Список вопросов по фортепианной педагогике




ВОПРОСЫК ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО И ПЕДАГОГИКА»

Раздел 1. Фортепианное исполнительское искусство

ВОПРОСЫ

История фортепианной музыки и исполнительства

 

1. Клавирное творчество эпохи барокко (И.С.Бах, Скарлатти, Куперен или др. – по выбору): уртекст и редакции, стилевые особенности, исполнительская проблематика.

2. Клавирно-фортепианное наследие Гайдна и Моцарта: уртекст и редакции, стилевые особенности, исполнительская проблематика.

3. Фортепианное наследие Бетховена: уртекст и редакции, исполнительская проблематика.

4. Фортепианное наследие композиторов-романтиков – Шуберта (или Шопена, Шумана, Листа, Брамса, Чайковского, Рахманинова и др. – по выбору): индивидуальные особенности стиля и выразительных средств, исполнительская проблематика.

5. Фортепианное творчество рубежа XIX и XX веков – Дебюсси (или Скрябина, Равеля и др. – по выбору): своеобразие стиля и выразительных средств, исполнительская проблематика.

6. «Фортепиано XX века» – творчество Прокофьева (Шостаковича, Стравинского, Хиндемита, Бартока, Мессиана или др. – по выбору): своеобразие стиля и выразительных средств, исполнительская проблематика.

7. Исполнительское искусство и педагогика Листа (Бетховена, Шопена, А.Г. Рубинштейна или др. композиторов-пианистов XIX в. – по выбору): художественные концепции, эстетические принципы, фактология.

8. Исполнительское искусство Рахманинова (Скрябина, Прокофьева, Бартока или др. пианистов-композиторов XX в. - по выбору) в контексте фортепианной культуры их времени.

9. Выдающиеся отечественные пианисты XX века (персоналия по выбору): характеристика творчества, анализ индивидуальных черт.

10. Выдающиеся зарубежные пианисты XX века (персоналия по выбору): характеристика творчества, анализ индивидуальных черт.

11. Интерпретация Бетховена (Шопена, Баха или других композиторов классического наследия - по выбору) пианистами XX–XXI вв.: исторические вехи, эволюция исполнительских концепций, проблема аутентичности и новаторства.

12. Фортепианное исполнительское искусство в социо-культурных реалиях сегодняшнего дня: музыкальные конкурсы, фестивали, звукозапись, сетевые технологии и т.д.

13. Типология исполнительских стилей XX-XXI веков ("романтический", "классический", "экстатический", "формально-аналитический", "эпический" и др.)

14. Исторически информированное исполнительство в контексте современной фортепианной культуры.

 

 

Литература к разделу «Фортепианное исполнительское искусство»

Основная

1. Александр Ильич Зилоти (1863 - 1945). М., 2016.

2. Арнонкур Н. Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки. Сумы, 2005.

3. Асафьев. Б. Книга о Стравинском. Л., 1977.

4. Афанасьев В. Что такое музыка? М., 2007.

5. Бородин Б. Очерки по истории фортепианного искусства. М., 2009.

6. Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. Изд. 2-е перераб. и доп. М., 2011.

7. Баззана К. Очарованный странник. Жизнь и искусство Глена Гульда. М. 2007.

8. Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн. Тт. 1, 2. Л. 1957-1962

9. Баренбойм Л. Николай Григорьевич Рубинштейн. М., 1982.

10. Бертенсон Н. Анна Николаевна Есипова. Л., 1960.

11. Бодки Э. Интерпретация клавирной музыки И.С. Баха. М., 1999.

12. Вицинский А. Беседы с пианистами. М., 2004.

13. Высоцкая М., Григорьева Г. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну. М., 2011

14. Гаккель Л. Фортепианное творчество С.С. Прокофьева. Л., 1960.

15. Гаккель Л.Е. Фортепианная музыка ХХ. века. Л., 1976.

16. Гельфанд Я. Диалоги о фортепианной нотации и ее интерпретации. СПб., 2008.

17. Гинзбург Г. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1984; 2-е доп. изд. - М., 2015.

18. Гордон Г. Эмиль Гилельс. За гранью мифа. М., 2009.

19. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. 2-е изд. М., 2010.

20. Гринди К. Беседы с выдающимися пианистами и педагогами. М., 2013.

21. Грохотов С.В. Шуман и окрестности. М., 2006.

22. Грохотов С. Музыкальный бидермейер. Эпоха – стиль – география // От барокко к романтизму. Вып. 2. М., 2010.

23. Дельсон В. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. М., 1973.

24. Дельсон В. Фортепианное творчество Д.Д. Шостаковича. М., 1971.

25. Дроздова М. Новаторство исполнительского искусства Марии Юдиной// Музыкально-исполнительское и педагогическое искусство XIX–XX вв. Ч. 2. М., 2013

26. Зайцева Т. Творческие уроки М.А. Балакирева. Пианизм, дирижирование, педагогика. Исследовательские очерки. СПб., 2012.

27. Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М., 1997.

28. Зетель И. Н.К. Метнер - пианист. М.,1981.

29. Коган Г.М. Ферруччо Бузони. М., 1971.

30. Когоутек. Ц. Техника композиции в музыке XX века. М., 1976.

31. Копчевский Н. Клавирная музыка: Вопросы исполнения. М., 1986.

32. Корто А. О фортепианном искусстве. М., 1965. 2-е изд. - 2005.

33. Ландовска В. О музыке. М., 1991. 2-е изд. - 2005.

34. Лонг М. За роялем с Клодом Дебюсси, Габриэлем Форе, Морисом Равелем. М., 2001.

35. Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М., 2008

36. Майстер Х. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И. С. Баха. М., 2009.

37. Мальцев С.М. Инструмент и педаль у Бетховена. Спб., 2010.

38. Меркулов А. Фортепианные сюитные циклы Шумана. М., 2011.

39. Меркулов. А.М. Каденция солиста в эпоху барокко и венского классицизма. М., 2014.

40. Мильштейн Я. И. Ф. Лист. Тт. 1-2. М., 1971.

41. Мильштейн Я.И. Советы Шопена пианистам. М., 1967.

42. Монсенжон Б. С.Т. Рихтер. Статьи, дневники. М., 2003.

43. Мофа А.В. Английские фортепиано и некоторые стилевые черты лондонской фортепианной школы второй половины XVIII – начала XIX века // От барокко к романтизму. Вып. 2. М., 2010.

44. Музалевский В. Русское фортепианное искусство. Л., 1961.

45. Нейгауз Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. М., 1975; второе изд. - 1983

46. Николаев А. Фортепианного наследие Чайковского. М., 1958.

47. Николаев Л. Исследования. Публикации. Эпистолярное наследие. Екатеринбург, 2011.

48. Носина В. Символика музыки И. С. Баха. М., 2004

49. Рабинович Д. Исполнитель и стиль. Проблемы пианистической стилистики. М., 1979.; 2-е изд. - М., 2008.

50. Равичер Я. Василий Ильич Сафонов. М., 1959.

51. Софроницкий В. Последний великий романтик фортепиано: Владимир Софроницкий издали и вблизи. СПб., 2013

52. Слуцкая Л. Педагог-музыкант в отечественной системе профессионального музыкального образования: история и современность. М., 2010.

53. Смирнова М. Артур Шнабель и его эпоха. СПб., 2006.

54. Стивенсон Р. Парадокс Падеревского. СПб., 2003

55. Томашевский М. Шопен: Человек, творчество, резонанс. М., 2011

56. Толстых Н.П. Д. Штейбельт и Дж. Фильд в России: притяжение — противостояние. // От барокко к романтизму. Вып. 3. М., 2012

57. Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1969. 3-е изд. – М., 2001.

58. Фишман Н. Этюды и очерки по бетховениане. М., 1982.

59. Цыпин Г. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. М., 2001.

60. Хитрук А.Ф. Одиннадцать взглядов на фортепианное искусство. М., 2007

61. Холопова В.Н. Феномен музыки. М., 2014

62. Чинаев В. «Картина мира» барокко и некоторые стилевые аспекты клавирных сонат Скарлатти // Сб.: Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко. М., 2001

63. Чинаев В. От футуризма к «новой простоте». Исполнительское искусство С.С.Прокофьева в свете художественных тенденций времени // Звучащая жизнь музыкальной классики XX века. М., 2006

64. Чинаев В. Арабески Невыразимого: Дебюсси, Малларме, символистский контекст // Научный вестник Московской консерватории, №3 2013.

65. Чинаев В. Пианизм Рахманинова: к вопросу о стилевой идентичности // Научный вестник Московской консерватории. №2 (17), 2014.

66. Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. М., 2002.

 

 

Дополнительная литература

1. Арнонкур Н. Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди. М., 2005:

2. Баринова М.Н. «Судьба броосала меня как лодочку в океане» Воспоминания. Спб., 2013.

3. Бах К.Ф.Э. Опыт истинного искусства клавирной игры. СПб., 2005.

4. Бекман-Щербина Е. Жизнь пианистки. М., 2006.

5. Вспоминая Бетховена: биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса. М., 2001

6. Вспоминая Нейгауза. М., 2007.

7. Вспоминая Софроницкого. М., 2008.

8. Вспоминая Юдину. М., 2008.

9. Воспоминания о Рахманинове. Т. 1, Т. 2. М., 1974.

10. Власенко Л. Грани личности. М., 2013.

11. Гольденвейзер А. Воспоминания. М., 2009.

12. Гольденвейзер А. Б.: Наставник: Александр Гольденвейзер глазами современников. М., 2014.

13. Грохотов С. Иоганн Непомук Гуммель - композитор, исполнитель, педагог // От барокко к романтизму. Вып. 3. М., 2012.

14. Грохотов С. В. И.И.Кванц о свободном варьировании в исполнительском искусстве (по его трактату «Опыт наставления в игре на поперечной флейте») // Сб.: Музыкальное искусство барокко. Стили, жанры, традиции исполнения. М., 2003

15. Грохотов С.В. Шуман. Карнавал. М., 2009.Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты. М., 1990.

16. Гульд Г. «Нет, я не эксцентрик». Беседы. Интервью. М., 2003

17. Дюбал Д. Вечера с Горовицем. М., 2008.

18. Житомирский Д., Леонтьева О., Мяло А. Западный музыкальный авангард после Второй мировой войны. М., 1989.

19. Коган Г.М. Вопросы пианизма. Избранные статьи. М.,1968.

20. Коган Г.М. Избранные статьи. М., 1972.

21. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. 1973.

22. Меркулов А. Танеев играет Моцарта // Новое о Танееве. М., 2007.

23. Метнер И. Воспоминания. Статьи. Материалы. М., 1981.

24. Натансон В. Прошлое русского пианизма. М., 1960.

25. Наше святое ремесло. Памяти В.В. Нильсена (1910-1998). СПб., 2004.

26. Николаева Т. Воспоминания, статьи, очерки, интервью. Брянск, 2004.

27. От бароркко к романтизму. Вып. 1-3 М., 2010–2012

28. Перельман Н. Беседы у рояля. Воспоминания. Письма. М., 2013.

29. Пианисты рассказывают. Вып. 1 и 2. М., 1979, 1984.

30. Рихтер С. Т. О музыке: Творческие дневники. М., 2007.

31. Розанов И.В. От клавира к фортепиано. Из истории клавишных инструментов. СПб., 2001

32. Слуцкая Л. Творческое становление личности музыканта в исполнительском классе вуза (из опыта работы фортепианного факультета Московской консерватории) М. 2011.

33. Тамбовская Н. Две встречи с Григорием Соколовым. – «Муз. академия», 2001. №2.

34. Флиер Я. Статьи. Воспоминания. Интервью. М., 1983.

35. Хентова С. Шостакович-пианист. Л., 1964.

36. Хитрук А. Беседы с музыкантами о фортепианном искусстве. М., 2015.

37. Цыпин Г. Шопен и русская пианистическая традиция. М., 1990.

38. Черни К. О правильном исполнении всех фортепианных сочинений Бетховена. Спб., 2010.

39. Чинаев В. Вселяя ощущение космоса. У истоков эпического исполнительского стиля // Музыкальная академия. 1992, №1

40. Чинаев В. «Эффект контрапункта»: русские исполнительские традиции и современный контекст // "Наука без границ". Сборник. М., 2015.

41. Чинаев В.П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры XVIII-XX веков (автореферат докторской диссертации). М., 1995.

42. Чинаев В. «Романтическая экспрессия» vs. «Новая деловитость»: музыкальное исполнительство в контексте русского авангарда 1910–1920-х годов // Научный вестник Московской консерватории», 2015, №2

43. Чинаев В. Фактура «Картинок с выставки» Мусоргского: два принципа исполнительского толкования // Как исполнять русскую фортепианную музыку. М., 2009.

44. Шатский П. Фортепианные вариации Бетховена. Особенности жанра и эволюция интерпретаторских концепций. М., 2013

45. Шекалов В.А. Ванда Ландовская и возрождение клавесина. СПб. 1999

46. Шнабель А. «Ты никогда не будешь пианистом». М., 1999.

47. Шонберг Г. Великие пианисты. М., 2003

48. Эмери У. Орнаментика Баха. М., 1996.

49. Юдина М. «Лучи Божественной любви». Литературное наследие. М. 1999

 

Раздел 2 - История фортепианной педагогики

Список вопросов по фортепианной педагогике

для гос. экзамена «Музыкальное исполнительство и педагогика»

на фортепианном факультете Московской консерватории

 

1. Педагогика в профессиональной деятельности исполнителя. Педагогика музыкальная и педагогика фортепианная: общее и особенное. Компоненты деятельности пианиста-педагога, педагогические способности. Психологические типы педагогов. Методы работы педагога в классе.

2. История фортепианной культуры и педагогики в России в конце XVIII - первой половине XIX века: европейский опыт и отечественные национальные традиции. Развитие общего и профессионального музыкального образования. Обучение игре на фортепиано как центральный элемент системы музыкального воспитания.

3. Музыкально-исполнительская и педагогическая школа как явление культуры и система образования, как стилевой феномен и индивидуальная манера выдающегося мастера. Русская пианистическая традиция и школы других стран в историческом аспекте.

4. Отечественная фортепианная педагогика второй половины XIX – начала ХХ века и специфические особенности фортепианно-педагогических школ выдающихся пианистов (братья Рубинштейны, Т.О. Лешетицкий, С.И.Танеев, В.И. Сафонов, П.А. Пабст, А.И. Зилоти, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, А.Н. Есипова и др. – по выбору).

5. Музыкально-педагогические принципы ведущих профессоров крупнейших отечественных консерваторий первой половины и середины XX века (К.Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг, Ф.М. Блуменфельд, Л.В. Николаев, В.Х. Разумовская, Н.И. Голубовская и др. – по выбору).

6. Творческие принципы ведущих современных пианистов-педагогов Московской консерватории по классу специального фортепиано (по выбору).

7. Выдающиеся зарубежные пианисты-педагоги: принципы, взгляды, концепции (И.С. Бах, М. Клементи, Л. ван Бетховен, К. Черни, Ф. Шопен, Ф. Лист, Г. фон Бюлов, К.А. Мартинсен, И. Гофман, А. Шнабель, А. Корто, К. Леймер, М. Лонг и др. – по выбору).

8. Музыкальные способности. Особенности функционирования музыкального слуха (мелодического, гармонического, ладового, полифонического, тембро-динамического и т.д.) и чувства ритма на разных ступенях воспитания пианиста. Понятие внутреннего слуха. Развитие исполнительского внимания, воспитание волевых качеств личности.

9. Процесс работы исполнителя над музыкальным произведением. Содержание различных этапов этой работы: от первоначального представления до кристаллизации исполнительского замысла. Нотный текст и проблема вариантной множественности интерпретации. Уртекст и редакции.

10. Навык чтения нот с листа: его структура и принципы развития.

11. Проблема эстрадного волнения: пути достижения исполнителем оптимального состояния на сцене. Методика запоминания нотного текста.

12. Работа в классе над системой выразительных средств исполнения (звучание, динамика, тембр, метроритм, темп, агогика и др. - по выбору). Проблемы звукоизвлечения, педализации, аппликатуры, артикуляции: историческая эволюция принципов, художественные критерии, персональная специфика. Факторы формирования индивидуальной исполнительской концепции.

13. Развитие пианистической техники. «Механистическое», «анатомо-физиологическое» и «психо-техническое» направления в эволюции работы над техникой. Сущность психофизического единства исполнительского процесса. Психофизический комплекс и художественные намерения интерпретатора. Виды техники и методы их освоения.

14. Фортепианный урок: формы и методы проведения индивидуальных занятий. Особенности организации урока на разных стадиях обучения ученика. Творческое развитие педагогом самобытности учащегося. Принципы проблемного и развивающего обучения. Специфика работы в классах общего фортепиано, концертмейстерского искусства, камерного ансамбля.

15. Основные принципы детской музыкальной педагогики XX-XXI веков. Авторские методики музыкального воспитания детей в процессе занятий на фортепиано, принадлежащие известным отечественным пианистам-педагогам («Фортепианные школы» А.Д. Артоболевской, Л.А. Баренбойма, М.Г. Соколова, Е.М. Тимакина, О.А. Геталовой, Э.Ш. Тургеневой, Т.И. Смирновой и др. - по выбору).

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Айзенштадт С. Учитель музыки. Жизнь и творчество Карла Черни. М., 2010.
  2. Алексеев А. Из истории фортепианной педагогики. М., 2013.
  3. Алексеев А. Русские пианисты. М.-Л., 1948.
  4. Баренбойм Л. Николай Григорьевич Рубинштейн. М., 1982.
  5. Бертенсон Н. Анна Николаевна Есипова. Л., 1960.
  6. Браудо И. Об артикуляции. Л., 1973.
  7. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. М., 2005; ее же. Навык чтения с листа, его структура и принципы развития // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. М., 1976.
  8. Буасье А. Уроки Листа. Предисловие Н. П. Корыхаловой. СПб., 2006.
  9. Вартанов С. Аппликатура, движение и позиция в фортепианной игре // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. М., 1976.
  10. Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. М., 2010.
  11. Голубовская Н. Искусство исполнителя. СПб., 2007.
  12. Готсдинер А. Музыкальная психология. М., 1993.
  13. Григорьев В. Исполнитель и эстрада. М., 2006.
  14. Коган Г. Работа пианиста. М., 2004.
  15. Корто А. О фортепианном искусстве. М., 2005.
  16. Корыхалова Н. За вторым роялем. СПб., 2006.
  17. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М., 1971.
  18. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., 1988.
  19. Малинковская А. Исполнительско-педагогическая школа как явление музыкальной культуры и образования // Музыкальная педагогика и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО при МПГУ. 2013, №1.
  20. Мальцев С. Метод Лешетицкого. СПб., 2005.
  21. Мальцева Е. Александр Ильич Зилоти-педагог - продолжение традиции // «Музыкальная академия», 2012, № 3.
  22. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М., 1966.
  23. Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М., 2001.
  24. Мастера советской пианистической школы. М., 1961.
  25. Меркулов А. Исполнительские концепции «Карнавала» Р. Шумана: С.В. Рахманинов - В.В. Софроницкий - Бенедетти Микеланджели и другие // Последний великий романтик фортепиано. Владимир Софроницкий издали и вблизи. СПб., 2013.
  26. Меркулов А. «Слово “исполнитель” не передает сущности процесса музыкальной интерпретации» (размышляя над книгами С.Е. Фейнберга) // «Фортепиано», 2010, № 1-2.
  27. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М., 2013.
  28. Мильштейн Я. Константин Николаевич Игумнов. Исполнительское искусство и педагогика. М.,1975.
  29. Мильштейн Я. Ф. Лист. Т. 2. М.. 1970.
  30. Музалевский В. Русское фортепианное искусство (XVIII - первая половина XIX века). Л., 1961.
  31. Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения: Учебное пособие / Cост. и коммент. Г. М. Цыпина. М., 2011.
  32. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 2007.
  33. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М.,1980.
  34. Николаев В. Шопен-педагог. М., 1980.
  35. Николаев Л. Статьи и воспоминания современников. Л., 1979.
  36. Пфейфер Т. Лекции Ганса Бюлова. М., 1896.
  37. Равичер Я. Василий Ильич Сафонов. М., 1969.
  38. Рахманинов С. Литературное наследие. Т. 1-3. М., 1978-1980.
  39. Савшинский С. Пианист и его работа. М., 2002.
  40. Слуцкая Л. Педагог-музыкант в отечественной системе профессионального музыкального образования: история и современность. М., 2010.
  41. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., 2003.
  42. Толстых Н. Москва: начало пути // «PianoФорум», 2011, № 1; ее же. От «московской достопримечательности» к мировой известности: 1881-1905 (из истории фортепианного факультета Московской консерватории) // «PianoФорум», 2011, № 2.
  43. Уроки Гольденвейзера. М., 2009.
  44. Уроки Разумовской. М., 2007.
  45. Фейгин М. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. М., 1973.
  46. Фейнберг С. Мастерство пианиста. М., 1978.
  47. Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 2001.
  48. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.
  49. Шляпников В.А. Искусство педализации. Левая педаль. СПб., 1999.
  50. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., 2016.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Баренбойм Л. Фортепианная методика. М., 2006.

2. Баренбойм Л. Антон Григоревич Рубинштейн. Т. 1, 2. Л., 1957, 1962.

3. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969.

4. Башкиров Д. «Успехи учеников радуют меня больше, чем собственные» // «PianoФорум», 2010, № 4.

5. Власенко Л. Грани личности. М., 2013.

6. Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 1-4. М., 1963-1976.

7. Воскресенский М. Оборин - артист и учитель // Оборин Л. Статьи. Воспоминания. М., 1977.

8. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л., 1966.

9. Генрих Нейгауз и его ученики. Т. Гутман. Е. Либерман. В. Тиличеев. Ю. Понизовкин. Л. Брумберг. А. Ведерников. Сб. статей. М., 2007.

10. Гинзбург Г. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 2015.

11. Горностаева В. Учитель... Что это такое? // Горностаева В. Два часа после концерта. Дубна, 1995.

12. Гофман И. Фортепианная игра. М., 2006.

13. Грохотов С. Иосиф Левин - исполнитель и педагог // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. Вып. 1. М., 2000.

14. Доренский С. «Педагогика - мое призвание!» // «PianoФорум», 2012, № 1.

15. Дроздова М. Уроки Юдиной. М., 2006.

16. Гринди К. Беседы с выдающимися пианистами и педагогами. М., 2013.

17. Елина С. Мысленная игра в фортепианном исполнительском искусстве. М., 2015.

18. Землянский Б. О музыкальной педагогике. М., 1987.

19. Коган Г. У врат мастерства. М., 2004.

20. Корыхалова Н. Музыкально-исполнительские термины. Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. СПб., 2000.

21. Кременштейн Б. Педагогика Г.Г. Нейгауза. М., 1984.

22. Левин И. Основные принципы игры на фортепиано. М., 1978.

23. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982.

24. Маккинон Л. Игра наизусть. М., 2004.

25. Малинковская А. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования. М., 2005.

26. Мержанов В. «Музыка должна разговаривать». Сб. статей. М., 2008.

27. Меркулов А. «Досточтимый артист, неустанный учитель, сердечный человек» (об исполнительских и педагогических принципах П.А. Пабста) // «Фортепиано», 2001, № 1.

28. Меркулов А.«Бог техники, видящий ученика насквозь» (о Карле Августовиче Киппе) // «Музыкальная академия», 2009, №1.

29. Меркулов А. А.Б. Гольденвейзер и его фортепианные учителя (проблемы творческого взаимодействия и преемственности) // Наставник: Александр Гольденвейзер глазами современников. М., 2014.

30. Меркулов А. Мимика и жестикуляция пианиста в системе исполнительских выразительных средств // Ученые записки РАМ им. Гнесиных, 2014, №№ 1, 2.

31. Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М., 1983.

32. Музыкально-исполнительское и педагогическое искусство XIX-XX веков: идеи, личности, школы. Ч. 1, 2. М., 2012, 2013.

33. На уроках Антона Рубинштейна. М.-Л., 1964.

34. Наумов Л.: Воспоминания учеников, друзей и коллег. М., 2007.

35. Николаев А. Джон Фильд. М., 1979.

36. Николаев А. Муцио Клементи. М., 1983.

37. Николаева Т. Воспоминания, статьи, очерки, интервью. Брянск, 2004.

38. Нильсен В. Артист и учитель.СПб., 2004.

39. Оборин-педагог. Сб. статей. М., 1989.

40. Обучение игре на фортепиано по Леймеру-Гизекингу. Сб. статей и материалов. М., 2009.

41. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып. 1, 2. М., 1950, 1965.

42. Растопчина Н. Феликс Михайлович Блуменфельд. Л., 1975.

 

Составители: проф. В.П.Чинаев, проф.С.В.Грохотов,проф.А.М.Меркулов, доу. Н.П.Толстых

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: