МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ.СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Система высшего медицинского и фармацевтического образования России включает (2001 г.) 55 государственных медицинских и фармацевтических вузов, только 5 из них пока называются институтами, остальные — медицинские академии и медицинские университеты, кроме того, действует 13 медицинских факультетов университетов Министерства высшего и среднего образования России.
Додипломное, дипломное и последипломное образование
В начале века врачебное образование в России занимало 5 лет и включало около 30 учебных дисциплин. К 60-м годам, когда число изучаемых дисциплин достигло 45, перешли на 6-летнее обучение. В настоящее время в медицинском вузе только на додипломном этапе изучается 60 учебных дисциплин и курсов. Новые дисциплины и элективные курсы будут, очевидно, появляться в учебных планах и дальше.
Без ущерба для профессиональной подготовки специалиста с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием обучение разделено на два этапа: додипломную (общеврачебную) подготовку — 6 лет и последипломную (профессиональную) подготовку — от 1 до 4 лет в зависимости от избранной специальности
На додипломном этапе обучения в медицинских вузах России подготовка проводится в соответствии с государственными образовательными стандартами по специальностям: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, сестринское дело.
Государственные образовательные стандарты содержат требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по всем медицинским специальностям.
В медицинские вузы РФ ежегодно по конкурсу поступают 20 000—25 000 абитуриентов, а всего обучается в медицинских вузах 200 000 студентов, интернов, ординаторов и аспирантов.
|
Студенты медицинских вузов составляют более 7% всех студентов в системе высшего образования, а вузы — более 10% всех государственных высших образовательных учреждений.
В медицинских вузах работает более 32 000 преподавателей, среди которых 3600 докторов и 18 000 кандидатов наук, более 250 членов РАН и РАМН.
В настоящее время в медицинских и фармацевтических вузах России обучается более 10 000 иностранных студентов из более чем 90 стран мира.
С 1991 г. в медицинских вузах начали функционировать факультеты и отделения высшего сестринского образования со сроком обучения 4 года при дневной и 4,5 года при вечерней форме обучения. В настоящее время они открыты в 15 медицинских вузах России.
В ряде медицинских вузов России созданы и функционируют факультеты и отделения медицинской психологии, социальной работы и реабилитации, управления и экономики в здравоохранении, спортивной медицины, подготовки научно-педагогических кадров и др.
Осуществляется переход к подготовке врачей общей практики (семейных врачей), специалистов в области менеджмента и маркетинга в здравоохранении и др.
Додипломный этап обучения студентов медицинских и фармацевтических вузов завершается итоговой государственной междисциплинарной аттестацией выпускников, включающей 3 этапа:
1. Аттестационное тестирование, проводимое по типовым заданиям, утвержденным Минздравом России.
2. Проверка практических навыков.
3. Итоговое собеседование.
|
Медицинские и фармацевтические вузы страны ежегодно выпускают около 25 000 специалистов. Молодые врачи ежегодно составляют около 4% всех врачей, занятых в отрасли.
В стране функционируют 450 средних медицинских (фармацевтических) учебных заведений, из которых 30 федерального и 420 муниципального подчинения, из них 84 колледжа.
Общий контингент учащихся медицинских училищ и колледжей составляет 230 000, а преподавателей - более 28 000. Ежегодный план приема более 70 000 человек.
Подготовка сестринского персонала осуществляется по 10 основным специальностям: лечебное дело; акушерское дело; гигиена; санитария и эпидемиология; стоматология; фармация; лабораторная диагностика; стоматология ортопедическая; сестринское дело; медицинская оптика; монтаж и техническое обслуживание медицинской техники.
Любой специалист с высшим медицинским образованием обязан в течение всей профессиональной деятельности постоянно повышать свою квалификацию.
В стране существует всеобъемлющая плановая система усовершенствования врачей, включающая 16 государственных институтов и более 30 факультетов усовершенствования врачей при медицинских вузах, множество курсов и циклов на базе профильных научно-исследовательских институтов и крупных учреждений здравоохранения.
К практической профессиональной деятельности допускаются лица, имеющие диплом и сертификат специалиста. Выпускник медицинского вуза сразу после его окончания направляется в систему последипломного образования, которая предусматривает следующие формы обучения:
|
— интернатура (1 год);
- ординатура для углубленного изучения специальности (2—3 года);
— подготовка по одной из образовательно-профессиональных программ по специальности (1—4 года);
— различные по продолжительности и формам обучения циклы переподготовки для врачей всех специальностей с целью повышения квалификации и сдачи экзамена на квалификационную категорию (2-ю, 1-ю или высшую);
— аспирантура или докторантура, в которых в течение 3 лет готовят специалистов высшей квалификации для медицинской науки и образования.
Всего в вузах Минздрава России обучается более 23 000 специалистов.
Последипломное профессиональное образование специалистов здравоохранения осуществляется в 4 академиях и 3 институтах усовершенствования врачей, на 48 факультетах усовершенствования врачей при вузах и научно-исследовательских институтах Минздрава РФ.
Ежегодно в этой системе повышают свою квалификацию около 150 000 врачей различных специальностей.
В стране 450 средних медицинских фармацевтических учебных заведений, в которых обучается 230 000 учащихся.
Последипломное обучение сестринского персонала осуществляется в 40 училищах и 50 отделениях усовершенствования и повышения квалификации. Ежегодно такое обучение проходит более 130 000 специалистов.
В настоящее время существуют следующие виды последипломной подготовки:
— специализация — приобретение врачом одной из выбранных специальностей путем обучения, в интернатуре по базовым (терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология) и другим специальностям (первичная специализация), затем в институтах, на факультетах последипломного профессионального образования по перечню врачебных специальностей, утвержденных Приказом Минздрава РФ №33 от 18.02.95 и дополнениями к нему;
— усовершенствование общее, предусматривающее повышение квалификации по всем разделам избранной специальности; тематическое, предусматривающее повышение квалификации по отдельным разделам или актуальным вопросам профессиональной деятельности специалиста; сертификационные (аттестационные) циклы для получения (или подтверждения) сертификата специалиста.
В процессе последипломного обучения используются различные формы очной и заочной подготовки специалистов:
— циклы очного обучения с полным отрывом специалистов от работы;
— заочно-очные циклы с заочным выполнением определенных заданий и последующим очным обучением в образовательном учреждении;
— прерывистые циклы с периодическим частичным отрывом специалистов от основной работы;
- выездные циклы, проводимые сотрудниками учебного заведения или учреждения, осуществляющего обучение по заявке органов здравоохранения по месту работы специалистов.
Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение должно соответствовать расчетным нормам планирования числа должностей, которые рассчитываются по численности населения, показателям его здоровья и в первую очередь по заболеваемости, а также по числу и мощности учреждений здравоохранения на расчетный год или планируемый период.
При планировании развития здравоохранения в СССР на каждый планируемый период утверждался норматив потребности в медицинских кадрах.
Так, на 1986—1990 гг. Минздравом СССР были утверждены нормативы обеспеченности на 10 000 населения врачами — 43,9; медсестрами — 152,7; провизорами — 4,7 и фармацевтами — 5,2.
Соотношение врачей и медсестер планировалось довести до 1:3,5. В РФ на 10 000 населения в послевоенные годы было 38-45,0 врачей, 95-100 медсестер.
Действующие нормативы кадрового обеспечения должны пересматриваться как минимум каждые 5 лет, а в период реформ в экономике и здравоохранения и чаще.
Численность работающих в здравоохранении по отношению ко всем занятым в народном хозяйстве России продолжает увеличиваться и составляет в настоящее время около 6%, так как постоянно растущее обеспечение населения медицинской помощью, повышение качества диагностики и лечения требуют все больших трудовых затрат. Оснащение лечебно-профилактических учреждений современным медицинским оборудованием и аппаратурой требует привлечения специалистов смежных отраслей — инженеров, техников, физиков, химиков, программистов и др.
Возрастает потребность и в специалистах экономического профиля, менеджерах в связи с развитием медицинского страхования и рынка медицинских услуг.
По обеспеченности населения врачами наша страна несколько десятилетий опережает развитые зарубежные страны.
Динамика численности врачей за 1985—1999 гг. представлена в табл. 60.
Таблица 60. Численность врачей России в 1985-1999 г.1
Всего врачей всех ведомств, всех специальностей (тыс. чел.) | 646,2 | 694,7 | 650,0 | 663,1 | 669,7 | 673,7 | 682,5 |
в % к 1985 г. | 100,0 | 107,5 | 100,5 | 102,6 | 103,6 | 104,2 | 102,0 |
Обеспеченность на 10 000 населения (тыс.). | 44,9 | 46,9 | 43,8 | 45,2 | 45,4 | 45,7 | 46,0 |
Врачей системы Минздрава РФ (тыс.) | 553,7 | 602,1 | 574,2 | 585,1 | 600,2 | 613,4 | 613,5 |
в % к 1985 г. | 100,0 | 108,7 | 103,7 | 105,7 | 108,3 | 100,2 |
Обеспеченность врачами терапевтического и хирургического профиля, акушерами-гинекологами и педиатрами на 10 000 населения с 1995 г. имеет тенденцию к росту.
Необходимым условием эффективного функционирования системы здравоохранения и соответствующего качества медицинской помощи является достаточное число квалифицированного сестринского персонала.
Динамика численности и обеспеченность населения сестринским персоналом в 1985—1999 гг. представлена в табл. 61.
Следует отметить, что около 12% врачей и медсестер всех специальностей заняты не в системе Минздрава России, а в ведомственных службах здравоохранения. Соотношение врачей и сестринского персонала, равное в развитых зарубежных странах 1:4, у нас иное. Это соотношение в 1999 г. в системе Минздрава — 1:2,36.
Все показатели обеспеченности врачами и сестринским персоналом сельского населения всегда были значительно ниже, чем в городах, и сохраняют стойкую тенденцию к дальнейшему снижению.
На одну больничную койку 0,3-0,35 должности врачей, 07-0,85 должности медсестер.
Таблица 61. Обеспеченность населения сестринским персоналом в 1985-1999 гг.1
Число медсестер во всех ведомствах | 1730,2 | 1816,9 | 1695,0 | 1586,9 | 1649,7 | 1626,6 | 1611,7 |
(тыс.) | |||||||
в % к 1985 г. | 100,0 | 105,0 | 98,0 | 91,7 | 95,4 | 95,3 | 94,0 |
Число медсестер | |||||||
в системе | 1383,1 | 1477,7 | 1405,3 | 1396,2 | 1474,7 | 1461,6 | 1448,3 |
Минздрава РФ | |||||||
в % к 1985 г. | 100,0 | 106,8 | 101,6 | 100,9 | 106,6 | 105,9 | 105,0 |
Обеспеченность на | 97,0 | 99,9 | 94,7 | 95,0 | 99,9 | 99,5 | 99,4 |
10000 населения |
Различия в обеспеченности регионов РФ врачами достигают до 30%, а в обеспеченности сестринском персоналом составляют около 20%. Обеспеченность врачами на 10 000 населения в 1999 г. в Москве, Санкт-Петербурге, Северной Осетии-Алании, Астраханской и Томской областях составляет от 50 до 70. Обеспеченность сестринским персоналом на 10 000 населения в 1999 г. варьировала в субъектах федерации от 120 до 125 в Магаданской, Астраханской областях и Республике Тыва и до 45—80 в Республике Ингушетия, Приморском крае и Ленинградской области.
Окончившие высшие медицинские и фармацевтические учебные заведения могут получить лицензию (разрешение) на право заниматься определенными видами деятельности после прохождения полного курса обучения в соответствии с программой послевузовского профессионального образования (ординатура, аспирантура, докторантура) или дополнительного образования (интернатура) и получения сертификата специалиста.
Лица, окончившие средние медицинские и фармацевтические учебные заведения, могут получить лицензию на осуществление профессиональной деятельности на основании диплома о профессиональном образовании, а на занятие определенными видами деятельности, требующими дополнительной подготовки, — после прохождения курса специализации и получения сертификата специалиста.
В 1995 г. Минздравом России утверждено новое Положение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации.
Аттестация специалистов в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» является механизмом государственного контроля за расстановкой и использованием медицинских кадров, уровнем и качеством лечебно-профилактической помощи населению.
Аттестация является добровольной и проводится по желанию специалиста. По результатам аттестации специалисту присваивается квалификационная категория. Переаттестация на подтверждение имеющейся квалификационной категории проводится каждые 5 лет.
К аттестации на квалификационную категорию допускаются лица, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) образование и получившие право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в учреждениях здравоохранения независимо от форм их собственности.
Квалификационная категория может быть присвоена также лицам с высшим немедицинским образованием, допущенным в установленном порядке к медицинской деятельности и занимающим врачебные и провизорские должности в учреждениях здравоохранения. Их аттестация осуществляется при участии в работе аттестационных комиссий специалистов соответствующего профиля.
Аттестационные комиссии создаются, как правило, при органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Они могут создаваться также при научно-исследовательских и высших образовательных учреждениях Минздрава России. Решение аттестационных комиссий действительно на всей территории страны.
Квалификация специалистов определяется аттестационной комиссией по 3 категориям — 2-й, 1-й и высшей. 2-я категория может присваиваться врачам, имеющим стаж работы по аттестуемой специальности не менее 5 лет, 1-я — 7 и высшая — 10 лет. Каждая категория может быть присвоена как по основной, так и по совмещаемой должности.
В стаж работы по специальности для аттестации на категорию засчитываются время работы по данной специальности как по основной, так и по совмещаемой работе, обучение в интернатуре, ординатуре и аспирантуре по той специальности, по которой специалист проходит аттестацию, время работы в органах управления здравоохранением, в общественных профессиональных, а также в профсоюзных органах.
Аттестация, как правило, проводится по месту нахождения комиссии.
Квалификационная категория, присвоенная специалисту, действительна в течение 5 лет со дня издания приказа органа (учреждения) здравоохранения о присвоении квалификационной категории. Введение всеобъемлющей государственной системы аттестации и лицензирования медицинских вузов и факультетов является важнейшей задачей на ближайшие годы. Однако до сих пор аттестацию прошли менее половины врачей.
Специальность «врач общей практики (семейный врач)» внесена в номенклатуру врачебных специальностей, а соответствующая должность — в номенклатуру врачебных должностей учреждений здравоохранения. До сих пор, однако, подготовка таких врачей идет недостаточно интенсивно, не определен полностью статус семейного врача. Обилие социальных проблем, влияющих на формирование здоровья населения, особенно незащищенных социальных групп (инвалиды, одинокие престарелые, длительно и часто болеющие, социально дезадаптированные лица и др.), выдвинуло новые задачи перед подготовкой специалистов по социальной работе; создаются условия для подготовки медико-социальных работников.
Назрела необходимость в подготовке врачей и медсестер-менеджеров, экономистов, медицинских психологов, программистов и др. В соответствии с решениями Коллегии Минздрава РФ (март 2001 г.), посвященной ходу реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки и задачам на 2001—2005 гг. и на период до 2010 г., в ближайшей перспективе необходим пересмотр номенклатуры (классификатора) специальностей в ЛПУ с целью расширения подготовки специалистов по основным специальностям (врач общего профиля, терапия, педиатрия, акушерство и гинекология, хирургия и пр.) для обеспечения первичного звена здравоохранения и подготовки узких специалистов только после соответствующей подготовки по основным специальностям и в строгом соответствии с запросами практического здравоохранения, гарантирующими их трудоустройство.