СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТРУКТУРЫУПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Положение дел в организации во многом зависит от ее организационной структуры. Не случайно поэтому ученые и практики уделяют ей довольно существенное внимание. В экономической литературе имеются разные точки зрения на понимание ее сущности. Приводим лишь наиболее часто встречающиеся.
Структура управления –
· состав и взаимосвязи управленческих подразделений организации;
· форма разделения труда, закрепляющая определенные функции управления за соответствующими структурными подразделениями аппарата управления.
Следовательно, можно утверждать, что организационная структура связывает в единый процесс управленческие и предпринимательские функции, реализуемые персоналом предприятия.
В средних и крупных организациях обычно выделяются обособленные подразделения и звенья управления.
Подразделение
· часть организации, возглавляемая руководителем;
· официально созданная, структурно обособленная группа работников, выполняющая действия по достижению частной цели организации
Звено управления - отдельное подразделение или руководитель, выполняющие одну или несколько функций управления.
Процесс деления организации на подразделения, отделы и т.п., выполняющие определенные функции, называется департаментизацией.
Отношения между подразделениями (отделами) поддерживаются на основе связей (взаимоотношений). Связи принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи — связи кооперации и координации равноправных звеньев (отделов, подразделений и т.п.). Вертикальные связи — связи руководства и подчинения; связи для передачи распорядительной и отчетной информации.
|
Связи также делятся на линейные и функциональные. Линейные связи — связи подчинения по всем вопросам одному руководителю более высокого уровня управления, который самостоятельно выполняет все управленческие функции. Функциональные связи — связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления.
В экономике страны функционирует множество самых различных организаций. Они отличаются друг от друга не только по размерам, организационно-правовым формам, виду деятельности, но и по структуре. Классификация организационных структур представлена на рис. 1.
Рис. 1. Классификация организационных структур управления
Следует при этом подчеркнуть, что структура управления — это не только организационная схема компании, выделяющая и позиционирующая организационные звенья. Она включает функции и другие атрибуты звеньев, а также их ответственность за исполнение делегированных полномочий.
Сущность, содержание, назначение, достоинства и недостатки данных организационных структур (схем) будут рассмотрены ниже.
Документы, в которых содержится описание организационной структуры компании:
• устав компании;
• приказ о распределении ответственности между первыми руководителями (заместителями директора);
• положение о подразделениях;
• должностные инструкции.
Далее рассматриваются различные схемы организационных структур.
ЛИНЕЙНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ
Линейная структура - характеризуется четким единоначалием — каждый руководитель и каждый работник подчинен только одному вышестоящему лицу.
|
Линейная структура построена в виде иерархической лестницы. Каждый работник подчинен и подотчетен только одному руководителю и связан с вышестоящими органами через него (рис. 2).
Р1 и Р2 — руководители подразделений; И — исполнители
Рис. 2.Схема линейной структуры управления организацией
Линейный руководитель осуществляет прямое руководство подчиненными в форме приказов, указаний и т.п. Число ступеней в линейной структуре зависит от общего числа работников организации и нормы управляемости.
Линейная структура применяется в небольших организациях (например, в магазинах, кафе, мастерских по ремонту бытовой техники, станциях технического обслуживания автомобилей и т.п.).
Преимущества линейной структуры:
• однозначность воздействия субъекта на объект управления;
• относительно короткие каналы коммуникаций;
• возможность получения подчиненными непротиворечивых заданий;
• высокая ответственность руководителя за результаты работы подчиненного ему коллектива;
• обеспечение единства руководства сверху донизу.
Недостатки линейной структуры:
· отсутствие у руководителя знаний по отдельным функциям управления;
· перегрузка линейных руководителей и нехватка времени для качественной реализации всех функций управления.
Функциональная структура базируется на функциональном разделении труда в аппарате управления
Вместо одного руководителя, выполняющего при линейной структуре все функции управления, при функциональной структуре назначается несколько специалистов по отдельным видам работы (рис. 3).
|
Ф — функциональные руководители; И — исполнители
Рис. 3.Функциональная структура управления
Преимущества функциональной структуры:
· эффективное управление за счет высокой специализации управленческого персонала
· хороший контроль за реализацией стратегических решений
· возможность карьерного роста и развития
· отсутствие дублирования линейных и функциональных взаимосвязей
· уменьшение времени прохождения информации
· меньшая загруженность руководства
Недостатки функциональной структуры:
• нарушается единство распорядительства в организации и снижается роль линейного руководителя;
• деление власти между линейными и функциональными руководителями затрудняет межфункциональную координацию;
• распыляется ответственность между линейным и функциональным руководством;
• создается возможность конфликтных ситуаций из-за противоречивости даваемых указаний.
Отмеченные недостатки практически исключают возможность использования функциональной структуры «в чистом виде». Однако она широко используется в смешанной линейно-функциональной структуре.