Книжная торговля во второй половине XIX века




 

Общий подъем хозяйства страны в результате проводимых реформ и капиталистического развития во второй половине XIX века, выразившийся в резком увеличении объема книжной продукции, сопровождался структурными изменениями в тематике книг. Наиболее интенсивный рост издательской продукции наблюдается по финансово-экономическим вопросам — в 18 раз, по политическим и общественным проблемам — в 15 раз, по естественным наукам и медицине — в 9 раз [№2, с. 234].

Начиная с 1870-х годов на книжном рынке господствует предприниматель-капиталист, вводится система бухгалтерии и учета, используются методы статистики и библиографии. На службу привлекались наиболее знающие и опытные книжные работники, широко использовались услуги библиографов.

Провинциальная книжная торговля во второй половине XIX века выросла значительно. В провинциальных университетских центрах появились большие книжные магазины. Развивается деятельность земских складов, которые открывались не только в губернских, но и в уездных городах. Земские книжные склады ставили две задачи: снабжение земских школ и библиотек писчебумажным материалом и книгами, купленными со значительной скидкой, и организацию торговли общедоступными изданиями в деревне.

Наиболее эффективную и разветвленную распространительскую сеть в стране составляли офени, разносившие и развозившие книги и лубки в самые отдаленные ее уголки. Больше всего был развит промысел офеней во Владимирской губернии (в 1890-е гг. здесь насчитывалось 6 тыс. офеней-лубочников) [№2, с. 236].

В конце XIX века промысел офеней начал значительно падать. В крупных селах и уездных городах, на базарах, где торговали офени, стали появляться мелкие лавочки, хозяева которых благодаря развившемуся железнодорожному сообщению могли получать товар непосредственно из Москвы. Следовательно, формы распространения лубочной книги изменились: ее издатели стали распространять свой товар уездных и сельских лавочников.

Начиная с середины XIX века активно развивается букинистическая торговля. В Москве она сосредоточилась на Сретенке у Сухаревой башни и у Китайгородской стены, в Проломных и Ильинских воротах. Одним из первых был магазин Т. Ф. Большакова (1794-1863). В Китай-городе началась деятельность династии Шибановых, основатель которой П. В. Шибанов купил себе лавочку в «Проломе» (1841). Его сын П. П. Шибанов (1864-1935) развернул деятельность по систематическому изданию каталогов старой книги.

Петербургская букинистическая торговля тоже начинает приобретать культурные формы, и в 60-е годы с Апраксина и Гостиного дворов, других толкучек перебазируется на центральные улицы в специально оборудованные помещения. Магазин под вывеской «Букинист» первым открыл в 1874 г. И.Г.Мартынов (1840-1889). Открывают предприятия на Невском и Литейном проспектах Э. К. Гартье, И. И. Базлов В. И. Клочков (1850-1915) и др.

В 1883 г. было организовано «Русское общество книгопродавцев и издателей», которое поставило себе целью облегчение взаимных деловых сношений, устройство центрального книжного склада, представительство перед администрацией по вопросам, связанным с книжным делом, организацию профессиональной подготовки, издание информационного журнала о выходящих книгах и т. д.

Развитие сети железных дорог и улучшение сети сообщений, особенно в центральных и южных районах России, содействовали улучшению снабжения книгами отдаленных населенных пунктов.

Большую роль в улучшении распространения книг сыграли активные приемы и способы торговли, широковещательная реклама, библиографическая работа. Промышленное развитие, по которому пошла Россия в пореформенное время, способствовало формированию новой группы покупателей — грамотных рабочих, недавних выходцев из крестьянской среды. Политические процессы, происходившие в обществе, породили интерес к книгам, брошюрам и периодическим изданиям. Самая многочисленная и самая малограмотная часть населения страны — крестьянство — вследствие проводившихся на селе реформ начинает более активно вовлекаться в процесс потребления книги.

Положительные сдвиги в этом направлении сдерживались низким покупательским спросом населения. С целью преодоления этого объективного фактора развития книжного рынка многие издатели стремились снизить себестоимость печатной продукции. В этом отношении большую роль играло внедрение совершенной техники и модернизация полиграфических предприятий. Удешевление книг шло за счет роста тиражей, снижения качества печатной продукции, снижения уровня издержек обращения и других экономических факторов. В конечном итоге происходит слияние интересов издателей и книгопродавцев и, как следствие, объединение их функций в рамках деятельности ведущих издательско-книготорговых фирм России.

Итак, в XIX веке характерными чертами книжной торговли были: развитие деятельности земских складов, резкое увеличение книжной торговли, активное развитие букинистической торговли, формированием новой группы покупателей (грамотных рабочих), улучшение распространения книг за счет развития сети сообщений, широковещательной рекламы, библиографической работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: