ГОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет
ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Учебно-методическое пособие
Иркутск, 2004
Учебно-методическое пособие подготовили:
Гайдаров Г.М. – д.м.н., профессор, зав.кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО ИГМУ
Кицул И.С. – д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО ИГМУ
Рецензенты:
Предмет экономики здравоохранения (учебно-методическое пособие). – Иркутск, 2004. - с.
В учебно-методическом пособии представлены основные теоретические аспекты предмета экономики здравоохранения, роль и место экономики здравоохранения в современной структуре экономических знаний, основные вопросы дисциплины. Пособие предназначено для студентов медицинского университета, интернов, ординаторов кафедры.
Печатается по решению Центрального координационного Методического Совета ГОУ ВПО ИГМУ МЗРФ
Тема: «Предмет экономики здравоохранения»
ВВЕДЕНИЕ
Место проведения занятия – кафедра (тематический практикум).
Продолжительность изучения темы - 2 часа.
Цель занятия - ознакомление с предметом экономики здравоохранения.
Конкретные задачи:
Студент должен знать:
- взаимосвязь экономики здравоохранения с экономической теорией и другими элементами современной структуры экономических знаний, хозяйственной практикой;
- сущность медико-экономических исследований, методы экономики здравоохранения;
- место экономики здравоохранения в современной системе экономических знаний.
Студент должен уметь:
- анализировать содержание, характер осуществления и результаты хозяйственного процесса в здравоохранении.
План проведения занятия:
Первый этап занятия:
-Вводное слово преподавателя (тема занятия согласно тематического плана практических занятий, определение цели и задач занятия – 5 мин.)
-Тестовый и устный контроль по вопросам к теме занятия – 25 мин.
-Заключение преподавателя по результатам опроса. Обратить внимание на основные разделы темы – 15 мин.
Второй этап занятия:
- Методом групповой динамики в малых группах студенты самостоятельно анализируют содержание, характер осуществления и результаты хозяйственного процесса в здравоохранении; основные вопросы, которые ставит экономика здравоохранения – 30 мин.
- Подведение итогов выполненных заданий, контроль итоговых знаний студентов – 15 мин.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕМЫ
Экономика здравоохранения представляет ветвь экономической науки, в связи с этим ее сущность и содержание следует определить, отталкиваясь от общего понятия «экономика». Терминк «экономика» зародился более двух тысяч лет тому назад в Древней Греции, где основы учения об экономике были заложены философами Ксенофонтом и Аристотелем. Два греческих слова: «эйкос», обозначающее домашнее хозяйство, и «номос», обозначающее закон, правило, объединенные в одно общее слово «экономикос», образовали название новой в то время науки, которой было суждено получить всеобщее распространение и признание во всем мире. В своем исходном представлении экономика сложилась как искусство ведения домашнего хозяйства, или хозяйствование по правилам, в соответствии с законами.
Ныне смысл понятия «экономика» изменился, значительно расширился, приобрел новое звучание. За многолетнюю историю произошли преобразования в хозяйстве, способах, правилах, нормах его ведения. Многочисленные мелкие изолированные хозяйства связаны тесными узами, объединены в региональные, страновые и даже мировую хозяйственную системы. Хозяйство страны получило название «народного хозяйства», или «экономики страны». Под экономикой стали одновременно понимать и собственно хозяйство как совокупность используемых людьми средств, применяемых при создании нужных человеку благ, процессов производства таких благ, и науку о хозяйстве, изучающую методы, формы, правила хозяйствования, отношения между людьми в ходе производства, обмена и потребления товаров, законы хозяйственной жизни.
Таким образом, слово «экономика» в его общем представлении и понимании означает одновременно как хозяйство в его непосредственной, естественной форме в виде богатства, имущества, средств производства, материальных и духовных благ, хозяйственной деятельности, так и науку, знания о хозяйстве и управлении хозяйством. В иностранной литературе науку о хозяйстве и ведении хозяйства иногда называют словом, переводимым на русский язык не как «экономика», а как (economics) «экономическая теория».
Итак, экономика – это созданная и постоянно совершенствуемая людьми система использования и преобразования разнообразных имеющихся в окружающей природной среде и ранее произведенных средств с целью получения благ, удовлетворяющих потребности человека, общества государства.
Прежде чем сформировать предмет экономики здравоохранения, необходимо отметить, что при анализе экономических проблем здравоохранения важно рассматривать его, с одной стороны, как область человеческой деятельности, а с другой - как отрасль хозяйства.
В здравоохранении,как и в любой другой области деятельности человека, могут быть выделены профессиональная и экономическая сторона. Профессиональная оставляет содержательный аспект медицинской деятельности и подразумевает материально-вещественное или технологическое содержание. Экономическая же сторона предполагает хозяйственные формы, в рамках которых совершается данная профессиональная деятельность (социально-экономическая или производственная форма). Ни один вид профессиональной деятельности не осуществляется в отрыве от какой-либо конкретной экономической формы. Указанные стороны деятельности существуют в неразрывной связи при любых условиях, в любом обществе. От решения экономических проблем здравоохранения зависит успех профессиональной деятельности медицинских работников. решение многих проблем, существующих в настоящее время в этой отрасли хозяйства.
Экономика здравоохранения исследует хозяйственные формы профессиональной деятельности, что в современных условиях имеет существенную научно-практическую значимость. Следовательно, ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - это комплекс экономических знаний о формах, методах и результатах хозяйственной деятельности в области медицины, ее организации, управлении и развитии. Предметом экономики здравоохранения является хозяйственная сторона медицинской деятельности, которая отражает социально-экономическую или производственную форму ее осуществления.
Экономические отношения, возникающие в процессе профессиональной медицинской деятельности, делятся на две крупные группы. Первая носит название организационно-экономических отношений. Их характер определяется технологией самого лечебно-профилактического процесса и отражает те общие черты, которые имеет вся совокупность медицинских учреждений данного типа (все стационары, все поликлиники, все диагностические центры и т.д.). Примером организационно-экономических отношений может служить система финансирования ЛПУ, включающая принцип определения тарифов на медицинские услуги, порядок взаиморасчетов и т.д.
Другая группа отношений носит название социально-экономических отношений. Их анализ дает возможность выявить специфические, особенные черты хозяйственной деятельности медицинских учреждений, которые функционируют в различных условиях (государственные, муниципальные и частные). Например, размер и порядок начисления заработной платы существенно отличается в этих учреждениях при равном объеме количества и качества оказываемых медицинских услуг.
Обе эти группы отношений тесно взаимосвязаны. Их изучение позволяет, например, выбрать оптимальную хозяйственно-правовую модель предпринимательской деятельности в здравоохранении на определенном этапе его развития.
Экономика здравоохранения использует широкий спектр методов познания: анализ и синтез, математические и статистические приемы, балансовый метод, прогнозирование, хозяйственные эксперименты и др. Одними из важнейших методов являются анализ и синтез. В процессе анализа мышление идет от общего к частному, т.е., происходит расчленение исследуемого явления на его составляющие части и стороны. Синтез подразумевает интеграцию частных понятий, свойств в общее для выявления наиболее существенных закономерностей.
Математические и статистические приемы и средства исследования помогают вскрыть количественную связь экономических перемен. Вскрывая количественные изменения процессов, экономика здравоохранения исследует и переход количества в новое качество. При этом следует подчеркнуть, что каждое явление, каждый процесс должны изучаться всесторонне, в неразрывной связи их качественных и количественных составляющих.
Балансовый метод представляет собой совокупность приемов экономических расчетов. Они используются для обеспечения строго количественного соотношения между какими-либо составляющими. Например: между доходной и расходной частями бюджета, между потребностями населения в медицинских услугах и возможностью их удовлетворения и т.д. Схема экономических балансов строится по принципу равенства величин: а) ресурсов; б) возможностей их использования с учетом создания резервов. Последнее очень важно, т.к. без наличия резервов в условиях резкого дефицита ресурсов тот или иной функциональный блок может дать сбой, что чревато серьезными медико-социальными последствиями.
Прогнозирование, как один из методов представляет научное предвидение наиболее вероятных изменений состояния отрасли здравоохранения, потребности общества в медицинских услугах, производственных возможностей медицины, направлений технического процесса отрасли и т.д. Прогнозирование является предварительной стадией работы. Это позволяет предвидеть проблемы, которые потребуется решить для достижения каких-то целей.
Одним из распространенных методов в настоящее время являются хозяйственные эксперименты. Поиск тех или иных методов повышения эффективности системы здравоохранения на примере нескольких регионов или отдельных медицинских учреждений имеет большое практическое значение.