Ренессансная натурфилософия и идеи утопического социализма.




Философия природы Ренессанса обусловлена натуралистической трактовкой философско-мировоззренческих проблем. Представителями натурфилософии были многие известные мыслители: уже упоминавшийся нами Николай Кузанский (1401–1464), Леонардо да Винчи (1452–1519), Николай Коперник (1473–1543), Парацельс (1493–1541), Бернардино Телезио (1509–1588 гг.), Джордано Бруно (1548–1600), Галилео Галилей (1564–1642), Иоганн Кеплер (1571–1630) и др. Выдающиеся художники, ученые и философы рассматривали человеческий опыт не как пассивное наблюдение, а как целеустремленное вмешательство в природу согласно с ее законами. Природа исследовалась как телесная материя, возникшая вследствие божественного творческого усилия; далее она обретала черты вечности и неизменности, заполняя собою все пространство. Так формировалась пантеистическая позиция, согласно которой Бог пронизывает собою все бытие. Пантеизм стал типичным проявлением компромиссной, двухцентровой картины мира, характерной для эпохи Возрождения: творческим центром Вселенной полагался не только Бог, но и человек.

Открытия Н. Коперника, Г. Галилея и Д. Бруно были не просто научными изысканиями; они сыграли существенную роль в развитии философской мысли. Совершив переворот в естествознании и создав гелиоцентрическую картину мироздания, эти ученые внесли новое содержание в схоластические понятия конечного и бесконечного, причины и следствия, единого и множественного. Философия природы имела тесную связь с неоплатонизмом; об этом свидетельствуют взгляды Н. Кузанского. В его натурфилософии содержалась критика схоластики как «учёного незнания», которому противопоставлялось «мудрое незнание» в стиле Сократа. Осмысливая основы мироустройства и традиционно понимая Бога как творца, «форму всех форм», мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей. Сближая Бога и природу, он характеризовал Бога как «абсолютный максимум» и трактовал мир как некое развертывание Бога. Суть своих пантеистических взглядов философ выразил в формуле «Бог во всем и всё в Боге». Изобразив все явления природы взаимосвязанными, Н. Кузанский увидел в человеке «абсолютный минимум», способный охватывать сотворенный мир силой мысли и сливаться с «абсолютным максимумом». Опережая свое время и обновляя натурфилософию, он утверждал, что Вселенная бесконечна, и у нее вообще нет центра, занимающего особое положение. Все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и, вполне возможно, обитаемы, хотя их жители могут быть несоизмеримыми с земными. Почти за два века до Галилея он утверждал, что все светила, включая Землю, движутся в пространстве, и объяснял видимое движение небосвода осевым вращением Земли. Астрономические труды Н. Кузанского, по мнению историков науки, оказали прямое или косвенное влияние на взгляды Коперника, Джордано Бруно и Галилея. Кроме того, натуралистическая тенденция была характерна для философии П. Помпонацци (1462–1525), который фактически отождествлял судьбу, фатум с физической необходимостью.

В эпоху Ренессанса активно развивались социальные и футуроло­гические теории, а также зарождалась политическая философия. Большая часть этих теорий приходится на начало XVI в. – исторического периода, характеризующегося религиозными войнами, социально-политическими и национальными противоречиями. В центре внимания мыслителей Возрождения вновь оказались проблемы необходимости и свободы воли индивида, тесно связанные с проблемами морали и веры. Наиболее показательными в этом плане были учения Н. Макиавелли, Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Никколо Макиавелли (1469–1527) был убежден, что сила фатума не может подавить свободу воли субъекта. Размышляя о стимулах человеческой деятельности, он особо выделял интерес, причем делал упор на экономическом интересе, т. е. на стремлении сберечь и приумножить имущество. Считая главной бедой державы политическую раздробленность, он выступал за сильную государственную власть. Он считал, что правитель должен быть «сильный как лев и хитрый как лис»; только в этом случае он сможет добиться мощи и процветания своей державы. Абстрагируясь от моральных оценок, Макиавелли тем самым стремился освободиться и от религиозных оценок. Впоследствии это привело к упрощенной трактовке термина «макиавеллизм» как синонима аморализма в политике.

Проблемы государственного устройства волновали и мыслителей, меч­тавших об идеальной организации общества. Томас Мор (1478–1535) создал проект подобного социального идеала – Утопию, где социальные отношения основывались на общественной собственности, равенстве и веротерпимости. Считая социально-политическую систему несовершенной, автор критиковал смертную казнь, высмеивал тунеядство духовенства, выражал несогласие с «кровавыми» законами о рабочих. В своем гуманистическом учении он выдвинул следующие идеи: главой государства должен быть «мудрый монарх», частная собственность и эксплуатация должны быть заменены обобществленным производством, труд обязателен для всех и не должен быть изнурительным, деньги могут быть использованы только для торговли с другими странами, распределение продуктов должно осуществляться по потребностям.

Позднее Томмазо Кампанелла (1568–1639) воплотил идеи социалистической утопии в работе «Город-солнце », где идеальная община характеризовалась отсутствием семьи и частной собственности, развитием просвещения и т. п. Верховного правителя-священника, обладающего грандиозными научными познаниями, автор именовал Метафизиком; прочие должностные лица должны были сменяться по воле народа. Основой социального уклада являлась общность всей жизни, осуществление которой жестко контролировалось администрацией. Жизнь граждан Города Солнца протекала по строго установленным правилам, а производство было основано на всеобщей трудовой повинности. Все стороны жизни, вплоть до цвета и длины одежды, строго регламентировались; нарушение данных предписаний объявлялось величайшим преступлением вплоть до смертной казни. Воспитание детей находилось в руках государства, родственных отношений не существовало.

Показательно, что всеобщее благоденствие у авторов социальных утопий основывалось не только на общеобязательном труде, но и на жесткой регламентации личной жизни. Данная идея восходила к «идеальному государству» Платона, где каста мудрых правителей регулировала жизнь остальной части населения в соответствии с принципами общественного блага. В то же время, авторы утопий, предвосхищая научные достижения Нового времени, провозглашали эмпирический характер науки, отстаивали ее независимость от авторитета церкви. Их религиозные представления о причастности всех вещей Богу также носили пантеистический характер.

Подводя итог изучению философии эпохи Ренессанса, следует подчеркнуть, что данная эпоха была не просто переходным звеном от Сред­невековья к Новому времени. Ренессанс дал ощутимый толчок развитию науки, искусства, философии. Ориентируясь на человека как индивидуальность и выявляя своеобразие человеческой личности, мыслители Возрождения формировали совершенно новое, гуманистическое мировоззрение, приблизившее Европу к эпохе Нового времени.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: