ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 (Часть 2)
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ
Цель работы: изучение основных принципов и получение навыков написания линейной программы на языке С.
Требования к оформлению отчета
Документ с отчетом по лабораторной работе должен соответствовать следующим требованиям по форматированию: шрифт Times New Roman, размер 14; межстрочный интервал 1,15; красная строка – отступ 1,25; поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Интервал между абзацами одного стиля – отсутствует.
Текст отчета по лабораторной работе должен содержать:
– название и цель работы;
– индивидуальное задание;
– блок-схему программы;
– распечатку кода программы и результатов ее выполнения;
– пояснительный текст к программе (описание структуры программы, назначения ее основных переменных, способов реализации отдельных функций и т.д.);
– выводы, которые должны доказывать или оценивать правильность составленной программы или объяснять допущенные ошибки.
Теоретическое обоснование
Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором все действия выполняются в строгом порядке, последовательно, одно за другим.
Программа, реализующая линейный алгоритм, называется программой с линейной структурой.
Приступая к разработке программ с линейной структурой, следует учитывать, что:
- программы с линейной структурой являются простейшими и используются, как правило, для реализации простых вычислений по формулам;
- в программах с линейной структурой инструкции выполняются последовательно, одна за другой;
- алгоритм программы с линейной структурой может быть представлен в виде блок-схемы, использующей утвержденные графические символы.
На территории Российской Федерации действует единая система программной документации (ЕСПД), частью которой является Государственный стандарт – ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов программ, данных и систем». Несмотря на то, что описанные в стандарте обозначения могут использоваться для изображения схем ресурсов системы, схем взаимодействия программ и др., в таблице 1 описана базовая часть графических элементов, используемых разработки схем алгоритмов программ.
Рассматриваемый ГОСТ практически полностью соответствует международному стандарту ISO 5807:1985.
Таблица 1 – Графические символы, используемые для построения блок-схем
Графический символ | Название назначение графического символа |
Терминатор Начало, конец, прерывание процесса обработки данных или выполнения программы | |
Данные Перечисляются данные, которые необходимы для работы алгоритма | |
Процесс В блоке операций обычно размещают одну или несколько (ГОСТ не запрещает) операций присваивания, не требующих вызова внешних функций | |
Предопределенный процесс Вызов внешних процедур и функций помещается в прямоугольник с дополнительными вертикальными линиями | |
Решение Блок в виде ромба имеет один вход и несколько подписанных выходов. В случае, если блок имеет 2 выхода (соответствует оператору ветвления), на них подписывается результат сравнения – «да/нет». Если из блока выходит большее число линий (оператор выбора), внутри него записывается имя переменной, а на выходящих дугах – значения этой переменной. | |
Подготовка Символ «подготовка данных» в произвольной форме (в ГОСТ нет ни пояснений, ни примеров), задает входные значения. Используется обычно для задания циклов со счетчиком | |
Комментарий Связь между элементами блок-схемы и пояснениями | |
Соединитель Если блок-схема не умещается на лист, используется символ соединителя, отражающий переход потока управления между листами |
Программы строятся средами Dev-C++, Code::Blocks или Visual Studio в виде специальных конструкций – проектов, которые выглядят для пользователя как совокупность нескольких файлов.
Программа на языке С – это совокупность функций, т. е. специальных программ, отвечающих определенным требованиям. Запуск любой программы начинается с запуска главной функции. Внутри этой главной функции для реализации заданного алгоритма вызываются все другие необходимые функции. Часть функций создается самим программистом, другая часть – библиотечные функции – поставляется пользователю со средой программирования и используется в процессе разработки программ.