Материалистическая психология во Франции.




Тема № 5. Психологические учения

ХУ111 века

План:

1. Период становления ассоциативной психологии в Англии.

2. Материалистическая психология во Франции.

3. Психология в Германии.

4. Психология в России.

Литература:

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1997. С. 92-105.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976. С. 136-162.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1966. С. 164-189.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. С. 119- 150.

 

В ХУ111 веке доминируют:

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее источником познания опыт.

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. Стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств.

 

Период становления ассоциативной психологии в Англии.

Материалистическое учение Д.Гартли.

Давид Гартли (1705-1757), врач, Англия.

Работа «Наблюдения над человеком» или «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» - начало классического ассоцианизма.

Сторонник Локка, т.е. опытного происхождения сознания, теории ассоциации. В качестве факторов ассоциации Гартли принял: смежность во времени (Юм) и частоту повторений.

Закон повторяемости – чем чаще две идеи встречаются вместе, тем более велика верорятность образования между ними ассоциативной связи.

Так, ощущения А, В и С ассоциируясь достаточное количество раз, порождают идеи а, в и с. В дальнейшем достаточно одного ощущения А, чтобы возбудить в уме в и с.

Выделял три элемента психической жизни:

- ощущения

- простейшие представления

- чувствования

Посредством механизма ассоциации этих элементов строится вся душевная жизнь человека.

Выступает с материалистических позиций: всё, что происходит в сознании, все духовные способности объясняются через обращение к процессам, происходящим в органической структуре мозга.

Так, в основе механизма ассоциации лежат механизмы вибрации.

Механизмы вибрации – это материальные физиологические процессы, возникающие в нервном веществе под влиянием внешних воздействий.

Если 2 различные вибрации возникают одновременно, возбуждение от каждой распространяется во все стороны, они оказывают влияние друг на друга, возникает взаимодействие, образуется связь между этими центрами. В дальнейшем, если возникает одна вибрация, то возникает и другая.

Возникающие ассоциации психических явлений – это отражение отношений между центрами в головном мозге (отражение нервных связей). На основе ассоциаций образуются все сложные представления, явления памяти, аффекты и т.п.

Это грубый механицизм, т.к. ассоциация по Гартли – это итог работы мозга, без учёта активности сознания. Но, это естественное объяснение происхождения психических явлений (рефлекс).

Теория Гартли – вершина материалистического ассоцианизма ХУ111 века. Ассоцианизм Д.Беркли и Д.Юма – субъективно-идеалистический.

 

Джордж Беркли (1686-1753)

Работа: «Новая точка зрения» или «Опыт новой теории зрения» (1709). В ней он изложил теорию восприятия зрительного пространства.

Для объяснения глубинного, пространственного зрения Беркли использует идею ассоциации. Он исследует то, каким образом мы воспринимаем третье измерение. Современная физика – пространство трёхмерно. Человеческий глаз способен воспринимать лишь два измерения. Беркли считает, что мы воспринимаем трёхмерные изображения благодаря предшествующему опыту, проводя ассоциации данного ощущения с другими зрительными ощущениями, которые мы имели прежде, рассматривая этот предмет с различных расстояний. Опыт рассматривания предмета с различных сторон и на различном расстоянии накладывается на непосредственные ощущения, вызываемые сокращением глазных мускулов (поворот головы, движение глаз). Всё это даёт нам ощущение глубины восприятия. Т.о., для Беркли трёхмерное восприятие объекта – это ассоциативное восприятие.

Беркли, в отличие от Локка отвергал различение первичных и вторичных качеств. Беркли считает, что все качества – вторичные.

Теория Беркли – субъективно-идеалистическая, о том, что «Быть, значит быть в восприятии». Т.е., воспринимаемый внешний мир, по Беркли, превращен в компелекс ощущений, любой объект – это сочетание наших ощущений. Он не утверждает, что физические объекты существуют только в момент их восприятия, но считает, что у нас нет доступа к объективным их характеристикам, мы полагаемся только на собственные ощущения.

Беркли также признавал, что некоторые явления обладают независимостью, согласованностью вне восприятия их человеком. Для объяснения Беркли использует понятие Бога. Бог воспринимает всё, что происходит в мире. Например, если где-нибудь в лесу упадёт дерево и не будет никого, кто бы мог услышать это, то звук всё же будет существовать, потому что есть Бог, который всегда всё слышит.

 

Давид Юм (1711-1776)

Последователь Беркли. Согласно Беркли материальный мир не существует, пока он не доступен наблюдению, а Бог является гарантом стабильности и постоянства физических объектов. Юм задаётся вопросом, а что будет, если убрать идею Бога? И отвечает так:

«Если все знания о «внешнем мире» основываются только на наших предсталениях и, следовательно, носят опосредованный характер, то мы в принципе не можем с уверенностью сказать, существует ли на самом деле «внешний мир» или нет».

Юм чётко оперировал терминологией. Он различл:

- впечатления – базовые понятия – это ощущения и восприятие;

- идеи – производные от ощущений – воображение (в современной терминологии).

Ощущения и идеи могут быть простыми и сложными. Юм выявил два закона ассоциации сложных идей:

1. Закон сходства – чем более сходны идеи между собой, тем с большей вероятностью между ними возникают ассоциативные связи.

2. Закон смежности – чем более близки идеи в пространстве и времени, тем с большей вероятностью между ними возникают ассоциации.

В целом позиция Юма близка к механистическому взгляду на мир и продолжает линию эмпиризма и ассоцианизма.

 

Материалистическая психология во Франции.

ХУ111 век – век Просвещения, эпоха Великой французской революции. Мыслители, представлявшие это течение, считали главной причиной всех человеческих бед невежество, религиозный фанатизм. Они требовали покончить с суевериями, утвердить в умах людей взамен ложного знания – научное, проверенное опытом и разумом. Предполагалось, что, следуя этим путём, можно будет покончить с социальными бедами и пороками и утвердить добро и справедливость.

Представители французского Просвещения были самыми радикальными критиками любых учений, допускавших влияние на природу и человека сил, недоступных опыту и разуму.

Эти учёные (энциклопидисты, т.к. объединились вокруг 35-томной «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (1751-1780) подходили с материалистических позиций и к вопросам психологии.

Наиболее существенные черты французской эмпирической психологии, отличающие её от английской – внимание к проблемам активности человеческого сознания, указания на его обусловленность общественными условиями.

Э.Кондильяк (1715-1780)

Крайний сенсуалист. Последователь Локка, но сужает опыт, признаёт только внешний опыт, ощущения. Считал, что вопрос о происхождении психических процессов Локк не раскрыл, он не объяснил того, что человеку нужно учиться видеть, слышать и пр.

Работа «Трактат об ощущениях». В ней показывает эмпирическое происхождение явлений сознания. В качестве методического приёма использует образ статуи.

Вначале статуя не наделена никакими психическими способностями. Предполагает, что она наделена единственным психическим ощущением – обонянием. Показывает, как она начинает получать все остальные ощущения. Начинает действовать вся психическая механика. Как только один запах сменяет другой, сознание готово получить и все другие ощущения, как результат ассоциации. Пример: если один запах сильнее другого – процессы внимания; при сравнении запахов – умственная работа; по мере повторения ощущений возникает опыт, который является основой памяти. Так, Кондильяк прослеживает образование познавательных процессов.

Вывод: «Человек есть ничто иное, как то, что он приобрёл».

Человек, подобно статуе, рождается без ничего, без спосбностей души, но на основе ощущений он получает все эти способности. Итак, все психические способности возникают из ощущений.

 

Ж.Ламетри (1709-1751)

Отстаивал естественно-научный подход к пониманию человека и его психики. Человек – высшая ступень развития природы, отличается от животных а) телесной организацией, б) образованием и воспитанием.

Значение работ:

1) Первым выделил процессы внимания в качестве самостоятельных. Внимание обеспечивает упорядоченную и организованную работу сознания. П.Я.Гальперин: регулирующая и контролирующая функции. Гальперин отмечал, что функцию контроля впервые выделил Ламетри.

2) Выделил потребность, как источник человеческой активности. Потребности заставляют человека совершать определённые действия, ведущие к цели. Соотносил наличие потребностей с умственными способностями. Чем больше потребностей, тем больше ума. Общество должно способствовать удовлетворению потребностей, т.к. человек от природы наделён ими.

Итак, Ламетри расширил границы сознания, включив в него процессы, которые объясняют его активность.

К.Гельвеций (1715-1771)

Основной вопрос его исследований: «Откуда берётся неравенство умов? Зависит ли это только от природы или и от воспитания?

Умственные способности формируются под влиянием воспитания, при жизни. Но все люди обладают одинаковыми предпосылками для развития умственных способностей. Однако, не все люди совершают великие открытия (главный критерий большого ума). Почему? Причины:

1 – стечение обстоятельств и роль случая, способствующего совершению великого открытия.

2 – стремление, страсть к славе (источник интеллектуальной активности). Сила страсти различна у разных людей и зависит от воспитания, от оценки обществом (люди загораются страстью).=> Необходимо перестроить общество, образовать республику.

Итак, Гельвеций указывает на социальную обусловленность психического развития. Проблема человеческих способностей приобрела у Гельвеция острую политическую окраску.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: