информационные и роли по принятию решений.

В группу межличностных входят следующие роли:

1) главный руководитель (выполнение обязанностей правового или социального характера);

2) лидер (набор, подготовка, мотивация и активизация трудовой деятельности подчиненных);

3) связующее звено (обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации).

Межличностные роли — это отношения, существующие между менеджером и его подчиненными, а также другими людьми как внутри организации, так и за ее пределами.

К информационным относятся следующие роли:

1) приемник информации (разыскивает и собирает текущую информацию, которая используется в интересах дела, выступает как центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию);

2) распространитель информации (передает информацию, полученную из внешних или внутренних источников членам организации);

3) представитель (передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации).

Эти роли менеджер выполняет в силу своего положения. Он принимает и обрабатывает информацию, затем по мере необходимости передает ее подчиненным.

Роли по принятию решений:

1) предприниматель (изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет проекты по совершенствованию деятельности, контролирует разработку отдельных проектов);

2) устраняющий нарушения (отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью принятия важных и неожиданных решений);

3) распорядитель ресурсов (ответственный за распределение всевозможных ресурсов в организации (группе);

4) ведущий переговоры (ответственный за представительство организации (группы) на всех значительных и важных переговорах).

Классификация ролей руководителей, по Г. Минтцбергу, дает представление о том, какие задачи решает менеджер. Эти роли предполагают выполнение менеджером функций, закрепленных за ним в должностной инструкции.

Обычно выделяют три уровня управления: низший, средний, высший. В соответствии с этим различают и три уровня менеджеров.

Менеджеры низшего уровня управления — это бригадиры, начальники участков, групп. Они имеют в своем подчинении преимущественно рядовых работников.

Менеджеры среднего уровня — это руководители подразделений и функциональных служб, отвечающие за ход производственного процесса в подразделениях.

Менеджеры высшего уровня (топ-менеджеры) — это директор, его заместители и т.п., осуществляющие общее стратегическое управление организацией.

Всех менеджеров организации заставляет вести себя тем или иным образом их должность. Исходя из занимаемой должности и предоставленных полномочий, менеджер принимает решения от имени своего подразделения, вводит необходимые изменения, распределяет ресурсы и т.п.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

В силу особенности группы в ней происходят процессы, которые оказывают существенное влияние на поведение человека в организации. Процессы, происходящие в группах, в литературе получили название групповой динамики.

Групповая динамика

· формирование группы и управление ею;

· процессы, оказывающие существенное влияние на поведение человека в организации;

· процессы, протекающие в группе и в целом в организации под воздействием группы

Приведенные выше определения вместе взятые в полной мере раскрывают сущность групповой динамики как экономической категории. Следует лишь подчеркнуть, что эти процессы и явления характеризуют весь цикл жизнедеятельности группы от ее образования до распада.

В рамках группы между ее членами могут возникать следующие типы отношений:

• дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии;

• дружеское соревнование и соперничество в отдельных сферах в рамках позитивных взаимоотношений;

• невмешательство, дистанцирование друг от друга;

• соперничество, ориентация на индивидуальные цели, негативное отношение друг к другу.

Повседневная деятельность членов группы подчинена ряду законов, среди которых можно особо выделить:

• закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса;

• закон компенсации недостатка одних способностей другими, а также опытом и навыками работы.

Группа оказывает позитивное влияние на члена группы, в том числе: помогает лучше узнать самого себя, приобрести новые навыки, удовлетворить различные социальные потребности.

Процессы групповой динамики:

• руководство и лидерство;

• принятие групповых решений;

• выработка групповых мнений, правил и ценностей;

• формирование функционально-ролевой структуры группы;

• сплочение;

• конфликты;

• групповое давление и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: