Безопасность жизнедеятельности на производстве
Задания по контрольной работе
студентам – заочникам по специальностям:
110401 – «Зоотехния»
Волгоград 2007 г
Методическое указание к выполнению контрольной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности на производстве» студентами зооветеринарного факультета / Составили: Гузенко Е.Ю., Курганский Ю.Л.. Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия, Волгоград, 2007г.
Раздел 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели и задачи курса
Цель курса «Охрана труда» заключается в обеспечении студентов необходимыми теоретическими знаниями, практическим умением и навыками по созданию здоровых и безопасных условий труда в животноводстве.
Охрана труда животноводов представляет собой комплекс мероприятий обеспечивающих адаптацию человека в системе человек – машина – животное - производственная среда (Ч-М-Ж-С) с целью сохранения его здоровья и поддержания оптимальной работоспособности в условиях производства.
Задача данных методических указаний состоит в том, чтобы оказать помощь студентам-заочникам, обучающимся по специальностям 110401 - «Зоотехния» и 110502 «Ветеринария» в самостоятельном изучении вопросов организации и планирования охраны труда в сельском хозяйстве.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- нормативно-правовые документы по охране труда;
- опасные и вредные производственные факторы, их влияние на организм человека, методы и средства защиты от них;
- организацию охраны труда;
- требования безопасности при работе с животными;
должен уметь:
- оценивать опасность производственных процессов и принимать самостоятельные. решения по выбору оптимальных вариантов обеспечения их безопасности, организовать безопасное обслуживание животных;
- проводить обучение и психологическую подготовку работников по вопросам безопасности труда;
-оценивать и контролировать опасные и вредные производственные факторы, разрабатывать и осуществлять мероприятия по их устранению;
- расследовать несчастные случаи на производстве и выявлять их причины;
- оказывать доврачебную помощь.
Обучение охране труда осуществляется с учетом знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе непрерывного обучения по общеобразовательным и специальным дисциплинам.
Распределение учебного времени
Учебным планом заочного обучения предусмотрено изучение дисциплины «Охрана труда» самостоятельно и на лабораторно-экзаменационной сессии с помощью преподавателя. В межсессионный период студент-заочник должен выполнить контрольную работу, а на лабораторно-экзаменационной сессии защитить ее устно и сдать экзамен, либо зачет по дисциплине.
Руководствуясь программой и настоящими методическими указаниями, студент приступает к последовательному и глубокому усвоению материала, изложенного в рекомендуемой литературе. При этом конспектирует основные положения для лучшей проработки их и записывает возникающие неясные вопросы с целью уточнения на консультациях у преподавателя или у руководящих работников и специалистов сельского хозяйства.
Раздел 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ
Понятие, содержание и социально-экономическое значение охраны труда. Задачи курса в подготовке зооинженеров и ветеринарных врачей, связь его с другими дисциплинами. Следует познакомиться с работами отечественных ученых по вопросам охраны труда. Иметь понятие о научно-техническом прогрессе, достижениях по охране труда в отраслях животноводства и в ветеринарии.
Вопросы для самопроверки
1. Каково социально-экономическое значение охраны труда?
2. Назовите задачи профсоюзов в улучшении условий труда?
3. Каковы достижения охраны труда в стране?
Т е м а 1. Теоретические основы охраны труда
Основные термины, определения и понятия по безопасности жизнедеятельности.
Система «человек- машина - животное - производственная среда» в отрасли животноводства, ее основные характеристики. Эргономические и психофизиологические основы безопасности труда. Основные пути формирования безопасных и безвредных условий труда.
Классификация опасных и вредных производственных факторов и условий труда; особенности условий труда при обслуживании сельскохозяйственных животных. Источники травмирования и причины профессиональных заболеваний.
Методы исследования условий и безопасности труда. Показатели травматизма.
Изучить основы управления охраной труда. Функции и задачи управления. Показатели безопасности труда. Надо знать основы прогнозирования и профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний в животноводстве. Социально-экономические аспекты охраны труда.
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте систему «человек- машина – животноепроизводственная среда» в отрасли животноводства, ее основные характеристики.
2. Классификация опасных и вредных производственных факторов и условий труда при обслуживании сельскохозяйственных животных?
3. Психологические возможности человека и их влияние на производительность труда.
4. Какие показатели травматизма вы знаете?
5. Дать анализ условий безопасности труда, основы управления охраной труда. Основы прогнозирования и профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Т е м а 2. Правовые и организационные основы охраны труда
Изучая правовые вопросы охраны труда, необходимо ознакомиться с системой нормативно-правовых актов в области охраны труда. Основными законодательными актами, в которых излагаются вопросы по охране труда. Необходимо изучить систему стандартов безопасности труда как основу улучшения условий и безопасности труда и соответствующие им нормативные документы (нормы, правила, инструкции).
Рассматривая эту тему, необходимо изучить вопросы:
1) охрана труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью;
2) рабочее время и время отдыха.
Необходимо знать, кто осуществляет надзор и несет ответственность за нарушение требований безопасности труда. Возмещение ущерба пострадавшим при несчастных случаях и профессиональных заболеваниях.
Обратите внимание на права и обязанности руководителей и специалистов производства, систему обучения и инструктажа работников. Организация обучения безопасности труда. Общие положения, порядок составления инструкций по охране труда. Аттестация рабочих мест.
Необходимо изучить порядок расследования и учета несчастных случаев, ознакомившись с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве».
Вопросы для самопроверки
1. Дайте характеристику системы стандартов безопасности труда.
2. Надзор и ответственность за нарушение требований безопасности труда.
3. Какие льготы имеют трудящиеся женщины, молодежь и лица с пониженной трудоспособностью?
4. Какой режим рабочего времени в хозяйстве?
5. Когда составляется коллективный договор и соглашение по охране труда?
6. Как осуществляется планирование и финансирование мероприятий по охране труда?
7. Какие вы знаете виды инструктажей?
8. Как проводится аттестация рабочих мест? Паспортизация санитарно-гигиенических условий труда.
9. Расследование и учет несчастных случаев.
Т е м а 3. Основы производственной санитарии
Микроклимат рабочей зоны и нормализация его параметров. Характеристика основных параметров микроклимата в животноводстве и птицеводстве. Действие микроклимата на организм человека. Допустимые уровни. Методы и средства оценки микроклиматических условий труда. Пути нормализации микроклиматических условий. Организация работ при наличии неблагоприятных микроклиматических условий. Профилактика заболеваний. Требования к спецодежде и ее выбор.
Вредные вещества в рабочей зоне и защита от них. Производственные процессы, связанные с загрязнением воздуха, наличием вредных факторов, источников инфекции и запахов. Характеристика уровней загрязненности воздуха при загрязнении основных технологических процессов и их влияние на организм человека. Допустимые уровни вредных веществ. Методы и средства оценки загрязненности воздуха. Вентиляция и кондиционирование воздуха в животноводческих объектах.
Организация работ в условиях повышенной запыленности, загазованности и наличия других вредных факторов. Средства индивидуальной защиты от вредных веществ. Правила личной гигиены.
Ядовитые и агрессивные вещества и методы защиты от них. Действие агрессивных и ядовитых веществ на организм человека. Общие требования и гигиена труда. Хранение, отпуск и транспортировка пестицидов; работа с агрессивными кислотами и щелочами. Средства индивидуальной защиты. Обезвреживание транспортных, средств, аппаратуры, тары, помещений и спецодежды.
Гигиена труда в животноводстве. Антропозоонозы и их профилактика. Гигиена труда при обслуживании здоровых и заразнобольных животных. Дезинфекция, дезинвазия, дезинсекция, дератизация и меры личной профилактики. Ветеринарно-бактериологический надзор в животноводстве. Спецодежда для работников животноводства
Производственный шум, ультразвук, вибрация в животноводческих и производственных помещениях, их действие на организм человека. Допустимые уровни. Средства индивидуальной защиты.
Физические и психологические нагрузки в животноводстве и их нормализация. Характеристика физической и психологической нагрузок. Действие физической и психологической нагрузок на организм. Допустимые уровни переноса и перемещения тяжестей. Организация научных работ.
Профилактика заболеваний, вызванных чрезмерной физической или психологической нагрузкой.
Вредные излучения и защита от них. Источники излучений, применяемые в животноводстве Действие ультрафиолетовых, инфракрасных, ионизирующих и электромагнитных излучений на организм человека. Допустимые уровни, меры и средства защиты.
Освещение производственных объектов и его нормализация. Влияние освещения на здоровье и работоспособность человека. Санитарно-гигиенические требования к освещению производственных помещений. Классификация производственного освещения и основные требования к нему. Нормирование освещенности рабочих мест. Характеристика источников искусственного освещения. Методы и средства оценки освещенности.
Требования, предъявляемые к производственной территории, животноводческим зданиям и бытовым помещениям. Требования санитарных норм, строительных норм и правил к проектированию животноводческих предприятий и объектов. Выбор площадок для производственных зданий, складов, ферм и комплексов. Санитарно-защитные зоны.
Требования к санитарно-бытовым помещениям животноводческих ферм и комплексов. Состав и оборудование бытовых помещений.
Вопросы для самопроверки
1. Какие вы знаете показатели микроклимата?
2. Как производится нормализация микроклимата в животноводческих помещениях?
3. Дать понятие о гигиене труда и производственной санитарии на механизированных животноводческих фермах и комплексах.
4. Каковы санитарные требования к благоустройству территории ферм, животноводческих помещений и летних лагерей для содержания животных?
5. Что такое воздухообмен?
6. Как осуществляется кондиционирование воздуха?
7.С помощью, каких приборов производится контроль санитарно-гигиенических параметров воздушной среды животноводческих помещений и рабочих мест?
8. Какие имеются виды освещения?
9. Как производится расчёт искусственного освещения?
10. Какие существуют методы защиты от шума?
Т е м а 4. Основы техники безопасности
Характеристика опасных производственных факторов Требования безопасности, предъявляемые к машинам, механизмам, производственному оборудованию и технологическим процессам. Технические средства обеспечения безопасности. Требования к ограждениям, предохранительным, тормозным и блокировочным устройствам. Сигнализация и ее виды. Система цветов, знаков и надписей безопасности. Автоматизация процессов и дистанционное управление как средство повышения безопасности труда.
Электробезопасность в животноводстве. Действие электрического тока на организм человека и животных, факторы, влияющие на опасность и исход поражения. Классификация электроустановок и помещений по степени опасности. Анализ электротравматизма. Требования к обслуживающему персоналу. Организационные и технические мероприятия и средства защиты от поражения электрическим током.
Зануление и защитное заземление; напряжение прикосновения и шага. Изолирующие площадки и выравнивание потенциалов. Малое напряжение. Защитное отключение и другие мероприятия для защиты от поражения электрическим током.
Безопасность труда в животноводстве. Анализ производственного травматизма в животноводстве. Требования к обслуживающему персоналу. Характеристика опасных факторов при выполнении основных работ в животноводстве и птицеводстве. Опасные факторы при обслуживании птиц, зверей, пчел, при разведении рыб.
Меры безопасности при обслуживании сельскохозяйственных животных. Общие положения. Обслуживание коров, быков-производителей, хряков, лошадей. Уход за зверями. Перегон и транспортировка сельскохозяйственных животных. Фиксация и повал сельскохозяйственных животных. Безопасность при ректальном исследовании животных. Работа с сосудами Дьюара. Обращение с трупами животных при их вскрытии, взятии и пересылке патологического материала для лабораторных исследований, утилизации и уничтожении.
Меры безопасности при эксплуатации машин и оборудования животноводческих ферм, комплексов, птицефабрики кормоприготовительных цехов.
Меры безопасности при заготовке и обработке грубых кормов, сенажа, силоса. Безопасная эксплуатация кормоприготовительных машин, доильных, холодильных, водоподъемных установок и другого оборудования.
Безопасность труда при использовании электросилового оборудования. Характеристика опасных факторов. Безопасность при эксплуатации водогрейных и паровых котлов, баллонов, сосудов работающих под давлением, и автоклавов.
Безопасность труда на транспортных и погрузочно-разгрузочных работах. Характеристика опасных факторов, меры безопасности при выполнении транспортных и погрузочно-разгрузочных работ. Перевозка людей. Требования безопасности к техническому состоянию погрузочно-разгрузочных и транспортных средств.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы общие требования техники безопасности в животноводстве?
2. Каковы меры безопасности при обслуживании с.х. животных?
3. Каковы меры безопасности на полевых работах при заготовке грубых кормов, сенажа и силоса?
4. Каковы меры безопасности при обслуживании машин и оборудования животноводческих ферм, комплексов, птицефабрик и кормоприготовительных цехов?
5. Каковы меры безопасности при эксплуатации сосудов работающих под давлением, холодильников, газового оборудования, водогрейных и паровых котлов?
6.Каковы факторы, определяющие опасность поражения электрическим током?
7. Каковы меры электробезопасности в животноводстве?
Т е м а 5. Основы пожарной безопасности
Общие требования пожарной безопасности. Пожар и причины пожаров. Условия горения и способы прекращения горения. Классификация помещений и зданий по взрывопожарной опасности. Огнестойкость зданий и сооружений. Эвакуация людей и животных при пожарах; расчет эвакуационных выходов и путей.
Огнетушащие вещества, первичные средства тушения пожаров. Пожарная техника. Огнетушащие вещества. Противопожарное водоснабжение (водопроводное, безводопроводное). Огнетушители, пожарные машины и установки для тушения пожаров. Спринклерные и дренчерные установки. Порядок обеспечения средствами пожаротушения и содержания их в исправном состоянии. Особенности тушения пожаров в животноводческих помещениях на складах ядохимикатов, грубых кормов и нефтепродуктов, хлебных массивах, кормоцехах, сенажных башнях и др. Использование сельскохозяйственной техники для тушения пожаров.
Профилактика пожаров в животноводстве. Требования пожарной безопасности к генеральным планам сельскохозяйственных предприятий, животноводческим объектам, комплексам, фермам, к складам ядохимикатов и грубых кормов к электроустановкам, стационарному оборудованию и мобильным машинам.
Организация пожарной охраны на предприятии. Обязанности и права административно-технического персонала в обеспечении пожарной безопасности.
Молниезащита зданий и сооружений. Правила поведения людей во время грозы в поле и помещении.
Вопросы для самопроверки
1. Какие применяются средства тушения пожара? Пожарная техника в животноводстве и птицеводстве.
2. Назовите основные причины пожаров?
3. Как производится расчет расхода воды на пожаротушение?
4. На какие категории производств и классы делятся помещения по пожаро- и взрывоопасности?
Т е м а 6. Оказание доврачебной помощи пострадавшим
Следует изучить организацию, приспособления и средства доврачебной помощи, правила проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, первую помощь при поражении электрическим током, ранении, кровотечении, ожогах, обморожении, переломах, вывихах, ушибах, растяжении связок, попадании инородных тел, обмороке, тепловом и солнечном ударах, отравлениях, несчастных случаях на воде.
Вопросы для самопроверки
1. Как оказать первую помощь при поражении электрическим током, ожоге, обморожении, переломе, вывихе, ушибе, растяжении связок, обмороке, тепловом и солнечном ударах, отравлениях?
Раздел 3. ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ