Перед тем, как приступить к описанию разработанной нами методики обучения письму, следует кратко остановиться на характеристике уроков в 5 классе средней школы № 56 г. Ульяновска.
В процессе изучения и анализа уроков, мы установили, что монотонное и однообразное изучение слов с непроверяемыми написаниями требует от ученика немалых затрат умственных и нервных сил, что приводит к перегрузке и быстрой утомляемости школьников, потере интереса учащихся к урокам родного языка. Для устранения вышеназванных недостатков мы предлагаем свою методику проведения уроков письма, в которой рассматриваем слова с непроверяемыми написаниями непосредственно в контексте и в привычном для них окружении. В качестве экспериментального был взят 5 «А» класс, в качестве контрольного – 5 «Б» класс.
Для примера приводим фрагменты уроков по усвоению слов: билет, экскурсия, космонавт, адрес, семена, автомобиль, электричество, двенадцать, вокзал, сверкать, портрет, телефон, прекрасный, путешествие.
Чтобы не повторяться в описании уроков, сразу хотим оговорить, что каждый из фрагментов уроков предлагаемых нами занимал 5-10 минут от урока и был связан с изучаемой темой. Одной из целей таких уроков было – совершенствование навыков грамотного письма. Параллельно мы старались обращать внимание и на развитие речи.
Урок 1
Послушайте небольшую историю и догадайтесь, о чем в ней идет речь. Кто сможет правильно написать это слово на доске?
Лет триста тому назад английская дама Джейн Вокс превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала «Воксхолл», или «зал госпожи Во». Потом это слово стало означать «концертный зал на железнодорожной станции». Такой зал в городе Павловске под Петербургом начали называть вокзалом. Когда была построена Железная дорога из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали...
|
Урок 2
В схеме слов записаны только гласные, которые являются орфограммами. Остальные буквы обозначены точками. Впишите вместо точек недостающие буквы. Подчеркните все орфограммы.
. о....
. а.... о
. а.... о....
. а....
. а.... о
(расстояние, вагон, направо, вокзал, налево)
Урок 3
Закончите предложения:
Мы поехали... Мы забрали бабушку... ... стоит много такси. | для вокзала на вокзал с возала у вокзала |
Семена
Урок 1
Послушайте стихотворение-загадку. О каких волшебных зернышках в нем идет речь?
Зернышко в черную землю сажаешь,
Лейку берешь и его поливаешь.
Смотришь, и вырастет скоро в саду
Клумба прекрасная в буйном цвету.
Урок 2
Отгадайте слова по значению. Запишите их и подчеркните орфограммы.
Машина для посева семян.
Зерна, предназначенные для посева.
Крестьянин, земледелец.
Урок 3
«Посадите» семечко и нарисуйте, как оно будет расти.
Двенадцать
Урок 1
Запишите предложения, заменяя цифры словами.
К 8 прибавить 4 получится 12.
Разность 16 и 4 равна 12.
Урок 2
Запишите названия сказок, в которых есть числительные. Сказку, которую вы любите больше всего, расскажите.
Урок 3
Впишите в стихотворение числительное, написание которого следует запомнить. Прочитайте стихотворение выразительно.
Вот опять
.... палочек
Разлетелись по двору –
Это палочки-считалочки
Начинаем мы игру.
И пока
.... палочек
|
Собирал в траве Сергей,
Мы с ребятами попрятались –
Кто-куда и кто-быстрей.
Ю. Синицын
В какую игру играли ребята? Поиграйте и вы в нее, но сначала расскажите об условиях игры.
Сверкать
Урок 1
Послушайте стихотворение. Объясните, что значит «сверкать босыми пятками».
Кто чем сверкает?
Сверкает яркий луг росой
Карась – боками гладкими,
Мудрец – умом,
Лицо – красой,
А трус – босыми пятками.
О. Дриз
Урок 2
Вставьте пропущенный корень в однокоренные слова. Подчеркните непроверяемые написания.
Сверкать – за... ать,... ание, с... ающий.
Урок 3
Что может сверкать?
Прекрасный
Урок 1
Посмотрите на эти слова и выберите из них однокоренные:
красивый, красный, краска, красота, прекрасный.
Произнося слово красивый, прекрасный вы всегда представляете что-то, отличающееся красотой. А почему мы можем поставить в этот ряд слово красный? Вспомните, древнейшим значением этого слова было «красивый»: красно солнышко, красна девица, красный день. Теперь понятно, как образовалось слово прекрасный: приставка пре- имеющая значение «очень» и слово красный в значении «красивый».
Урок 2
С какими словами из группы можно составить словосочетание прилагательное + существительное? Запишите 2-3 таких словосочетания.
(прекрасный, здесь, здравствуйте)
Урок 3
Составьте возможные пары:
прекрасный (-ое; -ая) | день теперь богатство настроение погода желать автомобиль горизонт |
Портрет
Урок 1
Доскажите словечко, потом впишите его и выразительно прочитайте стихотворение.
Если видишь, что с картины
|
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется..... (портрет)
А. Керингер
Нарисуйте портрет своего лучшего друга (подруги).
Урок 2
Из данной группы слов составьте фразы, которые начинаются словами: «Во всех этих словах есть...» или «Ни в одном слове нет...», «Во всех словах нужно запомнить...».
Металл, железо, инженер, директор, портрет.
Например. Во всех словах есть буква Е. (Да)
Урок 3
Как вы понимаете данные словосочетания? Запишите с ними предложения. В однокоренных словах выделите корень.
Прекрасный портрет, художник-портретист, портретный набросок.
Телефон
Урок 1
Отгадайте загадку. Запишите отгадку.
Поверчу
волшебный круг –
и меня услышит друг. (Телефон)
Е. Авдиенко
Урок 2
Разгадайте ребус. Запишите ответ и подчеркните орфограммы.
Урок 3
Сравните слова по значению. Какое из них «лишнее»? С «лишним» словом запишите предложение.
Шестнадцать, телефон, двенадцать, восемь.
Адрес
Урок 1
Отгадайте загадку.
Белое поле
Черное семя
Кто его сеет
Тот разумеет.
(Письмо)
Как письмо находит своего хозяина?
Урок 2
Что нужно чтобы написать письмо?
Урок 3
Напишите письмо другу с пожеланиями на лето.
Путешествие
Урок 1
Прочитав текст, выберите из данной группы слов то, о котором идет речь.
(вокзал, аллея, путешествие, дорога)
Слово путешествие – это сложное слово. В нем 2 корня. 1-й корень связан по значению со словом путь. 2-й корень (шеств-) – от глагола шествовать, близкого по значению глаголу идти. Буква е соединяет 2 корня. Путешествие – это поездка или передвижение пешком с какой-либо целью.
Урок 2
Листочки с заданиями:
Разобрать слово ПУТЕШЕСТВИЕ по составу.
Вставить пропущенные слова.
Путешествие – это... или... с какой-либо целью.
(Танец, игра, поездка, пение, передвижение пешком, прогулка, встреча)
Урок 3
«Соберите» текст, вставьте пропущенные орфограммы. Выпишите однокоренные слова.
Билет
Урок 1
Прочитайте выразительно стихотворение. Подчеркните орфограммы в выделенном слове.
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка рассуждает:
- Если я купил билет,
Кто я: заяц или нет?
Что вы ответите зайке?
Урок 2
Отгадайте слова по их значению. Запишите однокоренные слова в строчку, и дополните по одному слову. Выделите корень в однокоренных словах.
Поездка или передвижение пешком с какой-либо целью.
Коллективный поход или поездка куда-нибудь с целью осмотра, знакомства с чем-либо.
Человек, совершающий полеты в космическом пространстве.
Листок, дающий нам право пользоваться чем-нибудь, входить куда-нибудь.
Урок 3
Приготовьте красочные пригласительные билеты для ваших мам, пап, бабушек и одноклассников.
Автомобиль
Урок 1
Послушайте историю слова «автомобиль». Запишите это слово и подчеркните орфограмму.
Слово «автомобиль» пришло к нам из французского языка. Составлено оно из двух слов: греческого слова аутос, что значит «сам», и латинского мобилис, означающего «движущийся, подвижный». Вот и получается: автомобиль – сам собою движущийся. В нашем языке уже много слов, в которых есть часть авто-, например: автокран, автобензовоз. А знаете ли вы такие слова?
Урок 2
Соберите картинку. Что на ней изображено? Запишите.
Урок 3
Решите кроссворд. Подчеркните в словах буквы, написание которых следует запомнить.
А |
| ||||||||
В | |||||||||
Т | |||||||||
О | |||||||||
М | |||||||||
О | |||||||||
Б | |||||||||
И | |||||||||
Л | |||||||||
Ь |
6. Предлог, употребляемый в значении «кругом», «вокруг», «вблизи», «возле».
7. Слово из французского языка, где оно означает «дорожные вещи», и образовалось от слова БАГ («пакет»).
8. Название месяца, который заканчивает учебный год.
9. Время самых лучших каникул.
Космонавт
Урок 1
О ком эта загадка?
Ракету в звездную высь направляет,
Землю сверху он изучает.
(Космонавт)
Урок 2
Составьте словосочетания.
о с для | космонавт |
Запишите слова, которые связаны с темой «космос».
Урок 3
Сочините небольшой рассказ на тему: «Я хочу быть космонавтом». Проиллюстрируйте его. Запишите советы тем, кто готовится стать космонавтом.
Экскурсия
Урок 1
Наборщик перепутал предложения. Помогите ему собрать текст. Прочитайте и озаглавьте его. Подчеркните орфограмму в выделенном слове, запомните его написание.
Урок 2
Составьте и запишите словосочетания со словом «экскурсия». Расскажите, на какой экскурсии вы побывали.
Урок 3
Напишите небольшой рассказ на тему: «Экскурсия, которая запомнилась мне больше всего» или «Экскурсия, на которой мне хотелось бы побывать».
Электричество
Урок 1
Отгадайте загадку. Отгадку запишите, подчеркните орфограмму.
Кто по проводам
В дом приходит к нам?
По ночам темно,
Освещает дом оно.
(Электричество)
Урок 2
Запишите все слова с корнем ЭЛЕКТР - из текста об истории слова электростанция.
Электростанция - это сложное слово, которое образовалось путем соединения слова станция и части электро-, что значит «электрический». Электростанция – значит электрическая станция. В русском языке есть много слов, первой частью которых является часть электро-: электродвигатель, электродойка, электросварка. Знаете ли вы такие слова?
Урок 3
Отгадайте слова по их значению. Запишите однокоренные слова в строчку, и дополните в каждый ряд по одному слову. Выделите корень в однокоренных словах.
Машина для передвижения железнодорожных поездов, работающая от электросети.
Предприятие по выработке электрической энергии.
Скульптурное или архитектурное сооружение в память о ком- или о чем-нибудь.
Сохранившийся в памяти, незабываемый.
Лото
В его комплект входят несколько больших листов, разделенных на 4 квадрата, в каждом из которых крупным шрифтом написаны слова с непроверяемым написанием (желательно, чтобы непроверяемое написание в слове было каким-либо образом выделено).
На маленьких карточках, совпадающих по размерам с квадратом большого листа, записываются загадки, вопросы и другие задания, соответствующие словам-отгадкам, занесенным в квадраты. Количество маленьких карточек должно соответствовать общему количеству квадратов на больших листах.
Правила игры аналогичны другим играм подобного рода. Лото можно использовать на разных этапах изучения слов с непроверяемыми написаниями. Мы применили его на этапе закрепления, с целью более прочного усвоения правописания слов с непроверяемыми гласными в корне.