Приложение 2.
Игры и упражнения на развитие и коррекцию памяти.
«Каскад слов»
Задание: послушать и затем воспроизвести ряд слов.
1) доска;
2) окно, дым;
3) урна, кувшин, карандаш;
4) мотоцикл, ванна, салат, ведро;
5) яблоко, мышь, печенье, ложка, пол;
6) автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки;
7) стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка;
8) трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, перчатка;
9) сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта;
10) дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодильник, пуговица, ковер, антенна.
1) огонь;
2) дом, молоко;
3) конь, гриб, игла;
4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;
5) крыша, пень, вода, свеча, школа;
6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;
7) орел, игра, дуб, телефону стакан, пальто, сын;
8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;
9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;
10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.
«Запомни картинки»
Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стола, груши, стакана, платья, шапки.
Дети рассматривают пять картинок и запоминают, что на них нарисовано в течение 10 с. Затем картинки переворачивают. Психолог показывает на перевернутую картинку, а дети должны вспомнить и назвать предмет, изображенный на картинке.
«Слушай, все запоминай, на вопросы отвечай»
Детям предлагается внимательно послушать текст и ответить на вопросы.
У ребят сегодня Рая отобрала самолет,
Медвежонка, попугая, паровоз и пароход...
А ребята говорят: «Забирай хоть все подряд,
Обойдемся мы без мишки, нам не нужен пароход.
|
Поиграем в кошки — мышки: чур я — мышка, чур я — кот...»
Все так весело играют и хохочут, и шумят,
А в углу у бедной Раи не идет игра на лад...
Не сдержала Рая слез, Рая нос повесила,
У нее игрушек — воз, а играть невесело!
(Е. Серов)
Вопросы:
Какие игрушки Рая отобрала у ребят?
Почему Рая плачет, ведь у неё много игрушек?
Почему другим ребятам весело?
В какую игру стали играть дети?
В какие игры можно играть вместе?
«Снежный ком»
Первый участник игры называет какой-нибудь предмет. Следующий участник повторяет названный предмет и добавляет к нему название нового предмета. И так все по очереди, друг за другом, повторяют и добавляют названия предметов.
«Запомни и нарисуй»
Вариант 1
Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной картинки – 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради. Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.
Вариант 2
Детям зачитываются 6-10 слов. Задача детей запомнить слова, а затем зарисовать.
Вариант 3
Детям читают рассказ и предлагают нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.
В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой – поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из треугольников.
Упражнение «Весёлые таблицы».
Детям предъявляется таблица из 4 клеток с изображением в них различных предметов и предлагается запомнить эти предметы. Затем таблица убирается и предъявляется таблица из 9 клеток также с изображением различных предметов, среди которых есть предыдущие изображения. Задача детей назвать эти изображения. Затем предлагается рассмотреть и запомнить 9 изображений. Далее таблица убирается, а вместо неё предлагается таблица из 16 клеток. Задача детей назвать 9 изображений.
|
«Послушай внимательно и повтори »
Психолог произносит предложение. Дети должны его повторить.
Начинать нужно с предложения из 3-4 слов и постепенно увеличивать.
Перед началом игры необходимо дать установку: «Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить».
«Посмотри на картинку, а запомни слово»
Инструкция: "Сейчас я буду зачитывать слова, а чтобы вам было легче запомнить, - буду показывать карточку с рисунком, которая поможет запомнить названное мною слово".
ТАРЕЛКА – СУП
ПОЧТА – ПИСЬМО
ЗИМА – СНЕГ
МУКА – БУЛКА
КАРАНДАШ – БУМАГА
ДОРОГА – МАШИНА
МУЛЬТФИЛЬМ – ТЕЛЕВИЗОР
БУКВЫ– КНИГА
САПОГ – НОГА
РЫБА – ВОДА
Затем детям предъявляются картинки, а они вспоминают слово.
«Пересказ»
Детям читают рассказ.
Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у неё ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
Затем предлагают ответить на вопросы.
Вопросы к рассказу:
1. Что подарила мама детям?
2. Как играли детям?
3. Почему они перестали играть?
4. Кого позвали дети и зачем?
Рассказ читается ещё раз. Далее предлагают пересказать прослушанное как можно ближе к тексту. Слушая пересказ ребёнка, обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий.
|
«Опосредованная память»
Нужно подобрать 6-10 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (15- 20). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.
Инструкция: "Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, - выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово".
Затем детям предлагают назвать предложенные для запоминания слова.
«Выполни движение»
Детям предъявляется трёхступенчатая инструкция и предлагается её выполнить.
1. поставь руки на пояс
2. сделай два наклона вперёд
3. выпрямись, опустив руки вниз
«Запомни парочки»
Детям зачитываются пары слов, связанных по смыслу и предлагается их запомнить. Затем читается первое слово из пары, а дети называют второе слово.
праздник – подарок; дом – окно;
лимонад – прохлада; будка – собака;
стол – пирог; блины – сковородка;
шапка – шарф; печь – дрова;
ваза – цветок; пылесос – уборка;
пчела – мед; город – улица.