Раздел 3. ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ




Безопасность жизнедеятельности на производстве

 

Задания по контрольной работе

студентам – заочникам по специальностям:

110401 – «Зоотехния»

 

 

Волгоград 2007 г

 

 

Методическое указание к выполнению контрольной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности на производстве» студентами зооветеринарного факультета / Составили: Гузенко Е.Ю., Курганский Ю.Л.. Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия, Волгоград, 2007г.

 

Раздел 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цели и задачи курса

Цель курса «Охрана труда» заключается в обеспечении студентов необходимыми теоретическими знаниями, практи­ческим умением и навыками по созданию здоровых и безопас­ных условий труда в животноводстве.

Охрана труда животноводов представляет собой комплекс мероприятий обеспечивающих адаптацию человека в системе человек – машина – животное - производственная среда (Ч-М-Ж-С) с целью сохранения его здоровья и поддержания оптимальной работоспособности в условиях производства.

Задача данных методических указаний состоит в том, что­бы оказать помощь студентам-заочникам, обучающимся по специальностям 110401 - «Зоотехния» и 110502 «Ветеринария» в самостоятельном изуче­нии вопросов организации и планирования охраны труда в сельском хозяйстве.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- нормативно-правовые документы по охране труда;

- опасные и вредные производственные факторы, их влияние на организм человека, методы и средства защиты от них;

- организацию охраны труда;

- требования безопасности при работе с животными;

должен уметь:

- оценивать опасность производственных процессов и прини­мать самостоятельные. решения по выбору оптимальных вариантов обеспечения их безопасности, организовать бе­зопасное обслуживание животных;

- проводить обучение и психологическую подготовку работ­ников по вопросам безопасности труда;

-оценивать и контролировать опасные и вредные производ­ственные факторы, разрабатывать и осуществлять меропри­ятия по их устранению;

- расследовать несчастные случаи на производстве и выяв­лять их причины;

- оказывать доврачебную помощь.

Обучение охране труда осуществляется с учетом знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе непре­рывного обучения по общеобразовательным и специальным дисциплинам.

 

Распределение учебного времени

Учебным планом заочного обучения предусмотрено изучение дисциплины «Охрана труда» са­мостоятельно и на лабораторно-экзаменационной сес­сии с помощью преподавателя. В межсессионный период студент-заочник должен выполнить контрольную рабо­ту, а на лабораторно-экзаменационной сессии защитить ее уст­но и сдать экзамен, либо зачет по дисциплине.

Руководствуясь программой и настоящими методическими указаниями, студент приступает к последова­тельному и глубокому усвоению материала, изложенного в ре­комендуемой литературе. При этом конспектирует основные положения для лучшей проработки их и записывает возника­ющие неясные вопросы с целью уточнения на консультациях у преподавателя или у руководящих работников и специалис­тов сельского хозяйства.

Раздел 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Понятие, содержание и социально-экономическое значение охраны труда. Задачи курса в подготовке зооинженеров и ветеринарных врачей, связь его с другими дисциплинами. Следует познакомиться с работами отечественных ученых по вопросам охраны труда. Иметь понятие о научно-техническом прогрессе, достижениях по охране труда в отраслях животно­водства и в ветеринарии.

Вопросы для самопроверки

1. Каково социально-экономическое значение охраны тру­да?

2. Назовите задачи профсоюзов в улучшении условий тру­да?

3. Каковы достижения охраны труда в стране?

 

Т е м а 1. Теоретические основы охраны труда

Основные термины, определения и понятия по безопасности жизнедеятельности.

Система «человек- машина - животное - про­изводственная среда» в отрасли животноводства, ее основные характеристики. Эргономические и психофизиологические ос­новы безопасности труда. Основные пути формирования безо­пасных и безвредных условий труда.

Классификация опасных и вредных производственных факторов и условий труда; особенности условий труда при обслуживании сельскохозяйственных животных. Источники травмирования и причины профессиональных заболеваний.

Методы исследования условий и безопасности труда. Показатели травматизма.

Изучить основы управления охраной труда. Функции и за­дачи управления. Показатели безопасности труда. Надо знать основы прогнозирования и профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний в животновод­стве. Социально-экономические аспекты охраны труда.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте систему «человек- машина – животное­производственная среда» в отрасли животноводства, ее основ­ные характеристики.

2. Классификация опасных и вредных производственных факторов и условий труда при обслуживании сельскохозяйст­венных животных?

3. Психологические возможности человека и их влияние на производительность труда.

4. Какие показатели травматизма вы знаете?

5. Дать анализ условий безопасности труда, основы управ­ления охраной труда. Основы прогнозирования и профилак­тики производственного травматизма и профессиональных за­болеваний.

 

Т е м а 2. Правовые и организационные основы охраны труда

Изучая правовые вопросы охраны труда, необходимо озна­комиться с системой нормативно-правовых актов в области охраны труда. Основными законодательными актами, в кото­рых излагаются вопросы по охране труда. Необходимо изучить систему стандартов безопасности труда как основу улучшения условий и безопасности труда и соответствующие им норма­тивные документы (нормы, правила, инструкции).

Рассматри­вая эту тему, необходимо изучить вопросы:

1) охрана труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью;

2) рабочее время и время отдыха.

Необходимо знать, кто осу­ществляет надзор и несет ответственность за нарушение тре­бований безопасности труда. Возмещение ущерба пострадавшим при несчастных случаях и профессиональных заболеваниях.

Обратите внимание на права и обязанности руководителей и специалистов произ­водства, систему обучения и инструктажа работников. Организация обучения безопасности труда. Общие положения, порядок составления инструкций по охране труда. Аттестация рабочих мест.

Необходимо изучить порядок расследования и учета несчастных случаев, ознакомившись с «Положением о расследова­нии и учете несчастных случаев на производстве».

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику системы стандартов безопасности труда.

2. Надзор и ответственность за нарушение требований безопасности труда.

3. Какие льготы имеют трудящиеся женщины, молодежь и лица с пониженной трудоспособностью?

4. Какой режим рабочего времени в хозяйстве?

5. Когда составляется коллективный договор и соглашение по охране труда?

6. Как осуществляется планирование и финансирование мероприятий по охране труда?

7. Какие вы знаете виды инструктажей?

8. Как проводится аттестация рабочих мест? Паспортизация санитарно-гигиенических условий труда.

9. Расследование и учет несчастных случаев.

 

Т е м а 3. Основы производственной санитарии

Микроклимат рабочей зоны и нормализация его параметров. Характеристика основных параметров микроклимата в жи­вотноводстве и птицеводстве. Действие микроклимата на организм человека. Допустимые уровни. Методы и средства оценки микроклиматических условий труда. Пути нормализа­ции микроклиматических условий. Организация работ при на­личии неблагоприятных микроклиматических условий. Профи­лактика заболеваний. Требования к спецодежде и ее выбор.

Вредные вещества в рабочей зоне и защита от них. Производственные процессы, связанные с загрязнением воздуха, наличием вредных факторов, источников инфекции и запахов. Характеристика уровней загрязненности воздуха при загрязнении основных технологических процессов и их влияние на организм человека. Допустимые уровни вредных веществ. Методы и средства оценки загрязненности воздуха. Вентиляция и кондиционирование воздуха в животноводческих объектах.

Организация работ в условиях повышенной запыленности, загазованности и наличия других вредных факторов. Средства индивидуальной защиты от вредных веществ. Правила лич­ной гигиены.

Ядовитые и агрессивные вещества и методы защиты от них. Действие агрессивных и ядовитых веществ на организм человека. Общие требования и гигиена труда. Хранение, от­пуск и транспортировка пестицидов; работа с агрессивными кислотами и щелочами. Средства индивидуальной защиты. Обезвреживание транспортных, средств, аппаратуры, тары, по­мещений и спецодежды.

Гигиена труда в животноводстве. Антропозоонозы и их профилактика. Гигиена труда при обслуживании здоровых и заразнобольных животных. Дезин­фекция, дезинвазия, дезинсекция, дератизация и меры личной профилактики. Ветеринарно-бактериологический надзор в жи­вотноводстве. Спецодежда для работников животноводства

Производственный шум, ультразвук, вибрация в жи­вотноводческих и производственных помещениях, их действие на организм человека. Допустимые уровни. Средства инди­видуальной защиты.

Физические и психологические нагрузки в животновод­стве и их нормализация. Характеристика физической и психологической нагрузок. Действие физической и психологической нагрузок на организм. Допустимые уровни переноса и перемещения тяжестей. Организация научных работ.

Профилактика заболеваний, вызванных чрезмерной физи­ческой или психологической нагрузкой.

Вредные излучения и защита от них. Источники излучений, применяемые в животноводстве Действие ультрафиолетовых, инфракрасных, ионизирующих и электромагнитных излучений на организм человека. Допу­стимые уровни, меры и средства защиты.

Освещение производственных объектов и его норма­лизация. Влияние освещения на здоровье и работоспособность че­ловека. Санитарно-гигиенические требования к освещению производственных помещений. Классификация производствен­ного освещения и основные требования к нему. Нормирование освещенности рабочих мест. Характеристика источников ис­кусственного освещения. Методы и средства оценки освещен­ности.

Требования, предъявляемые к производственной тер­ритории, животноводческим зданиям и бытовым помещениям. Требования санитарных норм, строительных норм и пра­вил к проектированию животноводческих предприятий и объ­ектов. Выбор площадок для производственных зданий, скла­дов, ферм и комплексов. Санитарно-защитные зоны.

Требования к санитарно-бытовым помещениям животноводческих ферм и комплексов. Состав и оборудование быто­вых помещений.

Вопросы для самопроверки

1. Какие вы знаете показатели микроклимата?

2. Как производится нормализация микроклимата в животноводческих помещениях?

3. Дать понятие о гигиене труда и производственной сани­тарии на механизированных животноводческих фермах и ком­плексах.

4. Каковы санитарные требования к благоустройству тер­ритории ферм, животноводческих помещений и летних лагерей для содержания животных?

5. Что такое воздухообмен?

6. Как осуществляется кондиционирование воздуха?

7.С помощью, каких приборов производится контроль санитарно-гигиенических параметров воздушной среды животноводческих помещений и рабочих мест?

8. Какие имеются виды освещения?

9. Как производится расчёт искусственного освещения?

10. Какие существуют методы защиты от шума?

 

Т е м а 4. Основы техники безопасности

Характеристика опасных производственных факторов Требования безопасности, предъявляемые к машинам, ме­ханизмам, производственному оборудованию и технологическим процессам. Технические средства обеспечения безопас­ности. Требования к ограждениям, предохранительным, тор­мозным и блокировочным устройствам. Сигнализация и ее ви­ды. Система цветов, знаков и надписей безопасности. Автома­тизация процессов и дистанционное управление как средство повышения безопасности труда.

Электробезопасность в животноводстве. Действие электрического тока на организм человека и жи­вотных, факторы, влияющие на опасность и исход поражения. Классификация электроустановок и помещений по степени опасности. Анализ электротравматизма. Требования к об­служивающему персоналу. Организационные и технические мероприятия и средства защиты от поражения электрическим током.

Зануление и защитное заземление; напряжение прикосно­вения и шага. Изолирующие площадки и выравнивание по­тенциалов. Малое напряжение. Защитное отключение и дру­гие мероприятия для защиты от поражения электрическим током.

Безопасность труда в животноводстве. Анализ производственного травматизма в животноводстве. Требования к обслуживающему персоналу. Характеристика опасных факторов при выполнении основных работ в живот­новодстве и птицеводстве. Опасные факторы при обслужива­нии птиц, зверей, пчел, при разведении рыб.

Меры безопасности при обслуживании сельскохозяй­ственных животных. Общие положения. Обслуживание коров, быков-производителей, хряков, лошадей. Уход за зверями. Перегон и транспортировка сельскохозяйственных животных. Фиксация и повал сельскохозяйственных животных. Безопас­ность при ректальном исследовании животных. Работа с со­судами Дьюара. Обращение с трупами животных при их вскрытии, взятии и пересылке патологического материала для лабораторных исследований, утилизации и уничтожении.

Меры безопасности при эксплуатации машин и обо­рудования животноводческих ферм, комплексов, птицефабрики кормоприготовительных цехов.

Меры безопасности при заготовке и обработке грубых кор­мов, сенажа, силоса. Безопасная эксплуатация кормоприготовительных машин, доильных, холодильных, водоподъемных установок и другого оборудования.

Безопасность труда при использовании электросило­вого оборудования. Характеристика опасных факторов. Безопасность при экс­плуатации водогрейных и паровых котлов, баллонов, сосудов работающих под давлением, и автоклавов.

Безопасность труда на транспортных и погрузочно-разгрузочных работах. Характеристика опасных факторов, меры безопасности при выполнении транспортных и погрузочно-разгрузочных работ. Перевозка людей. Требования безопасности к техническому состоянию погрузочно-разгрузочных и транспортных средств.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы общие требования техники безопасности в животноводстве?

2. Каковы меры безопасности при обслуживании с.х. животных?

3. Каковы меры безопасности на полевых работах при за­готовке грубых кормов, сенажа и силоса?­

4. Каковы меры безопасности при обслуживании машин и оборудования животноводческих ферм, комплексов, птицефаб­рик и кормоприготовительных цехов?

5. Каковы меры безопасности при эксплуатации сосудов работающих под давлением, холодильников, газового оборудо­вания, водогрейных и паровых котлов?

6.Каковы факторы, определяющие опасность поражения электрическим током?

7. Каковы меры электробезопасности в животноводстве?

 

Т е м а 5. Основы пожарной безопасности

Общие требования пожарной безопасности. Пожар и причины пожаров. Условия горения и способы прекращения горения. Классификация помещений и зданий по взрывопожарной опасности. Огнестойкость зданий и сооруже­ний. Эвакуация людей и животных при пожарах; расчет эвакуационных выходов и путей.

Огнетушащие вещества, первичные средства тушения пожаров. Пожарная техника. Огнетушащие вещества. Противопожарное водоснабжение (водопроводное, безводопроводное). Огнетушители, пожарные машины и установки для тушения пожаров. Спринклерные и дренчерные установки. Порядок обеспечения средствами по­жаротушения и содержания их в исправном состоянии. Особенности тушения пожаров в животноводческих поме­щениях на складах ядохимикатов, грубых кормов и нефтепродуктов, хлебных массивах, кормоцехах, сенажных башнях и др. Использование сельскохозяйственной техники для туше­ния пожаров.

Профилактика пожаров в животноводстве. Требова­ния пожарной безопасности к генеральным планам сельскохо­зяйственных предприятий, животноводческим объектам, комп­лексам, фермам, к складам ядохимикатов и грубых кормов к электроустановкам, стационарному оборудованию и мобиль­ным машинам.

Организация пожарной охраны на предприятии. Обязанно­сти и права административно-технического персонала в обес­печении пожарной безопасности.

Молниезащита зданий и сооружений. Правила пове­дения людей во время грозы в поле и помещении.

Вопросы для самопроверки

1. Какие применяются средства тушения пожара? Пожар­ная техника в животноводстве и птицеводстве.

2. Назовите основные причины пожаров?

3. Как производится расчет расхода воды на пожаротуше­ние?

4. На какие категории производств и классы делятся помещения по пожаро- и взрывоопасности?

Т е м а 6. Оказание доврачебной помощи пострадавшим

Следует изучить организацию, приспособления и средства доврачебной помощи, правила проведения искусственного ды­хания и непрямого массажа сердца, первую помощь при пора­жении электрическим током, ранении, кровотечении, ожогах, обморожении, переломах, вывихах, ушибах, растяжении свя­зок, попадании инородных тел, обмороке, тепловом и солнеч­ном ударах, отравлениях, несчастных случаях на воде.

Вопросы для самопроверки

1. Как оказать первую помощь при поражении электрическим током, ожоге, обморожении, переломе, вывихе, ушибе, растя­жении связок, обмороке, тепловом и солнечном ударах, отрав­лениях?

 

Раздел 3. ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: