Додипломное, дипломное и последипломное образование




МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ.СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система высшего медицинского и фармацевтического образо­вания России включает (2001 г.) 55 государственных медицинских и фармацевтических вузов, только 5 из них пока называются ин­ститутами, остальные — медицинские академии и медицинские университеты, кроме того, действует 13 медицинских факультетов университетов Министерства высшего и среднего образования России.

Додипломное, дипломное и последипломное образование

В начале века врачебное образование в России занимало 5 лет и включало около 30 учебных дисциплин. К 60-м годам, когда число изучаемых дисциплин достигло 45, перешли на 6-летнее обучение. В настоящее время в медицинском вузе только на додипломном эта­пе изучается 60 учебных дисциплин и курсов. Новые дисциплины и элективные курсы будут, очевидно, появляться в учебных планах и дальше.

Без ущерба для профессиональной подготовки специалиста с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием обуче­ние разделено на два этапа: додипломную (общеврачебную) подго­товку — 6 лет и последипломную (профессиональную) подготовку — от 1 до 4 лет в зависимости от избранной специальности

На додипломном этапе обучения в медицинских вузах России подготовка проводится в соответствии с государственными обра­зовательными стандартами по специальностям: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фарма­ция, сестринское дело.

Государственные образовательные стандарты содержат требова­ния к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по всем медицинским специальностям.

В медицинские вузы РФ ежегодно по конкурсу поступают 20 000—25 000 абитуриентов, а всего обучается в медицинских ву­зах 200 000 студентов, интернов, ординаторов и аспирантов.

Студенты медицинских вузов составляют более 7% всех студен­тов в системе высшего образования, а вузы — более 10% всех госу­дарственных высших образовательных учреждений.

В медицинских вузах работает более 32 000 преподавателей, сре­ди которых 3600 докторов и 18 000 кандидатов наук, более 250 чле­нов РАН и РАМН.

В настоящее время в медицинских и фармацевтических вузах России обучается более 10 000 иностранных студентов из более чем 90 стран мира.

С 1991 г. в медицинских вузах начали функционировать факуль­теты и отделения высшего сестринского образования со сроком обу­чения 4 года при дневной и 4,5 года при вечерней форме обучения. В настоящее время они открыты в 15 медицинских вузах России.

В ряде медицинских вузов России созданы и функционируют факультеты и отделения медицинской психологии, социальной работы и реабилитации, управления и экономики в здравоохране­нии, спортивной медицины, подготовки научно-педагогических кадров и др.

Осуществляется переход к подготовке врачей общей практики (семейных врачей), специалистов в области менеджмента и марке­тинга в здравоохранении и др.

Додипломный этап обучения студентов медицинских и фарма­цевтических вузов завершается итоговой государственной междис­циплинарной аттестацией выпускников, включающей 3 этапа:

1. Аттестационное тестирование, проводимое по типовым зада­ниям, утвержденным Минздравом России.

2. Проверка практических навыков.

3. Итоговое собеседование.

Медицинские и фармацевтические вузы страны ежегодно вы­пускают около 25 000 специалистов. Молодые врачи ежегодно со­ставляют около 4% всех врачей, занятых в отрасли.

В стране функционируют 450 средних медицинских (фармацев­тических) учебных заведений, из которых 30 федерального и 420 муниципального подчинения, из них 84 колледжа.

Общий контингент учащихся медицинских училищ и коллед­жей составляет 230 000, а преподавателей - более 28 000. Ежегод­ный план приема более 70 000 человек.

Подготовка сестринского персонала осуществляется по 10 ос­новным специальностям: лечебное дело; акушерское дело; гигие­на; санитария и эпидемиология; стоматология; фармация; лабора­торная диагностика; стоматология ортопедическая; сестринское дело; медицинская оптика; монтаж и техническое обслуживание медицинской техники.

Любой специалист с высшим медицинским образованием обя­зан в течение всей профессиональной деятельности постоянно по­вышать свою квалификацию.

В стране существует всеобъемлющая плановая система усовер­шенствования врачей, включающая 16 государственных институ­тов и более 30 факультетов усовершенствования врачей при меди­цинских вузах, множество курсов и циклов на базе профильных научно-исследовательских институтов и крупных учреждений здра­воохранения.

К практической профессиональной деятельности допускаются лица, имеющие диплом и сертификат специалиста. Выпускник ме­дицинского вуза сразу после его окончания направляется в систе­му последипломного образования, которая предусматривает сле­дующие формы обучения:

— интернатура (1 год);

- ординатура для углубленного изучения специальности (2—3 года);

— подготовка по одной из образовательно-профессиональных программ по специальности (1—4 года);

— различные по продолжительности и формам обучения циклы переподготовки для врачей всех специальностей с целью повыше­ния квалификации и сдачи экзамена на квалификационную кате­горию (2-ю, 1-ю или высшую);

— аспирантура или докторантура, в которых в течение 3 лет готовят специалистов высшей квалификации для медицинской науки и образования.

Всего в вузах Минздрава России обучается более 23 000 специ­алистов.

Последипломное профессиональное образование специалистов здравоохранения осуществляется в 4 академиях и 3 институтах усо­вершенствования врачей, на 48 факультетах усовершенствования врачей при вузах и научно-исследовательских институтах Минзд­рава РФ.

Ежегодно в этой системе повышают свою квалификацию около 150 000 врачей различных специальностей.

В стране 450 средних медицинских фармацевтических учебных заведений, в которых обучается 230 000 учащихся.

Последипломное обучение сестринского персонала осуществ­ляется в 40 училищах и 50 отделениях усовершенствования и по­вышения квалификации. Ежегодно такое обучение проходит бо­лее 130 000 специалистов.

В настоящее время существуют следующие виды последиплом­ной подготовки:

— специализация — приобретение врачом одной из выбранных специальностей путем обучения, в интернатуре по базовым (тера­пия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология) и другим спе­циальностям (первичная специализация), затем в институтах, на факультетах последипломного профессионального образования по перечню врачебных специальностей, утвержденных Приказом Минздрава РФ №33 от 18.02.95 и дополнениями к нему;

— усовершенствование общее, предусматривающее повышение квалификации по всем разделам избранной специальности; тема­тическое, предусматривающее повышение квалификации по от­дельным разделам или актуальным вопросам профессиональной деятельности специалиста; сертификационные (аттестационные) циклы для получения (или подтверждения) сертификата специа­листа.

В процессе последипломного обучения используются различные формы очной и заочной подготовки специалистов:

— циклы очного обучения с полным отрывом специалистов от работы;

— заочно-очные циклы с заочным выполнением определенных заданий и последующим очным обучением в образовательном уч­реждении;

— прерывистые циклы с периодическим частичным отрывом специалистов от основной работы;

- выездные циклы, проводимые сотрудниками учебного заве­дения или учреждения, осуществляющего обучение по заявке ор­ганов здравоохранения по месту работы специалистов.

Кадровое обеспечение

Кадровое обеспечение должно соответствовать расчетным нор­мам планирования числа должностей, которые рассчитываются по численности населения, показателям его здоровья и в первую оче­редь по заболеваемости, а также по числу и мощности учреждений здравоохранения на расчетный год или планируемый период.

При планировании развития здравоохранения в СССР на каждый планируемый период утверждался норматив потребности в медицин­ских кадрах.

Так, на 1986—1990 гг. Минздравом СССР были утверждены нор­мативы обеспеченности на 10 000 населения врачами — 43,9; мед­сестрами — 152,7; провизорами — 4,7 и фармацевтами — 5,2.

Соотношение врачей и медсестер планировалось довести до 1:3,5. В РФ на 10 000 населения в послевоенные годы было 38-45,0 врачей, 95-100 медсестер.

Действующие нормативы кадрового обеспечения должны пере­сматриваться как минимум каждые 5 лет, а в период реформ в эко­номике и здравоохранения и чаще.

Численность работающих в здравоохранении по отношению ко всем занятым в народном хозяйстве России продолжает увеличивать­ся и составляет в настоящее время около 6%, так как постоянно ра­стущее обеспечение населения медицинской помощью, повышение качества диагностики и лечения требуют все больших трудовых зат­рат. Оснащение лечебно-профилактических учреждений современ­ным медицинским оборудованием и аппаратурой требует привлече­ния специалистов смежных отраслей — инженеров, техников, физиков, химиков, программистов и др.

Возрастает потребность и в специалистах экономического про­филя, менеджерах в связи с развитием медицинского страхования и рынка медицинских услуг.

По обеспеченности населения врачами наша страна несколько десятилетий опережает развитые зарубежные страны.

Динамика численности врачей за 1985—1999 гг. представлена в табл. 60.

Таблица 60. Численность врачей России в 1985-1999 г.1

               
Всего врачей всех ведомств, всех специальностей (тыс. чел.) 646,2 694,7 650,0 663,1 669,7 673,7 682,5
в % к 1985 г. 100,0 107,5 100,5 102,6 103,6 104,2 102,0
Обеспеченность на 10 000 населения (тыс.). 44,9 46,9 43,8 45,2 45,4 45,7 46,0
Врачей системы Минздрава РФ (тыс.) 553,7 602,1 574,2 585,1 600,2 613,4 613,5
в % к 1985 г. 100,0 108,7 103,7 105,7 108,3   100,2

Обеспеченность врачами терапевтического и хирургического профиля, акушерами-гинекологами и педиатрами на 10 000 насе­ления с 1995 г. имеет тенденцию к росту.

Необходимым условием эффективного функционирования си­стемы здравоохранения и соответствующего качества медицинской помощи является достаточное число квалифицированного сестрин­ского персонала.

Динамика численности и обеспеченность населения сестринс­ким персоналом в 1985—1999 гг. представлена в табл. 61.

Следует отметить, что около 12% врачей и медсестер всех спе­циальностей заняты не в системе Минздрава России, а в ведом­ственных службах здравоохранения. Соотношение врачей и сест­ринского персонала, равное в развитых зарубежных странах 1:4, у нас иное. Это соотношение в 1999 г. в системе Минздрава — 1:2,36.

Все показатели обеспеченности врачами и сестринским персо­налом сельского населения всегда были значительно ниже, чем в городах, и сохраняют стойкую тенденцию к дальнейшему сниже­нию.

На одну больничную койку 0,3-0,35 должности врачей, 07-0,85 должности медсестер.

Таблица 61. Обеспеченность населения сестринским персоналом в 1985-1999 гг.1

               
Число медсестер во всех ведомствах 1730,2 1816,9 1695,0 1586,9 1649,7 1626,6 1611,7
(тыс.)              
в % к 1985 г. 100,0 105,0 98,0 91,7 95,4 95,3 94,0
Число медсестер              
в системе 1383,1 1477,7 1405,3 1396,2 1474,7 1461,6 1448,3
Минздрава РФ              
в % к 1985 г. 100,0 106,8 101,6 100,9 106,6 105,9 105,0
Обеспеченность на 97,0 99,9 94,7 95,0 99,9 99,5 99,4
10000 населения              

Различия в обеспеченности регионов РФ врачами достигают до 30%, а в обеспеченности сестринском персоналом составляют около 20%. Обеспеченность врачами на 10 000 населения в 1999 г. в Мос­кве, Санкт-Петербурге, Северной Осетии-Алании, Астраханской и Томской областях составляет от 50 до 70. Обеспеченность сест­ринским персоналом на 10 000 населения в 1999 г. варьировала в субъектах федерации от 120 до 125 в Магаданской, Астраханской областях и Республике Тыва и до 45—80 в Республике Ингушетия, Приморском крае и Ленинградской области.

Окончившие высшие медицинские и фармацевтические учеб­ные заведения могут получить лицензию (разрешение) на право за­ниматься определенными видами деятельности после прохождения полного курса обучения в соответствии с программой послевузов­ского профессионального образования (ординатура, аспирантура, докторантура) или дополнительного образования (интернатура) и получения сертификата специалиста.

Лица, окончившие средние медицинские и фармацевтические учебные заведения, могут получить лицензию на осуществление профессиональной деятельности на основании диплома о профес­сиональном образовании, а на занятие определенными видами де­ятельности, требующими дополнительной подготовки, — после прохождения курса специализации и получения сертификата спе­циалиста.

В 1995 г. Минздравом России утверждено новое Положение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации.

Аттестация специалистов в соответствии с «Основами законо­дательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» яв­ляется механизмом государственного контроля за расстановкой и использованием медицинских кадров, уровнем и качеством лечеб­но-профилактической помощи населению.

Аттестация является добровольной и проводится по желанию специалиста. По результатам аттестации специалисту присваива­ется квалификационная категория. Переаттестация на подтверж­дение имеющейся квалификационной категории проводится каж­дые 5 лет.

К аттестации на квалификационную категорию допускаются лица, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) образо­вание и получившие право на занятие медицинской и фармацев­тической деятельностью в учреждениях здравоохранения незави­симо от форм их собственности.

Квалификационная категория может быть присвоена также ли­цам с высшим немедицинским образованием, допущенным в уста­новленном порядке к медицинской деятельности и занимающим врачебные и провизорские должности в учреждениях здравоохра­нения. Их аттестация осуществляется при участии в работе аттес­тационных комиссий специалистов соответствующего профиля.

Аттестационные комиссии создаются, как правило, при органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Они могут создаваться также при научно-исследовательских и выс­ших образовательных учреждениях Минздрава России. Решение ат­тестационных комиссий действительно на всей территории страны.

Квалификация специалистов определяется аттестационной ко­миссией по 3 категориям — 2-й, 1-й и высшей. 2-я категория может присваиваться врачам, имеющим стаж работы по аттестуемой спе­циальности не менее 5 лет, 1-я — 7 и высшая — 10 лет. Каждая кате­гория может быть присвоена как по основной, так и по совмещае­мой должности.

В стаж работы по специальности для аттестации на категорию засчитываются время работы по данной специальности как по основной, так и по совмещаемой работе, обучение в интернатуре, ор­динатуре и аспирантуре по той специальности, по которой специ­алист проходит аттестацию, время работы в органах управления здравоохранением, в общественных профессиональных, а также в профсоюзных органах.

Аттестация, как правило, проводится по месту нахождения ко­миссии.

Квалификационная категория, присвоенная специалисту, дей­ствительна в течение 5 лет со дня издания приказа органа (учрежде­ния) здравоохранения о присвоении квалификационной категории. Введение всеобъемлющей государственной системы аттестации и лицензирования медицинских вузов и факультетов является важ­нейшей задачей на ближайшие годы. Однако до сих пор аттеста­цию прошли менее половины врачей.

Специальность «врач общей практики (семейный врач)» внесена в номенклатуру врачебных специальностей, а соответствующая долж­ность — в номенклатуру врачебных должностей учреждений здраво­охранения. До сих пор, однако, подготовка таких врачей идет недо­статочно интенсивно, не определен полностью статус семейного врача. Обилие социальных проблем, влияющих на формирование здо­ровья населения, особенно незащищенных социальных групп (ин­валиды, одинокие престарелые, длительно и часто болеющие, со­циально дезадаптированные лица и др.), выдвинуло новые задачи перед подготовкой специалистов по социальной работе; создают­ся условия для подготовки медико-социальных работников.

Назрела необходимость в подготовке врачей и медсестер-менед­жеров, экономистов, медицинских психологов, программистов и др. В соответствии с решениями Коллегии Минздрава РФ (март 2001 г.), посвященной ходу реализации концепции развития здра­воохранения и медицинской науки и задачам на 2001—2005 гг. и на период до 2010 г., в ближайшей перспективе необходим пересмотр номенклатуры (классификатора) специальностей в ЛПУ с целью расширения подготовки специалистов по основным специальнос­тям (врач общего профиля, терапия, педиатрия, акушерство и ги­некология, хирургия и пр.) для обеспечения первичного звена здравоохранения и подготовки узких специалистов только после соответствующей подготовки по основным специальностям и в строгом соответствии с запросами практического здравоохране­ния, гарантирующими их трудоустройство.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: